…Забота о здоровье ребенка — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.
В. А. Сухомлинский
Современный учитель — это человек, в руках которого заключена власть и идеи, которые могут вершить будущее нашей молодежи. Ребенок, который приходит в школу похож на мягкий пластилин, приобретающий форму и красоту к окончанию учебы. Задача педагога- вырастить гармоничную личность. Но одному учителю это сделать не под силу.
Начиная с пятого класса, у ребенка открывается дверь, которая ведет его в мир самостоятельности; в мир, где можно отстаивать свое мнение; в мир, где можно узнать себя, свои интересы и предпочтения к наукам. Здесь на помощь приходят учителя- предметники. Они сразу профессиональным взглядом могут увидеть юных Мечниковых, Циолковских, Кюри, а может просто старательных учеников, или тех, кто ищет себя.
Роль учителя биологии в этом многогранна. Не стоит забывать, что дети должны выйти со школы социализированы и адаптированы к нашему строгому, порой и жестокому обществу. Воспитание такого гражданина нашей великой страны — процесс очень сложный и трудоемкий. За всеми этими задачами необходимо сохранить здоровье ребенка во всех его проявлениях, ведь здоровье-ресурс ограниченный, основная фундаментальная парадигма современной школы — укрепить здоровье, научить сохранять и не растрачивать эту ценность. Данная проблема, как Дамоклов меч, всегда рядом с учителем биологии. Каждый из нас понимает, насколько важна и ответственна задача формирования культуры здоровья у детей и подростков. Ведь от того, научатся ли мои ученики ответственно относится к своему здоровью, будут ли рассматривать его как ценный ресурс, который в дальнейшем позволит им реализовывать свои цели, совершенствоваться и совершенствовать мир вокруг себя, во многом зависит будущее нашего общества. Одно из важнейших направлений моей деятельности в рамках федерального государственного стандарта — развитие творческого потенциала обучающихся. Моя главная задача — определить, какое понимание здоровья я буду формировать у подростков: здоровье как состояние, когда «ничего не болит», или здоровье, как условие стать счастливым и сделать счастливым других.
Своих обучающихся я подразделяю на несколько категорий:
5–7 классы — это дети, которые будут прислушиваться к каждому слову учителя, не подвергать сомнениям то, что он говорит. Учитель — это наставник, который направляет эту необузданную энергию не в строну разрушения, а в сторону созидания. Здесь на помощь приходит внеурочная деятельность.
В основу работы моей внеурочной деятельности легли следующие принципы:
- Принцип личностно-ориентированного обучения (то есть сохранность и поддержка индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому работать в присущем ему темпе, обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей; создание условий для реализации творческих возможностей школьника).
- Принцип слаженного обучения (то есть соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, соответствие меры трудности обучения темпу умственной деятельности, создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей).
- Принцип учебного диалога (предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности). Использование разных форм организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать (парная, групповая, общая коллективная).
- Принцип преемственности обучения. [1, c. 15]
Рис. 1. Внеурочные занятия по биологии
«Никто так не содействует успеху нашей деятельности, как крепкое здоровье; наоборот, слабое здоровье мешает ей» (Ф. Бэкон).
В погоне за реализацией всех технологий необходимо в каждом ребенке увидеть ту грань, за которой можно его утомить и пошатнуть здоровье. Поэтому на уроках с данной группой детей я использую различные физкультминутки, игры, групповые работы, динамические паузы. Краснодарский край –аграрный край, поэтому наличие пришкольно — опытного участка позволяет детям приобрести навыки сельскохозяйственной работы, формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Я помогаю своим ребятам овладеть экологической грамотностью и осознать всю полноту ответственности за настоящее и будущее своей семьи, школы, Краснодарского края и будущее своей страны.
Рис. 2. Работа на пришкольно-опытном участке
8–9 классы - дети – подростки, сложный возраст, который поймет не всякий учитель, кроме учителя биологии. Здесь идет противостояние «черное-белое», период неудобных вопросов, на которые я всегда даю ответы, ведь дети не часто откровенны с родителями. Важной стороной сохранения здоровья –это культура питания. Основная моя стратегия «Не запрещать, а ограничивать». И если Месси — кумир миллионов подростков рекламирует чипсы, то я лишь рекомендую использовать вредные продукты как можно реже.
Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, поступает так же глупо, как человек, который пытается молчанием усовершенствовать свой голос. Плутарх
10–11 классы — это уже дети, достигшие совершеннолетия. Это все еще дети, но спокойные, уравновешенные, воспринимающие учителя как равного, дающего надежный и весомый совет. Основная моя задача, как учителя биологии подготовить ребят к ЕГЭ, которое вводит в ужас и страх. На своем примере я показываю им, что это всего лишь один из этапов их долгой жизни, это начало взрослой и самостоятельной жизни, к которой необходимо подготовиться. Психологический настрой — не менее важная часть экзамена, чем имеющиеся знания. Как учитель биологии я могу прочувствовать эти тяжелые моменты и помочь ребятам советом.
Еще одна сторона, затрагиваемая для формирования современной личности, основа этики и психологии семейной жизни, которая как предмет не преподается.
Я твердо убеждена, что семья является необходимым фундаментом для развития личности ребенка. Воспитание детей — это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью- любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к детям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по –настоящему любят друг друга и вместе с тем, любят и уважают детей.
Семья — труд, друг о друге забота,
Семья — это много домашней работы.
Семья — это важно! Семья — это сложно!
Но счастливо жить одному, невозможно!
Здоровая семья и здоровая нация — вот наши приоритеты.
Именно в семье мы должны видеть наше национальное достояние
В. В. Путин
Именно на уроках биологии я затрагиваю темы о значении семьи, чистоты семейных отношений, значении полных семей для детей как будущего для нашего края и страны. Ведь основная задача школы — выпустить счастливого человека, который найдет себя в жизни, выберет для себя профессию, которая будет приносить удовлетворения, ведь не многие россияне могут этим похвастаться. Сегодняшний выпускник-это здоровое тело и разум, это свобода мысли и право выбора, это поиск себя и создание среднестатистической ячейки общества, которая станет фундаментом нашей великой России!
Всегда выбирайте самый трудный путь— на нём вы не встретите конкурентов.
Литература:
- Дегтерев Е. А., Синицын Ю. Н. Управление современной школой. Ростов н/д:Изд-во «Учитель»,2010.