Компьютерные технологии и инструментальные средства активно разрабатываются и внедряются сегодня во многие сферы. Образовательная среда не стала исключением. Возросший уровень технического оснащения в образовательных учреждениях в России является одним из факторов внедрения информационно-коммуникационных технологий. ИКТ полностью изменили как организацию учебного процесса, так и этап подготовки учителя к уроку, его методическое сопровождение. С одной стороны, цифровые (электронные) ресурсы выполняют функцию наглядности на уроке, делая его ярким, запоминающимся, с другой стороны, они являются источником получения новых знаний учащихся [3, с. 1]. Поэтому традиционные печатные учебные издания, являвшиеся основными средствами обучения в течение многих десятилетий, начинают уступать место электронным и другим информационно-образовательным ресурсам.
Вопрос об электронных образовательных ресурсах впервые встал в середине первого десятилетия двадцать первого века. Все началось с массового появления дисков с мультимедийными приложениями, которые назывались электронным приложением к учебникам. Программа для них писалась раз и навсегда, изменить ее было нельзя, что, безусловно, накладывало значительные ограничения на работу с ней.
Постепенно использование ИКТ стало неотъемлемой и очень важной составляющей образования в целом и иноязычного образования в частности. Учёт стремительного прогресса в области информационных технологий, живого интереса современных школьников ко всем инновациям, расширяющим возможности общения, в том числе и на иностранном языке, становится залогом для достижения хороших результатов в обучении. При таком подходе любые формы, методы и технологии обучения иностранным языкам являются не самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из основных задач образования — обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития личности [6, с.80]. Применение ИКТ на уроках иностранного языка оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения, повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, качество их знаний, уровень информационной культуры, расширяет кругозор, а также помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке.
В этих условиях деятельность педагога имеет особое значение. Педагог должен уметь вести инновационную деятельность в информационно-образовательной среде учебного заведения. Сегодня профессиональная компетентность педагога определяется его готовностью эффективно решать профессиональные задачи в условиях информационно-образовательной среды, реализовать отбор средств ИКТ для повышения качества образовательного процесса [1, с. 2].
По мнению многих учителей и преподавателей, удачным дополнением к учебнику сейчас становятся электронные учебные пособия (ЭУП), активно внедряющиеся в образовательный процесс. Они становятся основой современного дистанционного образования, представляя из себя «совокупность программных средств и решений для передачи, хранения, обновления, использования, контроля усвоения знаний в процессе обучения» [5, с. 200]. Необходимо сказать о том, что ЭУП не альтернатива, а дополнение к традиционным формам обучения, не заменяющее работу с учебником. Использование электронных учебных пособий имеет многочисленные преимущества. Такая форма предоставления информации формирует высокую степень мотивации, а также рост интереса к процессу обучения. За счет этого повышается интенсивность обучения и возрастают индивидуальные достижения по предмету.
Ещё одним из ведущих факторов перехода от традиционного учебника к электронным ресурсам является его «старение». Учитывая стремительность обновления знаний, учебный материал на бумажном носителе не может выдержать конкуренции со своими электронными «собратьями» в силу того, что в ЭУП учебный материал можно постоянно обновлять, используя при этом различные виды наглядности, что является дополнительным мотивационным фактором для обучаемых.
На сегодняшний день выявлена закономерность: при комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание материала повышается в два раза, а если человек вовлекается в активные действия в процессе изучения, то процент усвоения материала повышается до 75 % и выше. Поэтому мультимедийное воздействие повышает эффективность усвоения материала у обучающегося. Следовательно, разработка ЭУП как мультимедийного комплекса по изучению той или иной дисциплины, способно повысить процент усвоения материала, создать хороший базис для самоподготовки. Что в свою очередь немаловажно для знаний и умений, которые получит обучающийся после изучения электронного учебного пособия по-иностранному (французскому) языку [2, с. 10].
Возможности электронных учебных пособий максимально раскрываются непосредственно в образовательном процессе. В частности, даже самый полный учебник не в состоянии вместить в себя весь объём информации, тем более это будет очень сложно усваиваться школьником. Конечно, в этом случае может помочь интернет, где много тематических сайтов и порталов различного назначения и можно найти практически любую информацию, сделав несколько запросов.
Однако и с такой системой поиска информации возможны определенные сложности. В подобных ситуациях электронное учебное пособие явно демонстрирует свои преимущества, так как вся необходимая система информации для освоения дисциплины собрана в одном месте и не приходится тратить время на поиск этого материала в различных источниках [4, с. 127].
Что касается результативности, использование ИКТ способствуют повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению иностранного языка, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что электронные учебные пособия имеют огромные преимущества: они обладают возможность компактного хранения большого объема информации; легкой и быстрой актуализацией; возможностью выполнения интерактивных упражнений и тестов; а также хорошей наглядностью и структурированностью. Поэтому нам видится целесообразным их активное использование на уроках иностранного языка.
Литература:
- Булатова Э. М. Деятельность педагога в информационно-образовательной среде учебного заведения / Э. М. Булатова // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». — 2018. — № 4. — С. 71–76.
- Васильева, Е. Е. Закономерности запоминания и повторения [Текст]/Е. Е. Васильева// Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. — 2014. — № 2.
- Грушина Т. П. Конструирование урока с использованием цифровых образовательных ресурсов [Текст] / Т. П. Грушина // Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки». — 2018. — № 4. — С. 93–101.
- Михалищева М. А. Использование электронных учебных пособий в учреждениях профессионального образования [Текст] / М. А. Михалищева, С. В. Туркина // Меркурий. Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. — 2013. — С. 127–129. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4050/ (дата обращения: 11.01.2019).
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 272 с.
- Сороковых Г. В. Проектирование креативной иноязычной образовательной среды вуза как научная проблема / Г. В. Сороковых // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Филологические науки. — 2013. —№ 4. —С. 79–82.