Целью исследования в статье является реформирование принципов и механизмов управления процессом совершенствования и оптимизации ремонта и восстановительных мероприятий жилищного фонда. В статье рассматривается актуальная задача, которая заключается в идее полной реализации механизма управления мероприятиями, определенными в целевых программах по ремонту жилищно-коммунального хозяйства, что позволяет исключить нецелевое использование фондов, в оптимальном и обоснованное формировании ремонтного фонда, в контроле за полным и качественным исполнением мероприятий, в обратной связи с жильцами, а также в организации контроля за исполнением мероприятий.
Ключевые слова: жилищный фонд, капитальный ремонт, жилищно-коммунальное хозяйство, износ, целевая программа.
Несмотря на трудности нынешних реалий, государство выделяет исключительную важность решения социальных задач и особенно в плане улучшения благосостояния граждан. В решении этих задач особую актуальность приобретают проблемы жилищно-коммунального хозяйства, так как имеют социальный характер и требуют своевременной реакции по их решению. С целью их планомерного и поэтапного решения разрабатываются программы капитального ремонта [1].
Выполнение мероприятий по реализации данных программ на сегодняшний день не удовлетворяет ни жильцов многоквартирных домов, ни других субъектов этого процесса. Эти недовольства мотивируются следующими проблемами состояния жилищного фонда:
- Формирование неэффективных механизмов управления реализацией программ по обновлению;
- Необъективный анализ состояния многоквартирных домов для формирования мероприятий капитального ремонта, включая и фасадный ремонт неприглядных старых домов;
- Необоснованность определения сроков проведения капитального ремонта и их периодичности, согласно принятым техническим нормам;
- Отсутствие полной прозрачности при формировании фонда капитального ремонта;
- Неэффективное формирование структуры и системы контроля реализации программ по обновлению;
- Возможные отклонения от установленных правил и регламента при осуществлении приемки объектов капитального ремонта [1–3].
Для решения данных приоритетных проблем необходимо разработать методику и выделить пути по их устранению. Приведем аргументацию и краткое описание необходимости совершенствования методов реализации данных программ.
Жилищный фонд является в основном негосударственным, поэтому формирование механизмов управления реализацией лишь одним форматом государственных структур неэффективно [2].
Реалии показывают, что механизм управления реализацией себя изжил, более того в силу безотчетности или формальности в этом вопросе, создаются условия для нерационального расходования средств. Состояние по ремонту домов неудовлетворительное. У жильцов домов возникает большое количество вопросов. В первую очередь, становится интересно, какой вид капитального ремонта будет проводиться: общий комплексный, выборочный или же аварийный. А это в основном не указывается в программе обновления [3, 4].
Для решения рассматриваемых проблем необходимо изменить систему и механизм управления реализацией программ обновления. Реформирование в этом плане должно быть осуществлено на основе Федерального закона о местном самоуправлении (131 ФЗ) с передачей им всех функций и полномочий по управлению и осуществлению мероприятий по реализации программ, то есть заказчиком определяется муниципалитет каждого региона, а координатором общей программы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства безусловно остается Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства республики. При этом необходимо законодательно закрепить обязательную и неотъемлемую процедуру строительного, технического контроля, контроля службами МЧС и другими соответствующими компетентными структурными органами [5].
Такое изменение механизма управления реализацией программ создаст условие прямой и обратной связи с жильцами многоквартирных домов непосредственно через товарищества собственников жилья (ТСЖ) и депутатов, внесет прозрачность и ясность проводимых мероприятий, обеспечит возможность своим ТСЖ, депутатов и привлеченным компетентным профильным службам более качественно провести обследование технического состояния каждого дома в отдельности, комиссионно подготовить дефектную ведомость конкретно по каждому элементу и участку обследуемого здания или соотносящегося сооружения [3]. На основе подготовленных комиссией материалов должно быть принято Постановление о проведении мероприятий по краткосрочной Программе с указанием сроков проведения ремонта, должны быть проведены торги на определение подрядной организации [2, 4].
На основе принятого Постановления на проведение ремонтных работ должен быть подготовлен паспорт дома с полным объемом проводимых мероприятий, с указанием заказчика и ответственного за этот процесс. Этот паспорт должен быть вывешен на видном месте каждого ремонтируемого дома [2].
Во избежание чрезвычайных ситуаций и других негативных явлений при обследовании технического состояния жилищного фонда и формировании ежегодной краткосрочной программы региональные комиссии определяют необходимость проведения капитального ремонта того или иного дома не только на основе норматива периодичности ремонта, но и на основе технического состояния в соответствии с актами и дефектными ведомостями, подписанными всеми членами комиссии, представителями соответствующих ведомств и служб [4, 7]. Краткосрочная программа по каждому региону республики должна быть опубликована на сайте правительства.
С целью улучшения качества проводимых ремонтных работ заказчику ничего нового придумывать не надо, лишь надо принципиально и скрупулёзно обеспечивать выполнение нормативных требований по трехступенчатому контролю качества: входному контролю, операционному контролю и приемочному контролю с оформлением исполнительной документации.
Выполняемые работы по капитальному ремонту каждого дома (объекта) должны соответствовать утвержденным объемам, сметным материалам, техническим условиям (ТУ), строительным правилам (СП) по технологическим картам и нормам расхода материалов по видам работ и операций. Все указанные выше требования должны быть в полном объеме подтверждены исполнительной документации, в состав которой входят и документы, подтверждающие качество примененных при капитальном ремонте материалов. Эти условия представляются заказчиком при проведении торгов по определению исполнителя (подрядчика). [6, 7].
Без положительного заключения или визы представителя строительного контроля, представителя ТСЖ, а по специальным работам представителей соответствующих контрольных служб, ни одна приемка и оплата выполненных работ и затрат не должна осуществляться [1, 2].
Сборы от жильцов многоквартирных домов за квартплату должны сосредотачиваться отдельно на специальных счетах каждого муниципального органа и должны расходоваться в установленном порядке только на цели по реализации программы. Операции по расходам должны быть подотчетны ТСЖ, а также фонды и расходы не должны быть засекречены от жильцов каждого дома [4, 7].
Учитывая значительный износ жилищного фонда, низкий уровень доходов населения, частую угрозу проявления экзогенных и других негативных процессов, исполнительная власть, депутаты всех уровней ведомства, общественные организации должны находить возможность в оказании конкретного содействия по пополнению и увеличению фонда капитального ремонта домов жилищно-коммунального хозяйства за счет: привлечения государственной поддержки из средств республиканского и местных бюджетов, федерального бюджета по целевым программам.
Литература:
- Bayramukov S. H., Dolaeva Z. N. Dynamic programming in optimization of comprehensive housing stock modernization. Magazine of Civil Engineering. 2017. No. 8. Pp. 3–19. doi: 10.18720/MCE.76.1.
- Долаева, З. Н. Актуальные вопросы реновации жилищного фонда / З. Н. Долаева, А. Р. Боташев // Актуальные проблемы современной науки: состояние, тенденции развития: сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции — Черкесск: БИЦ СевКавГГТА, 2017. — С. 202–205.
- Шеина С. Г. Стратегическое управление техническим состоянием жилищного фонда муниципального образования: Монография. — Ростов-на-Дону: РГСУ, 2008. — 196 c.
- Байрамуков, С. Х. Комплексный подход к проблеме модернизации жилищного фонда / С. Х. Байрамуков, З. Н. Долаева // Инженерный вестник Дона. — 2013. — № 4. — URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/2048/.
- Булгаков, С. Н. Повышение надежности и безопасности жилищного фонда России Текст./ С. Н. Булгаков //Промышленное и гражданское строительство.- 2001.-№ 7.-С.44 46.
- Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений».
- ГОСТ Р 51929–2014. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения.