Разработан чек-лист безопасности труда для работников ЖКХ. Предлагается использовать чек-лист для организации исполнения обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Ключевые слова: ЖКХ, охрана труда
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах [1].
Планирование (исполнение) любого мероприятия по охране труда, предусмотренного статьей 212 ТК РФ, начинается с описания имеющихся опасных и (или) вредных производственных факторов (ОВПФ). Исходя из содержания статьи 212 ТК РФ для описания опасных и (или) вредных производственных факторов (ОВПФ) применяется следующий правовой инструментарий: метод классификации ОВПФ по «ГОСТ 12.0.003–2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» [2]; метод специальной оценки ОВПФ по Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н [3]; метод производственного контроля за соблюдением санитарных правил согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 [4]; метод локального нормотворчества работодателя на основании статьи 8 ТК РФ: разработка положений, правил, инструкций по охране труда во исполнение статьи 212 ТК РФ.
Согласно пункту 5 Правил по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 июля 2015 г. № 439н) при выполнении работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе: расположение рабочего места на значительной высоте (глубине) относительно поверхности земли; повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования; аварийные конструкции зданий и помещений; загазованные помещения и колодцы; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень вибрации на рабочем месте и т. д. [5]. Всего нормативный Перечень ОВПФ содержит двадцать два фактора. Следует обратить внимание на наличие сложных для описания (оценки) технико-технологических факторов (расположение рабочего места на значительной высоте (глубине) относительно поверхности земли; повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека и т. п.) и простых для описания (оценки) технико-технологических факторов (повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень вибрации на рабочем месте и т. п.).
Метод классификации ОВПФ по «ГОСТ 12.0.003–2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» позволяет осуществить полную (100 %) классификацию двадцати двух ОФПФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Методика проведения специальной оценки условий труда позволяет описать не более 14 (четырнадцати) ОВПФ из двадцати двух ОФПФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в применяемый методикой специальной оценкой условий труда Классификатор не вошли сложные технико-технологические факторы из Перечня двадцати двух ОФПФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Метод производственного контроля санитарных правил позволяет описать не более 14 (четырнадцати) ОВПФ из двадцати двух ОФПФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Данное обстоятельство обусловлено тем, что санитарно-гигиенические нормативы не разработаны для сложных технико-технологических факторов из Перечня двадцати двух ОФПФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Санитарно-гигиеническое нормирование едино для всей территории РФ, применимо лишь для типовых, простых технико-технологических факторов.
Методом локального нормотворчества необходимо описать не менее 8 (восьми) ОВПФ из двадцати двух ОФПФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 8 (восемь) ОВПФ из двадцати двух ОФПФ являются сложными технико-технологическими факторами, недоступными для методик специальной оценки условий труда, метода производственного контроля за исполнением санитарных правил. Основная ответственность за описание сложных технико-технологических факторов возлагается на Работодателя. Предписывается Работодателю разработать локальный нормативный акт по охране труда в форме Положения о системе технического обслуживания и ремонта объектов сферы жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного работодателем (см. пункт 4 Правил по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве). К Положению о системе технического обслуживания и ремонта объектов сферы жилищно-коммунального хозяйства должна быть разработана исполнительная документация: проекты производства работ, технологические карты, наряд-допуски и т. п.
Исполнение статьи 212 ТК РФ предлагается организовывать в форме чек-листа безопасности труда в жилищно-коммунальном хозяйстве (см. табл.1).
Таблица 1
Чек-лист безопасности труда вжилищно-коммунальном хозяйстве.
Перечень опасных и (или) вредных производственных факторов (ОВПФ) жилищно-коммунального хозяйства |
Описание опасного и (или) вредного производственного фактора (ОВПФ) жилищно-коммунального хозяйства |
|||
Метод классификации по ГОСТ 12.0.003–2015 |
Метод специальной оценки условий труда |
Метод производственного контроля |
Метод локального нормотворчества |
|
Всего 22 ОВПФ |
полная классификация 22 ОВПФ (простые и сложные ОВПФ) |
не более 14 наименований ОВПФ (идентификация простых ОВПФ) |
не более 14 наименований ОВПФ (контроль простых ОВПФ) |
не менее 8 наименований ОВПФ требуется описать в форме локального акта (узаконить сложные ОВПФ) |
В итоге чек-лист безопасности труда должен иметь двадцать две горизонтальные позиции (по общему числу ОВПФ) и по каждому ОВПФ должно быть приведено в чек-листе описание ОВПФ тем и (или) иным методом, подтверждающее или отрицающее наличие ОВПФ, с указанием способов защиты (мероприятий по охране труда). Не следует путать предлагаемый чек-лист для исполнения статьи 212 ТК РФ с проверочными листами контрольно-надзорных органов.
Вывод: опасность ЖКХ в том, что не менее 8 (восьми) ОВПФ из 22 ОВПФ являются сложными технико-технологическими факторами, которые Работодатель должен самостоятельно описать (узаконить) в форме Положения о системе технического обслуживания и ремонта объектов сферы жилищно-коммунального хозяйства. Для достижения цели требуется укрепление (интегрирование) службы главного инженера, отделов ПТО, ТО путем применения профессиональных стандартов, профессиональной аттестации (сертификации).
Литература:
- Трудовой кодекс Российской Федерации — Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.
- «ГОСТ 12.0.003–2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 602-ст) — Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/startpage:0, свободный
- Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»– Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/startpage:0, свободный
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 «О введении в действие Санитарных правил — СП 1.1.1058–01" (вместе с «СП 1.1.1058–01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001) — Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/startpage:0, свободный
- Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 июля 2015 г. № 439н) — Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/startpage:0, свободный