ИКТ и метод проектов на уроках биологии
Автор: Назарова Ирина Петровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 2126 раз
Библиографическое описание:
Назарова, И. П. ИКТ и метод проектов на уроках биологии / И. П. Назарова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2705/ (дата обращения: 17.12.2024).
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
В. Сухомлинский.
Сегодня, в век новых информационных технологий, степень влияние окружающего мира на подрастающее поколение значительно расширилась. В практику учителей биологии сейчас, наряду с традиционной методикой, входят методы активного обучения: ролевые, деловые, организационно-обучающие игры, метод опорных конспектов, интерактивные, технология модульного обучения и многие другие. «Сегодня понятие образовательной технологии может рассматриваться широко как область педагогической науки и как конкретная образовательная технология» [2с.8]. Компьютерные технологии открывают новые возможности и позволяют создавать условия для развития познавательного интереса школьников по биологии. Ведь в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина познавательный интерес выступает: как цель воспитания, как средство формирования личности, как условие эффективности учебного процесса, как значимый элемент структуры личности, как мотив учения. Большой вклад в теорию и практику образовательных технологий внесли такие ученые как Талызина Н.Ф., Беспалько В.П.. [6]
Мы не должны забывать о целесообразности применения информационных технологий для достижения следующих педагогических целей: развитие личности обучаемого; подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.
Метод проектов, имеющий богатый творческий потенциал, является одним из примеров педагогической технологии, которая «означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических технологий, используемых для достижения педагогических целей» Селевко Г.К.[8 с.14-15].
В нашей школе мы используем новые информационные технологии: мультимедийного образования, образовательные порталы, материалы интернет конференций, проводим мультимедиа уроки, применяем анимационные модели в обучении, в старших классах на уроках биологии применяем метод учебного проекта для раскрытия творческого потенциала школьников, их индивидуальности.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Учащиеся, в работе над проектами:
определяют актуальную проблему, над которой они или индивидуально, или в группе работают, выявляют проблемы в различных областях знаний;
ставят задачи, составляют план работы, тем самым ищут пути решения проблемы, определяют объект исследования;
выдвигают гипотезы, ставят эксперименты с природными объектами, систематизируют и обобщают полученные данные, делают анализ информации, полученной из разных источников;
подводят итоги, а учитель на данном этапе должен помочь ребятам выработать умение аргументировать выводы, обрабатывать данные эксперимента, оформлять результаты и, конечно же, работать вместе, сотрудничая;
подготовка защиты проекта, с помощью компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивая логическую систему доказательств;
презентация проекта, цель которого – представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, а это позволит развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации, а для этого сам педагог «должен быть искусный педагог, что его искусство преподавания велико» [1с.8-9].
Технология проектного обучения учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, стимулирует самостоятельность, потребность в самореализации.
Наличие в кабинете биологии интерактивной доски CLASUS предоставляет возможность сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности, используя различные приемы индивидуальной и коллективной работы с учащимися, они начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подаче материала, становясь уверенными в себе. С помощью компьютерной программы Microsoft PowerPoint разработан цикл мультимедийных уроков по биологии для 6-11 классов. Программу PowerPoint можно использовать не только для презентации ярких иллюстраций к уроку, но и для создания инструктивных (при выполнении лабораторных работ) карточек-заданий для проверки знаний(внесение схем, таблиц, рисунков). Такие карточки помогают детям сосредоточиться на выполнении заданий с большим объемом, а время на уроке используется наиболее эффективно. Для компьютерного тестирования учащихся создаю тесты с помощью тестовой оболочки «Айрен», разработанной на базе УРФУ им.Б. Н. Ельцина: дети выбирают правильные ответы, и компьютер тут же выдает им оценку. Данная программа позволяет создавать задания различных типов - с выбором одного или нескольких ответов, на установления соответствия, упорядочение и т.д. Каждый учащийся имеет свой код доступа, что позволяет проводить индивидуальный мониторинг достижений обучающегося. При этом учитель может отслеживать ошибки учащихся и этап выполнения тестового задания параллельно с работой учащегося. Разработка тестов отнимает много времени в процессе подготовки к урокам, поэтому для проверки знаний часто использую готовые тесты виртуальной школы «Кирилла и Мефодия». В своей работе я применяю уроки, направленные на развитие у учащихся навыков самостоятельного целенаправленного поиска информации в Интернете, ее обработке и анализе. Сеть Интернета несет огромный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, дистанционные олимпиады, конкурсы) и становится составной частью современного образования.
В своей работе так же использую CD,DYD-диски, такие как: «1С: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. 6 класс», «1С: Биология. Животные. 7класс» «1С: Биология. Человек. 8класс», «1С: Биология. Общая биология.9класс», «1С: Биология. Общая биология. 10класс»,электронные энциклопедии, иллюстративный энциклопедический словарь, медицинская энциклопедия, интерактивные творческие задания. Биология 7-9 класс (DYD-box), лабораторный практикум. Биология. 6-9класс, генетика, основы селекции, цитология, эволюция, подготовка к ЕГЭ и ГИА, виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии.10 класс, дидактический и раздаточный материал. Биология 9-11 классы, 1С: Репетитор. Биология (весь школьный курс), виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по биологии. и т.д., достоинством этих средств обучения является многообразие тестовых заданий и возможностью мониторинга знаний, с целью выявления и устранения слабых мест в понимании предмета.
В последнее время сдача выпускных экзаменов возможно только в форме ЕГЭ, что дает возможность поступить в желаемый ВУЗ. Для того, чтобы учащиеся получили хорошие и глубокие знания, в нашей школе применяется профильное обучение старшеклассников. Каждый год учащиеся выбирают химико-биологический профиль, увлеченно занимаются биологией. На уроках, для подготовки к ЕГЭ, ими выполняются тесты в электронном виде и используются в интерактивном режиме.
При запуске тестов создается журнал, в котором отображаются все ошибки ученика, просмотрев который учитель может сделать выводы по каким темам следует поработать с тем или иным учащимся, а учащийся может наблюдать за своими результатами по истечении времени и построить график изменения результатов. На основе тестирования реализуется проект дистанционного образования «Интернет-школа» по биологии на сервере СГУ им Чернышевского. Учащиеся могут работать и в режиме on-Iine. т.е. с непосредственным доступом в Интернет, что повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению.
Использование ИКТ в педагогической деятельности помогает сделать учебно-воспитательный процесс соответствующим передовым требованиям педагогической науки, объединить все лучшее старой советской системы классической педагогики с инновациями, отчего, в конечном счете, только выиграет ученик. Применение информационных технологий позволяет перейти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны.
Все это будет способствовать успешному использованию ИКТ в обучении биологии. Задача современного учителя - не только иметь представление о новых технологиях обучения, но так же осваивать их и применять в своей практике. Как говорил известный математик Д.Пойа «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».
Применение проектно-исследовательских технологий позволяет мне выйти на новый уровень образования, это проявляется в том, что мои ученики умеют свободно применять полученную ими информацию на практике, в разных учебных жизненных ситуациях.
Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению – это основной механизм развития личности, как ученика, так и учителя.
Литература:
Алексеев Н.Г.Формирование осознанного решения учебной задачи/Педагогика и логика.- М. Кастоль.1993-с.385.(с.8-9)
Гузеев В.В.Образовательная технология: от приема до философии/М.Сентябрь, 1996. (с.8)
Дж.Дьюи.Демократия и образование. Пер.с. анг .- М. Педагогика- Пресе. 2000-384с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, под. ред. Е. С. Полат. – .М.:Academia, 2000.с. 171.
Пахомова Н.Ю.Метод учебных проектов в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.- Аркти. 2003-112.(методическая библиотека).
Пахомова Н.Ю. Учебник проекты: его возможности.// Учитель, №4,2000,-с,255.
Полат Е.С. ,Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования; Учебное пособие .М -; Издательский центр «Академия».2007.- 368 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М- Народное образование,1998-256с. (14-15)
Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.
Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.,1986г.