Оценивание образовательных достижений младших школьников в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (243) февраль 2019 г.

Дата публикации: 05.02.2019

Статья просмотрена: 674 раза

Библиографическое описание:

Польченко, Е. В. Оценивание образовательных достижений младших школьников в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования / Е. В. Польченко, Л. И. Ермолина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 194-197. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56294/ (дата обращения: 09.03.2021).



В статье поднимается проблема оценивания образовательных достижений младших школьников в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования. Выдвигается авторская версия эффективности использования контрольно-оценочных и контрольно-измерительных материалов. Обосновывается выбор контрольно-оценочных процедур и вариативность контрольно-измерительных материалов.

Ключевые слова: младшие школьники, оценка, контрольно-измерительные материалы, контрольно-оценочные процедуры.

Введение. Начальная школа была и остается той ступенью, на которой закладывается фундамент дальнейшего образования и развития личности. Период младшего школьного возраста — это время, когда происходит интеллектуальное развитие ребенка, формируется направленность личности, определяются основы учебной деятельности. От того, какие условия обеспечивают это развитие, во многом зависит дальнейшая жизнь человека. Государство предъявляет требования не только к реализации образовательных стандартов начального образования, но и к оценке качества образования, оценивание образовательных достижений младших школьников.

Вопросам оценки знаний и учебных компетенций обучающихся начальной школы посвящены труды С. Р. Шейхмамбетова, Н. С. Махина, Г. И. Веденеева, В: А. Кальней, М. М. Поташник, С. И. Шишов, Е. В. Ямбург и др.

Учебным достижениям младших школьников, критериям, по которым их можно оценить, посвящены многие педагогические и психологические исследования (Р. Аткинсон, А. Бандура, Э. Берне, Дж. Келли, А. Маслоу, К. Роджерс, X. Хекхаузен, Э. Эриксон и др.). Учебные достижения рассматриваются как составная часть проблем самоактуализации и самосовершенствования личности.

В рамках реализации национального проекта «Образование» и Федерального государственного образовательного стандарта начального обучения происходят изменения в системе начального образования, особенно в целеполагании. Ориентация начального образования на освоение младшими школьниками учебной деятельности предполагает включение в число объектов оценивания способов действия и способов учебного взаимодействия. В практике образовательной деятельности начальной школы нет достаточного количества контрольно-оценочных процедур, позволяющих учителю понять, насколько организованное им обучение помогает учащимся овладевать компонентами учебной деятельности.

В связи с тем, что приоритетным направлением современного начального образования является индивидуализация и дифференциация обучения, учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося и создание индивидуальной траектории обучения необходима многоуровневость в оценке образовательных достижений. Изучение научных исследований по проблеме оценивания образовательных достижений младших школьников, показывают, что практически отсутствуют доступные учителю механизмы прослеживания динамики индивидуального прогресса каждого обучающегося. Отмечается (В. А. Сластенин, Н. С. Махина, О. Е. Жиренко, А. Н. Прохорова, П. И. Третьяков, В. В. Давыдов, Н. В. Занков и др.), что имеющаяся система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников не является самоцелью, а подчинена общим целям системы образования с направленностью на повышение качества образования.

Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников, соответствующая ФГОС и способная оказать существенное влияние на повышение качества образования, должны иметь следующие характеристики:

1.Объекты контроля и оценки:

а) знания и их применение, овладение определенными способами действия;

б) метапредметные результаты образования;

в) индивидуальные креативные достижения учащихся.

Таким образом, контроль и оценка индивидуальной динамики развития и обученности каждого ученика выходит на первый план. А это значит, что увеличивается доля участия в контрольно-оценочной деятельности самих обучающихся, что важно для функционирования системы оценивания, так и для овладения младшими школьниками действиями контроля и оценки, самоконтроля и самооценки как важнейшими компонентами учебной деятельности.

В связи с этим, цель исследования заключается в теоретическом обосновании оценивания образовательных достижений младших школьников в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования.

Предмет исследования — процесс оценивания образовательных достижений младших школьников.

Объект исследования — образовательный процесс в начальной школе.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие обучающиеся 4 «А» и 4 «Б» классов МКОУ Воронцовская СОШ Воронежской области.

В качестве методов исследования использовались контрольно-оценочные и контрольно-измерительные средства для оценивания учебных достижений обучающихся.

Результаты и их обсуждение

В результате проводимого исследования, который начался в сентябре 2018 года, были сделаны выводы о том, что необходимыми условиями функционирования современной системы контроля и оценки образовательных достижений младших школьников являются:

  1. Учет самоценности каждого компонента системы при их взаимосвязи и сочетание внутренних и внешних форм контроля и оценки. Такие условия заключаются в установлении обратной связи, направленности на процесс усвоения учебных предметов.

Внешний контроль и оценка заключаются в получении данных об общем состоянии начального образования и тенденциях его изменения, что способствует созданию качественного диагностического инструментария, который впоследствии будет использоваться в ходе внутреннего контроля и оценки.

  1. Использование специально разработанного диагностического инструментария для проведения внешнего контроля и оценки образовательных достижений, включающего стандартизированные методики.
  2. Анализ этапов становления обучающихся как субъектов контрольно-оценочной и контрольно-измерительной деятельности, что включает создание системы работы по формированию контроля и самоконтроля, самооценивания, показанной в средствах обучения.
  3. Учет психологических особенностей обучающихся, создание «портрета» ученика и «портрета» класса для разработки планируемых результатов по каждому предмету, критериев их достижения и способов оценки.
  4. Выделение основных учебных действий, которыми овладевают обучающиеся в рамках конкретного предмета.
  5. Качественная оценка достижений обучающихся, анализ причин возникших трудностей и их классификация с целью коррекции.

Специальная, продуманная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников способна существенно повлиять на повышение образовательного уровня каждого ученика, если данные будут использованы для организации дифференцированного обучения.

В исследовании мы придерживались взглядов ученых педагогов на сущность и структуру учебной деятельности (Ш. А. Амонашвили, В. И. Андреев, В. П. Беспалько, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, И. Я. Лернер, Н. С. Махина, М. И. Махмутов, Г. К. Паринова, К. К. Платонов, В. В. Сериков, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин и др.) и определели наиболее эффективные модели оценки достижений обучающихся в начальной школе.

  1. Метапредметные результаты:

а) Включение в текущие проверочные работы по предметам (русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению) задания, построенные на материале предмета и оценивающие метапредметные результаты.

б) Учет межсистемных связей и использование комплексных материалов, построенных на материале нескольких предметов, основной целью которых является оценивание достижения метапредметных результатов, связанных с учебной деятельностью и когнитивным развитием школьников.

в) Тестовые задания, которые тренируют память, внимание, мышление через умение найти информацию в тексте, умение ее понять, сделать на основе прочитанного выводы и обобщения.

4) Педагогические диагностические материалы, построенные на основе информации нескольких предметов. Для оценивания метапредметных результатов, связанных с умением взаимодействовать с социумом, используются творческие задания.

Построение системы мониторинга и принципы создания контрольно-измерительных материалов построены с учетом дифференцированного подхода и важными являются следующие положения:

— Основой для создания работ являются общие положения ФГОС НО, связанные как с общей формулировкой предметных требований (пункт 9), так и с положениями об итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования (пункт 13).

В соответствии с деятельностным подходом, который является приоритетным в современном начальном образовании и отраженном в ФГОС НО, объектами контроля являются знания и способности на практике применять полученные знания.

Вывод и заключение. Для разработки контрольно-измерительных и контрольно-оценочных материалов необходимо составить перечень способов действий, которые должны быть сформированы по каждому предмету. Отмечено, что перспективными в оценке метапредметных результатов являются задания, в которых обучающимся важно понять, в чем заключается учебная задача, использовать не только знания, но и активизировать психические познавательные процессы.

В работах, направленных на оценку индивидуальных образовательных достижений обучающихся всегда использовать два типа заданий: обязательные (базовые) задания и дополнительные задания (задания повышенного уровня сложности), что позволит реализовать принцип дифференцированного подхода. Для понимания важно: количество заданий должно соответствовать возрастным возможностям обучающихся. Особое место в системе контроля знаний занимают мониторинговые срезы в конце 4 класса, направленные на оценку достижения стандарта. Целью проверочной работы, определяющей является оценка уровня усвоения знаний, умений и навыков, без которых невозможно продолжение обучения в основной школе. Особое место здесь принадлежит педагогической диагностике, поскольку усиление диагностического компонента способно существенно повысить качество образования. В отличие от Всероссийских проверочных работ, целью которых является ответ на вопрос усвоен или не усвоен необходимый объем материала, целью педагогической диагностики является ответ на вопрос об особенностях учебных действий ученика, об особенностях его деятельности, о возможных причинах затруднений.

Отсюда следует, непосредственное влияние наоценивание образовательных достижений младших школьников в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования оказывает личность учителя, а полученные данные обладают потенциалом влияния на процесс образования в школе и на индивидуальную траекторию обучения каждого обучающегося.

Литература:

  1. Виноградова Н. Ф. и др. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2016. 224 с.
  2. Современная начальная школа: достижения, проблемы, перспективы: сборник статей Всероссийской научно- методической конференции / сост., отв. ред. А. А. Сергеенко; Российская академия образования. — М.: Диона, 2017. — 236 с.
  3. Шейхмамбетов С. Р. Современная методика оценки результатов обучения // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 1516–1519. — URL https://moluch.ru/archive/91/19773/ (дата обращения: 30.01.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): начальное образование, учебная деятельность, достижение, начальная школа, оценка, школьник, государственный образовательный стандарт, задание, материал, предмет.


Ключевые слова

оценка, младшие школьники, контрольно-измерительные материалы, контрольно-оценочные процедуры

Похожие статьи

Современные формы и методы оценивания образовательных...

Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность...

Основные результаты освоения обучающимися основной...

начальное образование, образовательная система, образовательный процесс, качество образования, оценка качества образования, оценка качества, педагогическая экспертиза, TIMSS, условие реализации, начальное общее...

Готовность учителя начальных классов к организации...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

Такая оценка одновременно становится стимулирующей для школьника, так как усиливает...

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование

 признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении...

Федеральные государственные образовательные стандарты...

Федеральные государственные образовательные стандарты разных уровней системы образования ДО и НОО.

дошкольное образование, начальное общее образование, основная образовательная программа, условие реализации, общее образование, Пункт...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [1] ориентирует школы не только на достижение предметных образовательных результатов, но и на формирование личности учащихся...

Промежуточная оценка метапредметных результатов обучения...

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 3 ч

образования (АООП НОО); федеральный государственный образовательный стандарт...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках

Учитель должен оценивать результат деятельности ученика, не взирая на личные

Так проверяется и выполнение учащимися домашних заданий, и усвоение ими нового материала...

Оценивание на уроках русского языка в условиях введения...

В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в

Таким образом, целью данной статьи является — исследование особенностей оценивания на уроках русского языка в условиях...

Формирование метапредметных образовательных результатов...

Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос.

Формирование метапредметных образовательных результатов... внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное...

Похожие статьи

Современные формы и методы оценивания образовательных...

Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность...

Основные результаты освоения обучающимися основной...

начальное образование, образовательная система, образовательный процесс, качество образования, оценка качества образования, оценка качества, педагогическая экспертиза, TIMSS, условие реализации, начальное общее...

Готовность учителя начальных классов к организации...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

Такая оценка одновременно становится стимулирующей для школьника, так как усиливает...

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование

 признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении...

Федеральные государственные образовательные стандарты...

Федеральные государственные образовательные стандарты разных уровней системы образования ДО и НОО.

дошкольное образование, начальное общее образование, основная образовательная программа, условие реализации, общее образование, Пункт...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [1] ориентирует школы не только на достижение предметных образовательных результатов, но и на формирование личности учащихся...

Промежуточная оценка метапредметных результатов обучения...

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 3 ч

образования (АООП НОО); федеральный государственный образовательный стандарт...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках

Учитель должен оценивать результат деятельности ученика, не взирая на личные

Так проверяется и выполнение учащимися домашних заданий, и усвоение ими нового материала...

Оценивание на уроках русского языка в условиях введения...

В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в

Таким образом, целью данной статьи является — исследование особенностей оценивания на уроках русского языка в условиях...

Формирование метапредметных образовательных результатов...

Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос.

Формирование метапредметных образовательных результатов... внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное...

Задать вопрос