Педагогическое эссе «Я — учитель ХХI века»
Автор: Каликова Дамира Ильтаровна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (19) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 03.10.2018
Статья просмотрена: 1865 раз
Библиографическое описание:
Каликова, Д. И. Педагогическое эссе «Я — учитель ХХI века» / Д. И. Каликова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 29-30. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3529/ (дата обращения: 16.12.2024).
Холодным зимним вечером, укутавшись в большой мягкий плед, наслаждаясь теплыми огоньками мерцающей гирлянды, я держу на коленях старый фотоальбом. С обеих сторон от меня, нырнув под наш плед-домик, сидят мои дети. «Что там? Что там?» — лепечет малыш, глядя на альбом, предвкушая увидеть что-то новое, неизвестное… Прижимая к себе своих крошек, вдыхая аромат этого вечера, погружаюсь в историю… историю нашей семьи:
Здесь каждое фото душою согрето,
Окно для потомков, учитель добра [1].
Детство мое — это начало «лихих девяностых». Передо мною череда детских воспоминаний. Цветной телевизор. Первые игровые приставки. Фотоаппараты. Стационарный телефон… Но теплые мамины глаза, излучающие незабываемый свет, её нежный и родной голос, её рассказы по вечерам навсегда остались в памяти. Я помню каждое слово… Живо перед глазами возникают картинки бытия 50–60-х годов ушедшего столетия, образы бабушки, дедушки, который был учителем латыни. Слушать маму мне очень легко, язык ее простой, но при этом живой и образный. Так постигала я историю семьи, историю поколения, историю страны. И уже не казались такими скучными страницы учебника.
Мне сложно сказать, когда я решила стать учителем. Возможно, запал в душу образ дедушки, а быть может, образ моей учительницы истории. Но вот позади исторический факультет. Впереди — новые горизонты. Особенно увлекла меня археология. Прикосновение к артефактам прошлого, экспедиции, раскопки пробудили огромное желание поделиться своими знаниями, рассказать ребятам о прошлом. Захотелось увидеть «искорки» в глазах увлеченных детей. «Пусть они узнают: история — противоречивая, но очень увлекательная и интересная наука», — думала я.
Сколько же волнения! Нетерпения! Ожидания чего-то нового! Неизведанного… И вот он — порог школы! Мои первые ученики были всего на четыре года младше меня. В их глазах я увидела интерес не к истории, а к себе как к молодому учителю. А в моих -, наверное, читался если не ужас, то неуверенность. Но я понимала, что моя задача — не просто выдать фактический материал и поставить отметки за знания, но самое главное — прикасаясь словом к душе ребенка, помочь ему быть добрым и заботливым, честным и справедливым, решительным и самостоятельным, творящим и оберегающим красоту мира. Я очень переживала, смогу ли увлечь историей ребят, почти моих сверстников. Мне и сегодня трудно ответить на этот вопрос. На мой взгляд, результат деятельности учителя по формированию духовной нравственности ребенка виден лишь спустя годы.
Сегодня я — учитель ХХI века. Века Стремительного. Века Новых открытий. Века Новых технологий. Века Нового образования. Века «Новой школы», где настоящий учитель должен научить детей чувствовать, думать, действовать. На современном уроке уже сложно обойтись без использования возможностей компьютерных методов. Диафильмы и презентации, анимационные схемы и графики, «живые» карты и кроссворды поднимают уровень наглядности, повышают «производительность» урока. При этом надо уметь ориентироваться в потоке интернет — информации не только ученикам, но и учителю, научиться анализировать её, овладеть приемами поиска. Иначе говоря, жить, двигаясь вперёд, «в ногу со временем», ведь образованные, грамотные люди — будущее России.
Возникает вопрос: «Как увлечь интернет-поколение?» Я уверена в том, что современный урок истории немыслим без ярких наглядных пособий, таких как историческая реконструкция, которая подразумевает полное погружение в интересующую историческую обстановку, где учитываются абсолютно все факторы жизнедеятельности, начиная от внешнего вида одежды и заканчивая аутентичными рецептами кухни. При этих методах обучения познавательная деятельность школьников зависит от чувственных образов, представлений, которые формируются или воспроизводятся с помощью наглядности. Словесные пояснения помогают организовать наблюдения, систематизировать впечатления, связать их с идеей изучаемого материала.
Я. А. Коменский определял наглядность как важнейший компонент процесса обучения: «Начало познания необходимо выходит из ощущений (ведь ничего не бывает в уме, чего раньше не было в ощущениях). А потому, следовательно, начинать обучение не со словесного толкования в вещах, но реального наблюдения за ними» [2]. Это высказывание подтверждает мысль о том, что данные методы формируют у учащихся целостность восприятия материала. Историческая реконструкция несет в себе обширную информацию, полученную в процессе работы с различными видами источников. Ее недаром называют «живой историей». Детально восстановленные элементы исторической культуры позволяют более детально понять специфику той или иной эпохи.
В своей профессиональной деятельности наглядные методы исторической реконструкции я использовала в рамках проведения муниципальной интенсивной школы для одаренных детей «Юный археолог» на базе МБОУ СОШ № 6 в марте 2016 года. Эта площадка вызвала живой интерес у ребят, ведь они смогли изучить специфику работы археолога, акцентировали внимание на методы извлечения археологических находок, технологии склеивания керамических сосудов. Практика показала, что такое погружение положительно сказывается на процессе обучения.
Конечно, наглядность на уроках истории используется в различных формах, но «историческая реконструкция» встречается крайне редко. Тем не менее считаю, что применение вышеуказанного метода заслуживает отдельного внимания, поскольку таит в себе большой потенциал и раскрывает новые горизонты. Сегодня мы являемся свидетелями возрастания роли военной реконструкции как средства воспитания патриотизма у молодежи.
История — это не только даты, факты, но и судьбы людей. Мы знаем о гениальных полководческих талантах и военных победах Александра Невского. Но главная его роль в истории нашей страны связана не с этим. Он сумел сохранить страну, объединить русских людей в их тяжелой борьбе против иноземных захватчиков, уберечь Русь от набегов, стать примером для многих поколений. Важной целью для себя считаю формирование мировоззрения школьника, основанного на объективной оценке прошлого.
Я — учитель истории. Я — связующее звено между прошлым и будущим.
«Слово — великое оружие жизни» [3] — отмечал в своих трудах В. Ключевский. Для меня слово — способ, метод, средство обучения и общения с детьми. Это самое главное, что дано учителю. Слово наставника ободрит, вселит уверенность, раскроет индивидуальные склонности и дарования, наполнит мир красками.
Но как бы часто мы ни модернизировали образование, значение личности и авторитета учителя никто и никогда не сможет ни отменить, ни заменить. Новые стандарты не сделают счастливыми 11 лет школьного образования без талантливого учителя. Я убеждена в том, что Учитель в XXI веке, как и во все предыдущие эпохи, должен быть интересной личностью, справедливым и строгим, понимающим и искренним, уважающим и ценящим своих учеников.
Миссию свою вижу в формировании нравственных ценностей в подрастающем поколении. Оно — будущее моей страны. Часто цитирую школьникам слова Д. С. Лихачева: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему» [4].
И я снова листаю старый альбом, глядя на своих детей, убеждаюсь, что прививать любовь к Родине нужно с истории своей семьи, с семейного альбома со старинными фотографиями, с восстановления древа рода:
Историю жизни пяти поколений,
Цепочкою судеб в едино сведу [1].
Учитель XXI века- человек, который не только должен нести новое детям, но и осуществлять связь времен и поколений — без этого будущее немыслимо.
Литература:
- Владимир Тиссен «Старый альбом» http://vladimir-tissen.com/lyrics/5
- Коменский А. Я. Великая дидактика. — М., 1982. — с.382
- Этика: словарь афоризмов и изречений/Сост. В. Н. Назаров, Е. Д. Мелешко. — М., 1995. — с. 215
- Лихачев Д. С. Письма о добром / Лихачев Д. С. — М.: Азбука-Аттикус, 2011. — с. 108