Анализ законодательных инноваций в сфере гостиничного и туристического бизнеса
Макаревич Марина Леонидовна, кандидат исторических наук, доцент
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Северо-Западный институт управления (г. Санкт-Петербург);
Белова Дарья Андреевна, студент бакалавриата
Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого (г. Санкт-Петербург)
В статье авторы пытаются проанализировать основные тенденции развития законодательства в сфере гостиничного и туристического бизнеса
Ключевые слова: законодательные инновации, гостиничный бизнес, туристический бизнес, Российская Федерация
В современном постиндустриальном мире туризм является одной из самых перспективных и динамично развивающихся отраслей. Ежегодно все большее количество человек покидает родные города с целью познания окружающего мира, изучения культур других народов, отдыха и работы.
Ввиду действия научно-технического прогресса сфера туризма вынуждена беспрестанно меняться, одновременно подстраиваясь под современные экономические и политические реалии. Развитие туризма способствует также расширению рынка гостиничных услуг, поскольку подавляющее большинство туристов нуждается в предоставлении средств размещения и оказании дополнительных услуг со стороны коммерческих организаций сферы гостеприимства различных типов [1].
На данный момент наиболее острое влияние на сферу гостиничного и туристического бизнеса в Российской Федерации оказывают последствия пандемии коронавирусной инфекции, пик которой пришелся на 2020 год. Среди других обстоятельств — действующие международные санкции, нестабильность курса валют, закрытие воздушных границ между некоторыми государствами [2].
Таким образом, если раньше путешествия были уделом лишь паломников и кочевников, то сейчас они являются неотъемлемой и весьма переменчивой частью жизни практически каждого современного человека. Кроме того, важно отметить, что они также отражают целый комплекс услуг, нуждающихся в систематизации и постоянном государственном контроле. Именно поэтому так важно не только ориентироваться в нормативно-правовой базе, но и отслеживать основные законодательные тенденции и инновации [3].
Для начала необходимо обозначить изменения, которые уже вступили в силу и действуют на протяжение определенного периода времени.
Говоря о гостиничном бизнесе, среди самых значимых инноваций можно отметить Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. № 1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации». Данный нормативно-правовой акт вступил в силу 1 января 2021 года, был дополнен 1 апреля 2021 года и действует до 31 декабря 2026 года [4]. Изменения коснулись практически всех аспектов, касающихся приема и обслуживания гостей в коммерческих заведениях соответствующего типа. Исследовав положения Постановления, можно выделить следующие нововведения:
1. Обязанность сторон заключать договор об оказании услуг исключительно в письменном формате;
2. Увеличение количества времени, выделяемого на уборку номеров: если ранее разница во времени выезда одного постояльца и заезда другого не должна была составлять более 2 часов, то сейчас данный промежуток был увеличен до 3-ех часов соответственно;
3. Запрет на взимание с постояльца платы за ранний заезд, превышающей стоимость половины суток проживания;
4. Невозможность одностороннего отказа от договора со стороны гостиницы (данное правило действует даже при нарушении условий договора потребителем, который, тем не менее, обязан возместить гостинице понесенные расходы);
5. Сокращение списка предметов, которые исполнитель должен предоставлять заказчику бесплатно: из него были исключены комплекты ниток и иголок, а также посуды и столовых приборов;
6. Предоставление организациям права самостоятельно определять время выезда и заезда, которое ранее регламентировалось 12-ю часами текущих суток;
7. Обязательное предъявление при заселение нотариальной доверенности от законного представителя для детей в возрасте до 14 лет;
8. Изменения, касающиеся терминологии и иных аспектов.
Как можно заметить, подавляющая часть нововведений направлена на расширение прав сторон, а также недопущение произвола при оказании услуг размещения.
В туристическом бизнесе также не обошлось без изменений, выраженные, в первую очередь, Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2020 г. № 1209 «Об утверждении Правил оказания экстренной помощи туристам и Правил финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма», также вступившее в силу 1 января 2021 года [5].
При прекращении туроператором своей деятельности туристам бесплатно оказывают следующие виды помощи:
1. Перевозка из страны пребывания;
2. Оплата гостиницы до начала перевозки;
3. Хранение и трансфер багажа;
4. Оказание экстренной медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи.
Острый вопрос о необходимости введения подобных мер встал из-за увеличения количества ситуаций, в которых граждане Российской Федерации буквально оставались без средств к существованию и возможности возвращения на Родину, находясь за границей. Основными причинами данной тенденции можно считать разорение ряда туристических компаний и закрытие воздушных границ России с некоторыми государствами ввиду распространения коронавирусной инфекции.
Как можно заметить, цель была достигнута и все граждане, желающие вернуться в Российскую Федерацию, смогли осуществить данную потребность, понеся при этом минимальные убытки.
Нельзя не упомянуть также о перспективах развития туристического законодательства и законодательства сферы гостеприимства. По заявлению руководителя Ростуризма, Зарины Догузовой, Федеральное агентство по туризму планирует в ближайшие несколько лет ввести масштабные изменения в закон о Туризме, подразумевающие полноценную реформу системы финансовых гарантий, предоставляемых туроператорами.
Во-первых, при банкротстве туроператора государство планирует помимо уже введённых и указанных выше видов гарантированной помощи (перевозки из страны/региона пребывания и т. д.) предоставить туристам фиксированную выплату в размере 40 тысяч рублей на человека. Данная сумма отражает среднюю стоимость тура, рассчитанную с учетом путешествий как внутри страны, так и за ее рубежом. Данная мера позволит, прежде всего, защитить наиболее уязвимые категории граждан, не располагающие высокими ежемесячными доходами.
Во-вторых, Догузова отметила необходимость введения электронной маркировки туров в дополнение к уже действующему Единому Федеральному реестру туроператоров. Это облегчит отслеживание и пресечение случаев мошенничества, а также гарантирует потребителям предоставление компенсаций в требующих этого случаях.
В-третьих, продолжается активная разработка программ по поддержке отечественного туризма. Это проявляется, в первую очередь, в продлении действия туристического кэшбэка. Предоставляется он в размере 20 % от стоимости тура при бронировании поездки в один из регионов России картой МИР. Заявки в текущем году принимались до 12 апреля включительно, однако Ростуризм намерен в ближайшие месяцы огласить новые даты и условия их подачи [6].
Таким образом, законодательные инновации — первичный и необходимый инструмент регулирования туристического и гостиничного бизнеса, способствующий успешному функционированию данных отраслей в условиях быстроменяющихся внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на развитие государства.
Российской Федерация старается идти в ногу со временем и стремится защитить права и интересы своих граждан, всячески меняя свою нормативно-правовую базу в соответствие с требованиями политических, экономических, социальных и иных обстоятельств.
Ввиду введения по отношению к Российской Федераций международных санкций, а также влияния последствий коронавирусной инфекции, в значительной мере затрагивающих сферы туризма и гостеприимства, законодательным органам придется провести ряд специальных мероприятий, направленных, в том числе, на изменение нормативно-правовой базы в данных областях. Так, например, особое внимание необходимо будет уделить развитию внутреннего туризма, применению мер по обеспечению безопасного проживания гостей в средствах размещения различного типа, а также защите прав граждан Российской Федерации за рубежом.
Литература:
1. Белавина Я. А., Ильюшенок А. С. Организация и управление гостиничными предприятиями в преддверии Чемпионата Мира по футболу 2018 // Вестник молодых ученых самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 1(33). — 18–21 с.
2. Семенова В. И., Макаревич М. Л. Меры поддержания туристической индустрии России в условиях санкций 2022 года // Сборник научных трудов 4-й Международной научной конференции. — 2022.
3. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (дата обращения: 23.05.2022)
4. Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853 (ред. от 01.04.2021) «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (дата обращения: 23.05.2022)
5. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2020 г. N 1209 «Об утверждении Правил оказания экстренной помощи туристам и Правил финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма» (дата обращения: 18.05.2022)
6. Официальный сайт «Ассоциации Туроператоров» — [Электронный ресурс]. — URL: https://www.atorus.ru/ (дата обращения: 18.05.2022)