Здоровьесберегающее и гигиеническое воспитание школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 06.11.2023

Статья просмотрена: 222 раза

Библиографическое описание:

Амалаев, Б. Д. Здоровьесберегающее и гигиеническое воспитание школьников / Б. Д. Амалаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107402/ (дата обращения: 22.12.2024).



Забота о здоровье и гигиене школьников является одной из ключевых задач образовательной системы. Это важная составляющая их общего развития и успешности в учебной деятельности.

В настоящее время отмечено существенное увеличение количества детей школьного возраста с функциональными и хроническими заболеваниями, очень многие ученики, испытывают серьезные психофизиологические нагрузки в школе. Резко увеличилось число заболеваний нервной, сердечно — сосудистой и пищеварительной систем, а также опорно-двигательного аппарата. По данным российских ученых и медиков, лишь только около 10 % учеников школ признаны практически здоровыми, 40 % имеют хронические заболевания, 7,5 млн — психические и неврологические заболевания. Одной из причин ухудшения состояния здоровья школьников является увеличение объема и усложнение характера учебной нагрузки, гиподинамия, несоблюдение гигиенических требований при организации учебного процесса и отсутствие элементарных знаний у школьников, о том, как стать здоровыми.

Многие родители и педагоги убеждены в том, что забота о здоровье входит в обязанности врача. Но ученые установили, что здоровье человека лишь на 7–10 % зависит от здравоохранения и более чем на 50 % от образа жизни, т. е. от знаний и умений сохранить его самим человеком. Пренебрежение этим в школьные годы приводит к тому, что человек не принимает на себя ответственность за сохранение своего здоровья, и следовательно не рассматривает здоровье как высшую ценность.

Школа является местом, где дети проводят значительную часть своего времени. Они учатся, общаются с одноклассниками и занимаются физической активностью. Все эти факторы оказывают влияние на здоровье и общую физическую форму. Здоровьесберегающее воспитание помогает ребятам понять важность здорового образа жизни и принять меры для его поддержания.

Здоровьесберегающее воспитание должно строиться на нескольких принципах. Во-первых, школьникам нужно четко объяснить, что такое здоровье и как его необходимо поддерживать. Во-вторых, педагоги должны разъяснить школьникам о важности правильного питания, регулярных физических нагрузках, личной гигиены и отказа от вредных привычек для сохранения своего здоровья.

На сегодняшний день цели и задачи здоровьесберегающего воспитания определяются следующим образов:

— воспитание здорового поколения и возрождение нации;

— выработка устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни;

— формирование потребности в постоянном физическом и психическом совершенствование.

Школа играет одну из ведущих ролей в формировании здоровых привычек у детей. Она должна обеспечить детей необходимыми знаниями о здоровье, правильном питании и личной гигиене. В школе может создать комфортные условия для занятий физической культурой и спортом. Ответственность за здоровье школьников во многом лежит на педагогах, которые должны стать примером здорового образа жизни для своих учеников.

Для поддержания здоровья школьников существует ряд мер. Во-первых, необходимо организовать регулярные уроки физической культуры и спорта. Во-вторых, школа должна обеспечивать доступ к здоровому питанию, предлагая полезные и сбалансированные обеды, перекусы, а также учить детей правилам правильного питания. Также необходимо обеспечить соблюдение санитарно-гигиенических нормативов в помещениях школы.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Для достижения этой цели большую роль играет предмет «Биология», преподавание которого позволяет органично вписать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время выполнения домашней работы.

Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках биологии. Мотивация играет важную роль в формировании здоровых привычек у детей. В рамках уроков биологии и во внеурочной деятельности можно проводить мероприятия и акции, которые будут вдохновлять детей к здоровому образу жизни. Например, можно организовать дни здоровья. Также школа может проводить занятия, где дети узнают о важности здоровья и какие плюсы получат в будущем быть здоровыми и активными.

Большое значения для сохранения здоровья школьников является чередование во время урока различных видов деятельности, использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. Большое значение имеет также и эмоциональный климат на уроке. Развитие коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижение психоэмоционального напряжения достигается использованием наглядности, занимательных упражнений, игровых ситуаций на уроках и подвижных игр на переменах.

Одной из острых проблем современности является гиподинамия. Технический процесс привел к уменьшению подвижности человека. Уменьшилось время, посвященное активным двигательным упражнениям, нахождению на открытом воздухе. В связи с этим в структуру урока биологии в школе необходимо активно внедрять физкультминутки (расслабление кистей рук, дыхательную гимнастику и т д.), следить за правильностью осанки учащихся. Знакомя школьников со строением опорно-двигательной системы, надо акцентировать внимание школьников на значении физических упражнений для ее развития. При изучении дыхательной системы желательно осуществлять тренировку дыхания, которая позволяет развивать органы дыхания.

Большое внимание следует уделять так же нормированию домашнего задания для недопущения перегрузок. Учитель должен обращать внимание на объем и сложность задаваемого на дом учебного материала.

Огромное значение в укреплении здоровья школьников играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение и освещение кабинета.

Участие родителей, совместно с педагогами играет ключевую роль в успешной реализации здоровьесберегающего программы. Школа может проводить семинары и тренинги для родителей, в которых они узнают об основных принципах здорового образа жизни и могут обсудить с педагогами и другими родителями свои вопросы и предложения. Кроме того, школа может сотрудничать с родительскими комитетами, чтобы совместно решать вопросы здоровья и гигиены.

Гигиеническая безопасность в школе — это забота о чистоте и гигиене помещений, предметов, а также о здоровье каждого школьника. Школа должна поддерживать строгие правила гигиены, обязательное мытье рук перед едой, после посещения туалета и после контакта с грязными предметами. Также важно обеспечить педагогам и учащимся доступ к дезинфицирующим средствам и средствам для мытья рук. Это поможет предотвратить распространение болезней и обеспечит безопасную обстановку для всех.

Гигиеническое воспитание является важным компонентом уроков биологии в школе, направленным на формирование у школьников навыков и знаний о здоровом образе жизни, поддержании гигиены и профилактике различных заболеваний. На уроках биологии учащиеся узнают о строении органов и систем организма, их функциях и правильном уходе за ними.

Важность гигиенического воспитания не может быть недооценена. Регулярное обучение школьников основным принципам гигиены помогает им сохранять здоровье и предотвращать некоторые распространенные заболевания. Это также помогает им развивать осознанное отношение к здоровью и понимание важности правильного ухода за своим телом.

Важность гигиенического воспитания школьников на уроках биологии заключается в том, что помогает школьникам осознать важность гигиены и заботы о своем здоровье, приобрести полезные знания и навыки, которые помогут им сохранить свое здоровье на протяжении всей жизни.

Дети, воспитанные в здоровой и гигиенической среде, имеют больше энергии и концентрацию для учебы, они реже болеют и быстрее восстанавливаются после заболевания. Также при правильном здоровьесберегающем воспитании у детей формируются полезные привычки, которые будут сопровождать их на всю жизнь.

Здоровьесберегающее воспитание положительно влияет на самооценку детей. Когда ребенок заботится о своем здоровье и поддерживает его, он начинает чувствовать себя увереннее и ценить свое тело. Это помогает формированию позитивной самооценки и улучшению качества жизни.

Здоровьесберегающее и гигиеническое воспитание являются важными компонентами образовательной системы. Оно направлено на формирование здоровых привычек у детей и поддержание их общего здоровья. Школа должна играть важную роль в этом процессе, создавая условия для занятий физической культурой, предоставляя здоровое питание и организовывая информационные мероприятия для детей и их родителей. Реализация здоровьесберегающего воспитания даст положительные результаты в виде улучшения самочувствия, повышения уровня самооценки и формирования полезных привычек, которые будут актуальны на протяжении всей жизни.

Литература:

  1. Андреева, Н. Д. Методика обучения биологии в современной школе: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры/ Н. Д. Андреева, Ю. И. Азизова, Н. В. Малиновская. — 2-е изд. испр. и доп.-М.: Издательство Юрайт, 2018.- 300 с.
  2. Арбузова, Е. Н. Теория и методика обучения биологии. Часть 2: учебник и практикум для вузов/ Е. Н. Арбузова. — 2-е изд. испр. и доп.-М.: Издательство Юрайт, 2020.- С.85–92.
  3. Мягкова, А. Н. Методика обучения общей биологии: Пособие для учителя / А. Н. Мягкова, Б. Д. Комиссаров. — М.: Просвещение, 2016. — 226 с.
  4. Широких, Д. П. Методика преподавания биологии / Д. П. Широких, Г. С. Нога. — М.: Просвещение, 2019. — 159 с.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, школа, ребенок, гигиеническое воспитание, правильное питание, урок биологии, физическая культура, здоровое питание, личная гигиена.


Задать вопрос