Сервитут на земельный участок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (245) февраль 2019 г.

Дата публикации: 18.02.2019

Статья просмотрена: 966 раз

Библиографическое описание:

Тихонов, Р. В. Сервитут на земельный участок / Р. В. Тихонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 212-214. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56614/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье мы рассмотрим основные базовые требования и знания, применимые при установлении сервитута на земельный участок с учетом всех законодательных изменений на 2019 год.

Для более детальной проработки тематики раскроем определение сервитута — это право лиц на ограниченное пользование чужими земельными участками либо землями. По законодательному видению, в силу пункта 8 статьи 23 ЗК РФ, сервитут должен быть, как можно менее обременительным для использования земельного участка, в отношении которого такой сервитут был установлен. Очень важно отметить, что при перераспределении, объединении, разделе либо выделе обремененных участков, в отношении образованных участков сервитут сохраняется. Такую позицию законодатель закрепил в пункте 5 статьи 11.8 ЗК РФ и дополнительно указал, что сервитут не прекращается и при переходе прав на обремененный земельный участок по общему правилу, закрепив указанную позицию в пункте 1 статьи 275 ГК РФ и ранее упомянутом пункте 6 статьи 23 ЗК РФ.

Законодателем было выделено два вида сервитута частный и публичный.

Так, публичный сервитут обеспечивает интересы населения, органов местного самоуправления и, конечно, государства. Для примера приведем ситуацию, когда попасть на общественную спортивную площадку возможно только через земельный участок, который принадлежит нам. При таких обстоятельствах наш участок может быть обременен правом прохода к спортивной площадке, законодатель закрепил в п. 2 ст. 23 ЗК РФ [2, с. 36].

Становится очевидным, чем отличается публичный сервитут от частного, который в свою очередь устанавливается в интересах конкретных лиц. Приведем такой пример, загородом у нас есть земельный участок, который не имеет выхода к проезжей части общего пользования. Попасть на указанную проезжую часть мы можем только через земельный участок, который расположен рядом с нами. При таких обстоятельствах возникают основания предоставления нам права проезда по земельному участку, расположенному рядом с принадлежащим нам участком.

По соглашению сторон определяется срок частного сервитута, такую позицию законодатель закрепил в пункте 7 статьи 23 ЗК РФ. В случае если обременяемый сервитутом земельный участок взят в безвозмездное пользование либо аренду у муниципальных органов либо государства, такой срок не должен превышать срока безвозмездного пользования в силу пункта 4 статьи 39.24 ЗК РФ. [2, с. 48].

В свою очередь срок публичного сервитута определяется уполномоченным органом и указывается в решении о его установлении согласно пункту 7 ст. 23 ЗК РФ. Обращаем внимание, что существует отдельный вид публичных сервитутов, например, для строительства линейных объектов жилищно-коммунального хозяйства. Такие сервитуты могут быть установлены по ходатайству отдельных лиц в специальном порядке.

Отдельное внимание необходимо обратить на порядок установления частного и публичного сервитута

В соответствии с пунктом 3 статьи 274 ГК РФ частный сервитут можно установит через суд, в случае если собственник участка, находящегося рядом с вашим, не согласен на добровольное заключение сервитута по соглашению сторон [1, с. 112].

При этом пункт 2 ранее упомянутой статьи 23 ЗК РФ определяет, что публичный сервитут может установить исполнительный орган местного самоуправления либо орган государственной власти, если это необходимо для удовлетворения муниципальных либо государственных интересов, а также в случае нужды местного населения. В качестве примера можно привести обеспечение свободного доступа к водоему общего пользования. Законодатель закрепляет данное регулирование в подпункте 1 пункта 4 статьи 23 ЗК РФ.

Орган местного самоуправления и исполнительный орган государственной власти принимает соответствующее решение для установления публичного сервитута.

Так, по общему правилу сервитуты подлежат государственной регистрации согласно Закону о государственной регистрации недвижимости. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в силу пункта 3 статьи 274 ГК РФ, пункта 17 статьи 23 ЗК РФ, а также статьи 52 Закона о государственной регистрации недвижимости.

Правообладатель земельного участка, обремененного частным сервитутом, по общему правилу, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых данный сервитут установлен. Закреплено в пункте 5 статьи 274 ГК РФ и пункте 12 ст. 23 ЗК РФ.

Плата за него может быть периодической либо единовременной, такую позицию разъясняют в пункте 12 Обзора о сервитутах, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017. При этом Верховный суд указал, что впоследствии стороны могут изменить ее по соглашению или через суд [4, с. 56].

В случае если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, то по общему правилу его правообладатель также вправе требовать от установивших его органа местного самоуправления либо органа государственной власти соразмерную плату согласно пункта 13 статьи 23 ЗК РФ.

Определенные особенности выявляются при установлении размера оплаты за сервитут, который может быть определен (за частный сервитут) по соглашению сторон в силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ, решением суда, если стороны не смогли договориться сами согласно пунктов 3, 5 статьи 274 ГК РФ, а так же пункта 10 Обзора о сервитутах, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017, нормативными правовыми актами для некоторых случаев (в качестве примера — пункт 11 статьи 39.20, пункт 2 статьи 39.25 ЗК РФ.

В свою очередь, плату за публичный сервитут можно установить решением об установлении публичного сервитута, соглашением о его осуществлении или через суд в силу пп. 9 п. 4 ст. 39.43, пп. 8 п. 1, п. 12 ст. 39.47, п. 2 ст. 39.50, п. 14 ст. 23 ЗК РФ.

На практике возникает вопрос, возможно ли установление сервитута на безвозмездной основе. Рассмотрим и указанный вопрос подробнее.

Право собственника обремененного участка на получение платы предусмотрено законодательством в силу п. 5 ст. 274 ГК РФ, п. п. 12, 13 ст. 23 ЗК РФ. При этом он может согласиться и на безвозмездный сервитут. Такую позицию законодатель раскрыл в п. 4 ст. 421 ГК РФ, кроме того, об этом праве собственника упоминается и в пункте 12 Обзора о сервитутах, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017.

Однако следует учесть, что в случае если сервитут устанавливает суд, он должен определить размер платежей, если только собственник обременяемого участка не согласен на безвозмездное пользование.

Представляется, что безвозмездный сервитут не является дарением, поскольку не предполагает передачу самой вещи, то есть перехода права собственности или права требования в силу п. 1 ст. 572 ГК РФ.

Сервитут — это право на вещь, а не право требования как установлено п. 1 ст. 216 ГК РФ). Таким образом, коммерческие организации также вправе устанавливать безвозмездный сервитут. [3, с. 41].

Публичный сервитут, не приводящий к существенным затруднениям использования земельного участка, должен быть безвозмездным в силу п. 13 ст. 23 ЗК РФ. Кроме того, предусмотрены случаи, когда публичный сервитут может быть только безвозмездным, как в п. 6 ст. 39.46 ЗК РФ.

В качестве примера, рассмотрим, что только безвозмездным может быть публичный сервитут, установленный в отношении участка, правообладатель которого является стороной договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения (в целях исполнения которого данный сервитут и был установлен) в силу пп. 3 п. 6 ст. 39.46 ЗК РФ.

Законодателем был определен и порядок прекращения частного сервитута на земельный участок, который прекращается с истечением срока, на который он был установлен согласно п. 7 ст. 23 ЗК РФ.

Более того, он прекратится, если (п. 1 ст. 48 ЗК РФ) стороны договорились о прекращении сервитута и заключили соответствующее соглашение (п. 1 ст. 450 ГК РФ), отпали основания, на которых он был установлен. В этом случае собственник обремененного участка может потребовать прекратить сервитут согласно п. 1 ст. 276 ГК РФ. Если не получится урегулировать вопрос соглашением, необходимо обратиться в суд. [1, с. 82].

Отметим, что требование в суд может заявить также собственник участка, для использования которого сервитут установлен согласно п. 6 Обзора о сервитутах, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017. Обремененный участок не может использоваться по целевому назначению из-за сервитута. В этом случае для прекращения сервитута собственнику обремененного участка нужно обратиться в суд в силу п. 2 ст. 276 ГК РФ.

По общему правилу прекращение сервитута подлежит государственной регистрации согласно п. 2 ст. 8.1 ГК РФ, ч. 3 и 6 ст. 1 Закона о регистрации недвижимости.

Обращаем внимание, что публичный сервитут прекращается, в частности, с истечением срока, на который он был установлен согласно п. 7 ст. 23 и п. 3 ст. 48 ЗК РФ.

Если отсутствуют общественные нужды, для которых был установлен публичный сервитут, по общему правилу он также может быть прекращен уполномоченным органом — посредством принятия акта об отмене сервитута (п. 2 ст. 48 ЗК РФ), судом (в результате оспаривания решения или бездействия вышеуказанного уполномоченного органа).

Правообладатель вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке по основаниям, приведенным в п. 6 ст. 48 ЗК РФ. Как пример это нарушение порядка установления публичного сервитута.

Публичный сервитут, установленный в отдельных целях, может быть прекращен по решению уполномоченного органа и по другим основаниям в силу п. 4 ст. 48 ЗК РФ.

Более того, при приватизации земельного участка публичный сервитут, в частности, может быть прекращен судом по иску собственника в силу п. п. 7, 8 ст. 31 Закона о приватизации, если сервитут приводит к невозможности или существенному затруднению использования участка по его прямому назначению, нет государственного или общественного интереса в обременении.

Прекращение зарегистрированного сервитута подлежит государственной регистрации согласно п. 2 ст. 8.1 ГК РФ, ч. 3 и 6 ст. 1 Закона о регистрации недвижимости.

В дополнение необходимо отметить, что сервитут нельзя переуступить каким-либо способом иным лицам. Кроме того, его нельзя передать в залог. Он может перейти лишь к тому лицу, которое станет собственником недвижимости, в пользу которой установлен согласно п. 2 ст. 275 ГК РФ.

Таким образом, на сегодняшний день определен достаточно качественный и более понятный порядок регистрации и регулирования сервитута на земельный участок.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ // ред. от 03.08.2018 // с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019 // [Электронный ресурс] // www.consultant.ru.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // в ред. от 25.12.2018 // с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019 // [Электронный ресурс] // www.consultant.ru.
  3. Калиничев, Андрей Васильевич. Земельный сервитут в российском законодательстве диссертация, кандидата юридических наук // 12.00.03. — Москва // РГБ, 2017. — из фондов Российской Государственной Библиотеки.
  4. Обзор судебной практики о сервитутах, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 // [Электронный ресурс] // www.consultant.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, публичный сервитут, ГК РФ, земельный участок, сервитут, общее правило, пункт, частный сервитут, Верховный Суд РФ, местное самоуправление.


Похожие статьи

Исследование методики координирования объектов капитального строительства при осуществлении кадастровой деятельности

В настоящей статье рассматриваются проблемы координатного обеспечения землеустройства и кадастровой деятельности, а также делается вывод о том, что отнесение к опорной межевой сети пунктов, обладающих координатами, определенными с разной точностью и ...

Проблемные аспекты учета, отчетности и анализа капитала

В данной статье сделана попытка рассмотреть проблемные вопросы, связанные с содержанием понятия капитал в современных условиях. Приводится анализ некоторых определений капитала и его содержания. Рассмотрены коэффициенты, которые используются при анал...

Исследование вопроса двойного целевого назначения земель при разработке документации по планировке территории

Цель научной статьи заключается в исследовании вопроса задвоения категорий земли на территории, на которую разрабатывается документация по планировке территории с целью размещения линейного объекта. При разработке документации выявлено, что зачастую ...

Совершенствование процедуры утверждения проекта планировки и межевания территории

В статье рассматривается вопрос утверждения проекта планировки и межевания территории и последующей постановки на государственный кадастровый учет земельных участков. Были определены основные проблемы, возникающие в связи с продолжительностью процеду...

Актуальные проблемы практического применения сервитута

В настоящей статье мы рассмотрим сложности при установлении подхода к земельному участку, порядок и особенности такого установления, санкции за нарушение земельного сервитута, особенности межевания земельных паев.

Разработка рекомендаций в отношении критериев объекта недвижимого имущества

Данная статья посвящена видам имущества, относимого к недвижимому по законодательству Российской Федерации. Недвижимость представляет собой ценность для гражданского оборота, поэтому видится необходимым изучение проблем правовой регламентации недвижи...

Негативные последствия эксплуатации объекта капитального строительства без получения разрешения на ввод в эксплуатацию: новые тенденции законодательства и судебной практики

В данной статье на материалах судебной практики анализируются негативные последствия эксплуатации объекта капитального строительства в отсутствие разрешения на ввод его в эксплуатацию. Актуальность данной темы связана с существенным увеличением разме...

Вещные права в российском земельном законодательстве

Рассматриваются вопросы становления института вещных прав на землю, проводится общая классификация ограниченных вещных прав в земельной сфере, рассмотрены отдельные виды земельных вещных прав.

Теоретико-правовые основы муниципального заказа

В данной статье рассматривается сущность и правовое регулирование муниципального заказа, регламентированным Федеральным законом № 44-ФЗ, как один из специальных режимов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципал...

Проблемы правового регулирования изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд для целей недропользования

В статье рассматривается вопрос законности изъятия, в том числе путем выкупа, земель для государственных или муниципальных нужд для целей недропользования. Проводится анализ норм российского законодательства, которые устанавливают упрощенный порядок ...

Похожие статьи

Исследование методики координирования объектов капитального строительства при осуществлении кадастровой деятельности

В настоящей статье рассматриваются проблемы координатного обеспечения землеустройства и кадастровой деятельности, а также делается вывод о том, что отнесение к опорной межевой сети пунктов, обладающих координатами, определенными с разной точностью и ...

Проблемные аспекты учета, отчетности и анализа капитала

В данной статье сделана попытка рассмотреть проблемные вопросы, связанные с содержанием понятия капитал в современных условиях. Приводится анализ некоторых определений капитала и его содержания. Рассмотрены коэффициенты, которые используются при анал...

Исследование вопроса двойного целевого назначения земель при разработке документации по планировке территории

Цель научной статьи заключается в исследовании вопроса задвоения категорий земли на территории, на которую разрабатывается документация по планировке территории с целью размещения линейного объекта. При разработке документации выявлено, что зачастую ...

Совершенствование процедуры утверждения проекта планировки и межевания территории

В статье рассматривается вопрос утверждения проекта планировки и межевания территории и последующей постановки на государственный кадастровый учет земельных участков. Были определены основные проблемы, возникающие в связи с продолжительностью процеду...

Актуальные проблемы практического применения сервитута

В настоящей статье мы рассмотрим сложности при установлении подхода к земельному участку, порядок и особенности такого установления, санкции за нарушение земельного сервитута, особенности межевания земельных паев.

Разработка рекомендаций в отношении критериев объекта недвижимого имущества

Данная статья посвящена видам имущества, относимого к недвижимому по законодательству Российской Федерации. Недвижимость представляет собой ценность для гражданского оборота, поэтому видится необходимым изучение проблем правовой регламентации недвижи...

Негативные последствия эксплуатации объекта капитального строительства без получения разрешения на ввод в эксплуатацию: новые тенденции законодательства и судебной практики

В данной статье на материалах судебной практики анализируются негативные последствия эксплуатации объекта капитального строительства в отсутствие разрешения на ввод его в эксплуатацию. Актуальность данной темы связана с существенным увеличением разме...

Вещные права в российском земельном законодательстве

Рассматриваются вопросы становления института вещных прав на землю, проводится общая классификация ограниченных вещных прав в земельной сфере, рассмотрены отдельные виды земельных вещных прав.

Теоретико-правовые основы муниципального заказа

В данной статье рассматривается сущность и правовое регулирование муниципального заказа, регламентированным Федеральным законом № 44-ФЗ, как один из специальных режимов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципал...

Проблемы правового регулирования изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд для целей недропользования

В статье рассматривается вопрос законности изъятия, в том числе путем выкупа, земель для государственных или муниципальных нужд для целей недропользования. Проводится анализ норм российского законодательства, которые устанавливают упрощенный порядок ...

Задать вопрос