Электронная путевка как новое веяние в правовом регулировании туристической деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (248) март 2019 г.

Дата публикации: 11.03.2019

Статья просмотрена: 179 раз

Библиографическое описание:

Черноморец, В. В. Электронная путевка как новое веяние в правовом регулировании туристической деятельности / В. В. Черноморец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57060/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье проводится исследование понятия и особенностей электронной путевки как разновидности документа, а также как единой информационной системы. Кроме того, дается критический анализ введения электронного документооборота в сферу туристических услуг, оцениваются плюсы и минусы закрепления категории «электронная путевка».

Ключевые слова: туристическая деятельность, онлайн-туризм, электронная путевка.

На сегодняшний день в мире наблюдается стремительное развитие рынка онлайн-туризма, который набирает существенные обороты и в России. В частности, по оценкам экспертов, в интернете продается 1,5–3 % объема туров. Лидером по доле онлайн бронирований является сегмент авиабилетов с показателем равным 38–40 %. Доля онлайн проникновения продаж отелей составляет около 20 %, а железнодорожных билетов 15–20 %. Таким образом, общий показатель онлайн проникновения продаж туристических услуг составляет 30–35 % [1].

Более того, институт электронного документооборота в сфере туризма получил отражение и на законодательном уровне в результате введения ст. 10.3 «Особенности обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Электронная путевка» в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон «Об основах туристической деятельности»).

При этом, положения данной статьи вступили в силу 1 января 2018 г., предполагая, что Туроператоры и турагенты теперь могут заключать договоры с туристами или иными заказчиками прямо через свои сайты. На основании такого договора будет сформирована электронная путевка, которую разместят в единой информационной системе.

Однако, фактическая реализация ст. 10.3 будет возможна, когда власти определят некоторые детали. Например, правительство должно утвердить порядок обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и их клиентами, определить форму электронной путевки и требования к реестру электронных путевок, но пока есть только его проект данного подзаконного акта [2].

В этой связи заслуживает внимание исследование понятия и особенностей электронной путевки как категории права.

Так, легальная дефиниция «электронная путевка» получила отражение в ст. 2 Закона «Об основах туристической деятельности», где электронная путевка определяется как «документ, сформированный на основе договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в форме электронного документа с учетом особенностей, определенных Законом».

Исходя из положений ст. 10.3 Закона «Об основах туристической деятельности» особенности «электронной путевки» выражаются в следующем.

Во-первых, электронная путевка представляет собой электронную форму документа, т. е. документированную информацию, пригодную для восприятия человеком с использованием ЭВМ, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах, с учетом требований к электронной подписи, ее безопасности в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Во-вторых, формирование электронной путевки предполагает особый порядок обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта. В частности, для заключения договора о реализации туристского продукта турист и (или) иной заказчик смогут передавать туроператору, турагенту информацию в электронной форме (заявку о заключении договора о реализации туристского продукта и иные документы) путем ее размещения на официальном сайте туроператора, турагента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В-третьих, электронная путевка является итогом заключения договора о реализации туристского продукта. Электронная путевка содержит основные данные о туристе или туристах (например, Ф. И. О., дату рождения, серию и номер документа, удостоверяющего личность) и информацию об их путешествии (например, наименование места пребывания, продолжительность путешествия, наименование гостиницы, количество туристов и др. особенности путешествия, являющиеся существенными условиями), а также другую информацию [3].

Вместе с тем, на официальном сайте Ростуризма электронная путевка характеризуется также с точки зрения государственной информационной системы, в которую туроператоры будут вносить данные о бронировании и оплате туристического продукта (пакетного тура). После подключения туроператоров к ней, продажа всех пакетных туров будет регистрироваться через данную систему.

В пояснительных записках к проекту нормативного правого акта поясняется, что система должна повысить эффективность государственного регулирования в сфере туризма, автоматизировать процессы сбора и обработки статистической, оперативной, аналитической информации о туристском продукте, а также обеспечить защиту прав потребителей.

По задумке инициатива обеспечит прозрачность деятельности туроператоров и турагентов при заключении договоров, предупредит случаи неисполнения обязательств по договорам и защитит права туристов (например, при прекращении деятельности туроператора) [4].

Однако, мнения исследователей и практиков в сфере туристической деятельности относительно введения электронного документооборота существенного разделились.

В частности, генеральный директор сервиса онлайн-бронирования туров Level.Travel Д. В. Малютин отмечает, что, если в ходе реализации и доработок действительно будут учтены все комментарии, касающиеся особенностей туристического продукта и специфики российского рынка, из этого может получиться работающая система обеспечения гарантий для туристов. Это сможет уберечь рынок от потрясений, как то, что случилось с «Натали Турс» в 2018 г., когда множество туристов потеряли и отпуск, и деньги, получив только 5–7 % компенсации.

В то же время эксперт «Axis Pravo» А. В. Сулин не сомневается в том, что создание единой системы электронных путевок является правильным шагом. «Тот хаос в туристической отрасли, с которым сталкиваются обманутые граждане и который традиционно усугубляется к летнему сезону, явно демонстрирует, что государство должно вмешаться и навести порядок в этой сфере. Открытость и прозрачность, вне всяких сомнений, улучшат качество услуг и сократят случаи массового обмана граждан», — говорит Алексей Сулин.

Напротив, противоположное мнение высказывает А. А. Титов, который признается в том, что не до конца понимает, что даст туроператорам и турагентствам внедрение системы. Он считает очевидным, что новые правила потребуют дополнительных затрат от туроператоров, которые в конечном счете будут переложены на клиентов и в итоге будет учитываться в стоимости путевок. Это, в свою очередь, может привести к созданию дополнительной мотивации для туриста формировать свой тур самостоятельно, приобретая отдельно билеты, бронь в гостинице и трансфер, что приведет к снижению объемов отрасли туристических услуг [5].

Несмотря на множество положительных сторон во введении электронных путевок, указанные опасения А. А. Титова считаем уместными, поскольку важно учитывать интересы не только конечных потребителей, но и непосредственно предпринимателей в туристической сфере.

Таким образом, на наш взгляд, при формировании концепции электронного документооборота важно обеспечить баланс интересов туристических организаций, с одной стороны, и туристов, с другой.

Литература:

1. Яковлев, Д. О. Экспертные оценки доли онлайн продаж туристических услуг // Экспертные оценки Travel.Hub — URL: https://www.travelhubr.com/blogs/opinions/tours-online.html (дата обращения: 01.03.2019).

2. Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка создания и функционирования единой информационной системы электронных путевок, структуры единой информационной системы электронных путевок и условий предоставления информации, содержащейся в единой информационной системе электронных путевок» (по состоянию на 14 января 2019 г.) — URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=46721 (дата обращения: 01.03.2019).

3. Агешкина, Н. А., Бельянская А. Б., Холкина М. Г. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Л. Л. Руденко // СПС КонсультантПлюс. 2016 — URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.03.2019).

4. Чернов, А. О. Введение электронной путевки откладывается // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2018. — № 1. — С. 71–74.

5. Рудская, Е. Н., Скабарова А. А. Онлайн-туризм: перспективы и прогнозы развития // Молодой ученый. — 2016. — № 8. — С. 655–659. — URL https://moluch.ru/archive/112/28655/ (дата обращения: 01.03.2019).

Основные термины (генерируются автоматически): электронная путевка, туристский продукт, турист, туристическая деятельность, электронная форма, электронный документооборот, туроператор, единая информационная система, туристический продукт, электронная подпись.


Ключевые слова

туристическая деятельность, онлайн-туризм, электронная путевка

Похожие статьи

Разработка рекомендаций по организации электронного офиса современной туристской фирмы

В ходе работы было рассмотрено современное состояние туристской деятельности. В частности, был проведен анализ туристской деятельности, рассмотрено значение IT в туристической сфере и возможности ее автоматизации. Нами было уделено внимание анализу д...

Анализ логистических проблем развития туризма в Российской Федерации

В данной статье будет рассмотрена сфера туризма в Российской федерации, приведется аналитика логистики туризма в России, что в свою очередь даст возможность выявить ключевые проблемы, связанные с осуществлением развития данного направления и сформиро...

Проблемы и перспективы развития интернет-торговли в России

В настоящей работе рассмотрен современный рынок интернет-торговли в Российской Федерации, приведено описание и характеристика рынка. Представлена классификация административных барьеров, а также названы причины их возникновения. Рассмотрены основные ...

Использование информационных технологий в туристическом бизнесе

На современном этапе развития общества, информационные технологии должны рассматриваться как стратегический ресурс развития деловой активности туристической организации. Рассмотрено использование информационных технологий в туристическом бизнесе на п...

Формирование репутации гостиничного предприятия

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием и управлением репутацией отеля, которые приобретают особую актуальность в гостиничном менеджменте на современном высококонкурентном рынке. Автором изучены новые формы и подходы в управлении ...

Этапы реализации интернет-магазина

В статье рассмотрено создание и использование на практике интернет-магазина. Описаны основные этапы разработки и реализации, построена информационная система, дан сравнительный анализ интернет-магазина с обычным. Рассмотрены информационные потоки, сф...

Особенности проведения налогового контроля в условиях цифровой экономики

Статья посвящена рассмотрению трансформации подходов к осуществлению налогового контроля в условиях цифровизации экономики. Отдельное внимание уделено работе и развитию онлайн-сервисов налоговых органов.

Онлайн-школа как форма интернет-бизнеса: отличительные свойства организации и направления продвижения

В данной статье рассматриваются отличительные особенности формы онлайн-образования и методы ее продвижения.

Формирование бренда предприятия в сфере HoReCa

В научной статье рассматриваются сложившиеся авторские подходы к восприятию понятия «бренд» и «брендирование». Разграничиваются существующие подходы на составляющие. Научная новизна статьи заключается в разработке инструментария на основе опыта бренд...

Особенности развития электронной коммерции в России

В статье анализируются основные вопросы развития электронной торговли в РФ. Выделены основные ее перспективы и проанализированы количественные показатели развития системы электронной торговли в нашей стране.

Похожие статьи

Разработка рекомендаций по организации электронного офиса современной туристской фирмы

В ходе работы было рассмотрено современное состояние туристской деятельности. В частности, был проведен анализ туристской деятельности, рассмотрено значение IT в туристической сфере и возможности ее автоматизации. Нами было уделено внимание анализу д...

Анализ логистических проблем развития туризма в Российской Федерации

В данной статье будет рассмотрена сфера туризма в Российской федерации, приведется аналитика логистики туризма в России, что в свою очередь даст возможность выявить ключевые проблемы, связанные с осуществлением развития данного направления и сформиро...

Проблемы и перспективы развития интернет-торговли в России

В настоящей работе рассмотрен современный рынок интернет-торговли в Российской Федерации, приведено описание и характеристика рынка. Представлена классификация административных барьеров, а также названы причины их возникновения. Рассмотрены основные ...

Использование информационных технологий в туристическом бизнесе

На современном этапе развития общества, информационные технологии должны рассматриваться как стратегический ресурс развития деловой активности туристической организации. Рассмотрено использование информационных технологий в туристическом бизнесе на п...

Формирование репутации гостиничного предприятия

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием и управлением репутацией отеля, которые приобретают особую актуальность в гостиничном менеджменте на современном высококонкурентном рынке. Автором изучены новые формы и подходы в управлении ...

Этапы реализации интернет-магазина

В статье рассмотрено создание и использование на практике интернет-магазина. Описаны основные этапы разработки и реализации, построена информационная система, дан сравнительный анализ интернет-магазина с обычным. Рассмотрены информационные потоки, сф...

Особенности проведения налогового контроля в условиях цифровой экономики

Статья посвящена рассмотрению трансформации подходов к осуществлению налогового контроля в условиях цифровизации экономики. Отдельное внимание уделено работе и развитию онлайн-сервисов налоговых органов.

Онлайн-школа как форма интернет-бизнеса: отличительные свойства организации и направления продвижения

В данной статье рассматриваются отличительные особенности формы онлайн-образования и методы ее продвижения.

Формирование бренда предприятия в сфере HoReCa

В научной статье рассматриваются сложившиеся авторские подходы к восприятию понятия «бренд» и «брендирование». Разграничиваются существующие подходы на составляющие. Научная новизна статьи заключается в разработке инструментария на основе опыта бренд...

Особенности развития электронной коммерции в России

В статье анализируются основные вопросы развития электронной торговли в РФ. Выделены основные ее перспективы и проанализированы количественные показатели развития системы электронной торговли в нашей стране.

Задать вопрос