Оценка возможной обстановки при авариях на объектах ЖКХ на территории Республики Крым | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фесенко Р. И., Соловьева К. Н., Жиганов К. В., Данилов П. В., Пронин А. В. Оценка возможной обстановки при авариях на объектах ЖКХ на территории Республики Крым // Молодой ученый. — 2019. — №4. — С. 456-459. — URL https://moluch.ru/archive/242/55964/ (дата обращения: 25.06.2019).



Население Республики Крым составляет 1 965 300 чел., в том числе городское население — 1 235 800 чел., сельское — 729 500 чел. Плотность населения на 1 км2–0,073 тысячи чел. Трудоспособное население составляет более 61 % от общей численности.

Крым является энерго-дефицитным районом, обеспечивающим свои потребности в электроэнергии только на 20 % и импортирующим более 80 % потребляемой.

Основными причинами аварийных ситуаций на объектах ЖКХ республики Крым являются износ основных фондов отрасли, устарелость технологий и как следствие значительные расходы (воды, тепловой энергии и т. д.) и низкая энерго-эффективность. Порядка 70 % жилого фонда построено до 1970 г., износ основных фондов превышает 60 %. Также, одной из наиболее существенных причин аварийных остановок котельных в зимний период является несанкционированный отбор воды, а также сверхнормативные потери теплоносителя в системе отопления.

Кроме того, имеет место несоответствие имеющихся на сегодняшний день инфраструктурных мощностей растущим требованиям и потребностям. В условиях современных реалий это может привести к чрезвычайным ситуациям.

Возможные ЧС на коммунально-энергетических сетях:

− обрушение элементов транспортных коммуникаций;

− обрушение зданий и сооружений жилого, производственного, социально-бытового и культурного назначения.

− аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий;

− аварии на электрогенерирующих станциях.

Последний вид аварий приведет к серьёзным нарушениям электроснабжения на территории Республики Крым.

Аварии на коммунальных системах:

− аварии на канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;

− аварии в системах снабжения населения питьевой водой;

− аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения в холодное время года);

− аварии в коммунальных газопроводах;

− аварии на очистных сооружениях сточных промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ.

При нарушении электроснабжения нарушается работа основных объектов городской и промышленной инфраструктуры:

− систем теплоснабжения, как централизованного, так и децентрализованного, в отопительный период;

− систем водоснабжения и канализации, иных гидротехнических сооружений;

− систем наземного, подземного и воздушного транспорта и систем управления их движением;

− больниц, родильных домов и учреждений дошкольного воспитания и школьного образования.

В связи с этим к объектам электроснабжения предъявляются следующие требования:

− устойчивость объектов электроснабжения от кратковременных (от долей до нескольких секунд) погашений, вызванных работой автоматических и защитных устройств энергосистем;

− обеспечение объектов источниками аварийного электро- и теплоснабжения по нормам технологической и аварийной брони; гарантированное их включение в работу при первой необходимости; оснащение указанных источников топливом в необходимом объеме и квалифицированном обслуживании;

− наличие готовых к работе передвижных электростанций, подстанций и резервных трансформаторов для использования их при крупных нарушениях электроснабжения и в иных чрезвычайных ситуациях.

Основными последствиями аварийных и чрезвычайных ситуаций на объектах ЖКХ для Республики Крым являются:

− отключение электричества вследствие изношенности основных фондов электрических сетей и малой обеспеченности резервными источниками электроснабжения;

− воздействие внешних негативных факторов на качество питьевой воды;

− ограничение водопотребления из закрытых водоисточников;

− возникновение дефицита источников теплоснабжения в отдельных населенных пунктах;

− создание перегруженности магистральных инженерных сетей канализации и полей фильтрации;

− образование утечек в сетях тепло- и водоснабжения, приводящих к вымыванию грунта и образованию провалов на дорожном полотне и местности.

После вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации были проведены мероприятия, направленные на повышение надежности энергоснабжения потребителей, развитие генерирующих мощностей, а также модернизацию и строительство новых электросетевых объектов.

Возможность возникновения аварий усугубляется тем, что на большинстве объектов жилищно-коммунального хозяйства существует высокая степень износа основных производственных фондов, не осуществляется практическая модернизация, ремонт и профилактические работы, продолжается падение производства и технологическая дисциплина, остаются нерешёнными финансовые проблемы [3].

Исходя из данных среднестатистических наблюдений на территории Республики Крым ежегодно прогнозируется угроза возникновения от 1 — до 3 чрезвычайных ситуаций природного характера межмуниципального уровня, от 3 — до 5 чрезвычайных ситуаций муниципального уровня, от 1 — до 3 чрезвычайные ситуации техногенного характера регионального и муниципального уровня.

Аварии и чрезвычайные ситуации на объектах ЖКХ Республики Крым очень часто связаны с комплексом неблагоприятных гидрометеорологических явлений.

Наибольшую опасность представляют наводнения из-за резкого таяния снега, обильных дождей и нагонной волны из акватории Черного и Азовского морей.

На территории Республики Крым расположено 755 социально-значимых объектов и объектов жизнеобеспечения, из них 221 имеют автономные источники электро- и теплоснабжения.

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности в Республике Крым имеются:

− на социально — значимых объектах установлены и подключены с Государственном Унитарном Предприятии Республики Крым «Крымэнерго» 799 ед. дизель-генераторов;

− в резерве ГУ МЧС России по Республике Крым находится 171 дизель-генератор, из них в городах и районах — 76 ед.

В целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», на территории Крымского федерального округа созданы подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), такие как:

− функциональная подсистема РСЧС на территории Республики Крым;

− территориальная подсистема РСЧС на территории Республики Крым.

Также учитываются органы управления, силы и средства министерств и ведомств, не имеющих функциональных подсистем РСЧС.

Всего на муниципальном уровне в Республике Крым создано 25 управлений (отделов, секторов) специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Организация управления в ЧС включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на безусловное решение задач по управлению силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС, связанных с авариями на объектах ЖКХ.

В целях совершенствования деятельности органов управления территориальной подсистемы РСЧС при реагировании на ЧС и принятии управленческих решений, приказом ГУ МЧС России по Республике Крым от 14.04.2014 № 17 «Об оперативном штабе по ликвидации чрезвычайных ситуаций Главного управления МЧС России по Республике Крым» создан оперативный штаб по ликвидации ЧС и происшествий на территории Республики Крым [6].

Оперативный штаб развертывается и функционирует на базе ЦУКС Главного управления, с введением для управления режима повышенной готовности для полного состава сил и режима чрезвычайной ситуации, а также по решению начальника Главного управления по Республике Крым.

Силы Главного управления МЧС России по Республике Крым разделяются на 3 эшелона:

− время готовности к выезду боевых расчетов первого эшелона до 1 минуты;

− время готовности к выезду боевых расчетов второго эшелона до 1,5 часов;

− время готовности к выезду боевых расчетов третьего эшелона до 3-х часов (при привлечении 90 % личного состава).

При возникновении крупномасштабных ЧС в районе её возникновения развертывается межведомственный оперативный штаб ликвидации ЧС, задачами которого по видам обеспечения являются:

− разведка органами управления, силами и средствами оперативных групп Главного управления МЧС России по Республике Крым, пожарных гарнизонов, КЧС и ОПБ муниципальных районов и городских округов, и других специализированных формирований, привлекаемых к проведению АСДНР, в целях сбора данных об обстановке в зонах ЧС, определения количества пострадавших, степени и характере разрушений, возможных направлений распространения поражающих факторов источников ЧС и других данных.

Взаимодействие на всех уровнях территориальной подсистемы РСЧС осуществляется по вопросам:

− подготовки и внесения на рассмотрение местными органами власти предложений по вопросам ликвидации ЧС для принятия решений по организации и проведению мероприятий по защите населения и территорий;

− информирования о прогнозах возникновения ЧС;

− обеспечение работ по организации жизнеобеспечения населения.

Силы и средства территориальной подсистемы РСЧС, в зависимости от предназначения, имеют различные степени готовности:

Первый эшелон: ведомственные аварийно-спасательные формирования, противопожарные подразделения, подразделения скорой медицинской службы, МВД и дежурная смена республиканской (краевой, областной) пожарно-спасательнной службы (ПСС) со сроком готовности не более 30 минут.

Основными задачами сил и средств первого эшелона являются:

− проведение разведки района чрезвычайной ситуации, локализация чрезвычайной ситуации, тушение пожаров, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой помощи пострадавшим.

Второй эшелон: ведомственные и территориальные аварийно-спасательные формирования (АСФ), республиканская (краевая, областная) ПСС и медицинские бригады центра медицины катастроф.

Основными задачами сил и средств второго эшелона являются:

− организация радиационно-химического контроля и разведки, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

Третий эшелон (резерв): ведомственные и территориальные аварийно-спасательные формирования (АСФ) и аварийно-восстановительные формирования (АВФ), специализированные строительно-монтажные формирования, подразделения войск гражданской обороны и Минобороны России.

Основными задачами сил и средств третьего эшелона (резерва) являются:

− — проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, рекультивация территории, ремонтно-восстановительные работы в населенных пунктах, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах чрезвычайной ситуации (подача воды, тепла, электроэнергии, обеспечение населения питанием, восстановление транспортных коммуникаций), оказание специализированной медицинской помощи.

В целях недопущения чрезвычайных ситуаций и снижения возможного материального ущерба, основные усилия органов управления и сил функциональной и территориальной подсистем РСЧС Республики Крым в подготовительный период сосредоточены на:

− организации контроля выполнения организационных и технических мероприятий, направленных на подготовку топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства республики муниципальных районов (городских округов) к осенне-зимнему периоду;

− создании на территориях группировки сил и средств, обеспечивающих ликвидацию чрезвычайных ситуаций, связанных с деятельностью жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса;

− создании резерва финансовых ресурсов и запасов материальных средств.

Ежегодно проводятся следующие мероприятия:

− в муниципальных образованиях создаются штабы по контролю за подготовкой объектов ЖКХ к отопительному сезону;

− проводятся тренировки с постоянно действующими и повседневными органами управления функциональной и территориальной подсистем РСЧС по прогнозированию возможной обстановки, обмену информацией и реагированию на возникающие чрезвычайные ситуации, вызванные авариями на объектах ЖКХ;

− уточняются алгоритмы единых дежурно-диспетчерских служб по обеспечению экстренного реагирования на обращения и заявления граждан по вопросам хода подготовки и эксплуатации объектов ЖКХ в осенне-зимний период.

В случае возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций на объектах топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, спланировано к введению в действие «Плана организации первоочередного жизнеобеспечения населения Республики Крым в чрезвычайных ситуациях». Последовательность и способы выполнения задач.

а) При угрозе ЧС:

− оценка обстановки и возможных масштабов аварии, отдача предварительных распоряжений на принятие необходимых мер;

− приведение в готовность оперативных групп, дежурных сил и средств, в т. ч. и территориальной подсистемы РСЧС, определение порядка их действий и организация взаимодействия;

− выдвижение оперативной группы (групп) в район (районы) возможных ЧС, уточнение данных обстановки;

− постановка задач органам управления, силам территориальной подсистемы РСЧС;

− проведение мероприятий по уменьшению опасных воздействий чрезвычайных ситуаций;

− проведение подготовительных мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

б) При возникновении ЧС:

− перевод органов управления и сил в режим «повышенной готовности» и «чрезвычайной ситуации»;

− выдвижение сил и средств в район (районы) чрезвычайной ситуации;

− принятие оперативных мер по локализации возникших аварий и не допущению их развития;

− уточнение объемов работ и приведение в готовность других сил и средств;

− ведение оперативного контроля за ликвидацией аварий;

− отселение населения из районов возникновения аварий;

− проведение первоочередных мероприятии й по жизнеобеспечению пострадавшего населения (обеспечение жильем, продовольствием, водой, поддержание общественного порядка в местах временного проживания пострадавших, медицинское, информационное обеспечение и т. д.);

− восстановление объектов первоочередного жизнеобеспечения.

Материально-техническое обеспечение группировки сил и средств и жизнеобеспечение населения.

Техническое обеспечение осуществляется силами штатных водителей с привлечением технических подразделений ГУ МЧС России по Республике Крым, организаций (объектов) в целях поддержания работоспособности транспорта и специальной техники, используемых при проведении работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Материальное обеспечение осуществляется силами ГУП «Крымэнерго», Главного управления МЧС России по Республике Крым и организаций (учреждений) муниципальных районов в целях бесперебойного и своевременного снабжения действий сил в ходе ведения работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации материальными средствами, необходимыми для выполнения поставленных задач и для жизнеобеспечения населения.

Медицинское обеспечение осуществляется силами и средствами департамента здравоохранения республики в целях проведения лечебно-эвакуационного и санитарно-гигиенического обеспечения пострадавших, а также мероприятий по медицинской защите участвующего в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации личного состава формирований.

Информационное обеспечение организуется с целью информирования населения об обстановке, мерах безопасности, о возможностях обеспечения водой, питанием, предметами первой необходимости, о местах размещения медицинских пунктов и лечебных учреждений, о порядке обеспечения коммунально-бытовыми услугами; организация информационного центра с привлечением всех средств массовой информации, определение периодичности информирования населения, создание справочно-информационной службы.

Для инженерного обеспечения привлекаются формирования управления ЖКХ и энергетики республики, управления автомобильных дорог и дорожной деятельности.

Литература:

  1. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  3. Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД 03–28–2008).
  4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
  5. Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
  6. Приказ ГУ МЧС России по Республике Крым от 14.04.2014 № 17 «Об оперативном штабе по ликвидации чрезвычайных ситуаций Главного управления МЧС России по Республике Крым».
Основные термины (генерируются автоматически): Крым, территориальная подсистема, чрезвычайная ситуация, территория Республики, ситуация, Республика, оперативный штаб, техногенный характер, МЧС России, защита населения.


Похожие статьи

Единая государственная система предупреждения и ликвидации...

Решение задач по защите населения и территории от ЧС достигается осуществлением комплекса различных мероприятий органами

Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» РСЧС...

МЧС России в системе ее национальной безопасности

МЧС России для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации руководствуется следующей законодательной основой: «О

2001 г. [4], федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного...

Пути обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях...

В статье предложен аналитический метод решения задачи выбора пути обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного характера. Систематизированы возможные на территории республики чрезвычайные ситуации по их характеру и...

Безопасность населения на территории местного...

защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера

В контексте недавно изданных МЧС России нормативно-правовых актов, местный ПСГ на своей

Подсистемами местного ПСГ по отраслевому критерию являются ведомственная пожарная...

Особенности подготовки органов управления гражданской...

Для защиты населения и территории Российской Федерации на сегодняшний день созданы и функционируют гражданская оборона и единая

Обучение населения в области гражданской обороны, в том числе граждан, входящих в состав органов управления гражданской обороны и...

ЧС природного характера в Республике Башкортостан

Изучение вопросов последствий чрезвычайных ситуациях природного характера на территории Республики Башкортостан на сегодняшний день является одним из неисследованных и наиболее острых научных вопросов и в сфере экономики и в области...

Потенциал местного пожарно-спасательного гарнизона

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее ЧС) природного и техногенного характера, обеспечение пожарной

В настоящем проведенные в системе МЧС России реформы привели к сохранению местных ПСГ в качестве наиболее эффективных...

Совершенствование преподавания технических систем...

Опертивное оповещение населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера — важнейшая задача по

План оповещения населения в зависимости от характера чрезвычайной ситуации и условий ее возникновения является основным документом для...

Совершенствование информатизации в деятельности органов...

Накопленный опыт в системе органов государственного пожарного надзора МЧС России по Республике Бурятия показывает, что в ежедневной работе

Информационный обмен между территориальными органами управления надзорной деятельностью Республики Бурятия...

Развитие информационной грамотности населения о правилах...

Ключевые слова: техногенная опасность, ситуации техногенного характера

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, как правило, достаточно масштабны (от региональных до

Результаты опроса студентов о правилах безопасного поведения в ЧС техногенного характера.

Похожие статьи

Единая государственная система предупреждения и ликвидации...

Решение задач по защите населения и территории от ЧС достигается осуществлением комплекса различных мероприятий органами

Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» РСЧС...

МЧС России в системе ее национальной безопасности

МЧС России для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации руководствуется следующей законодательной основой: «О

2001 г. [4], федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного...

Пути обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях...

В статье предложен аналитический метод решения задачи выбора пути обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного характера. Систематизированы возможные на территории республики чрезвычайные ситуации по их характеру и...

Безопасность населения на территории местного...

защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера

В контексте недавно изданных МЧС России нормативно-правовых актов, местный ПСГ на своей

Подсистемами местного ПСГ по отраслевому критерию являются ведомственная пожарная...

Особенности подготовки органов управления гражданской...

Для защиты населения и территории Российской Федерации на сегодняшний день созданы и функционируют гражданская оборона и единая

Обучение населения в области гражданской обороны, в том числе граждан, входящих в состав органов управления гражданской обороны и...

ЧС природного характера в Республике Башкортостан

Изучение вопросов последствий чрезвычайных ситуациях природного характера на территории Республики Башкортостан на сегодняшний день является одним из неисследованных и наиболее острых научных вопросов и в сфере экономики и в области...

Потенциал местного пожарно-спасательного гарнизона

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее ЧС) природного и техногенного характера, обеспечение пожарной

В настоящем проведенные в системе МЧС России реформы привели к сохранению местных ПСГ в качестве наиболее эффективных...

Совершенствование преподавания технических систем...

Опертивное оповещение населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера — важнейшая задача по

План оповещения населения в зависимости от характера чрезвычайной ситуации и условий ее возникновения является основным документом для...

Совершенствование информатизации в деятельности органов...

Накопленный опыт в системе органов государственного пожарного надзора МЧС России по Республике Бурятия показывает, что в ежедневной работе

Информационный обмен между территориальными органами управления надзорной деятельностью Республики Бурятия...

Развитие информационной грамотности населения о правилах...

Ключевые слова: техногенная опасность, ситуации техногенного характера

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, как правило, достаточно масштабны (от региональных до

Результаты опроса студентов о правилах безопасного поведения в ЧС техногенного характера.

Задать вопрос