Актуальность данной статьи заключается в стабильном росте количества корпоративных конфликтов в экономике России. Данная отрицательная направленность во многом разъясняется неразвитостью системы правовых мер, которые направлены на предотвращение корпоративных конфликтов и устранению причин и обстоятельств, содействующих их возникновению.Встатье исследуются, изучаются основные виды корпоративных конфликтов и правовые способы их преодоления.
Ключевые слова:корпоративный конфликт, корпоративный спор, корпоративные правоотношения, разногласие.
Проблема корпоративных конфликтов среди участников корпоративных взаимоотношений появляется в период принятия решения о формировании корпорации и «сопутствует» всю ее последующую деятельность. Невзирая на то, что корпоративные конфликты обладают объективным основанием, их высокий уровень пагубен для корпорации.
Создание и введение системы мер по преодолению конфликтов в корпорации считается непростой и многоаспектной задачей. Имеющиеся решения в законодательстве и у учредителей не всегда отвечают сбалансированному разрешению корпоративных взаимоотношений [4, C. 87].
Установить все без исключения случаи возникновения корпоративных конфликтов невозможно. Сосредоточив внимание на стандартных интересах участников корпорации, возможно установить 4 главных видов корпоративных конфликтов:
– между корпорацией и ее участниками;
– между участниками корпорации;
– между органами управления корпорацией и ее участниками;
– между органами управления корпорацией. [6, C. 13]
Досудебное разрешение конфликтов в корпорации можно осуществить в пределах самого акционерного общества. С этой целью в Кодексе корпоративного поведения рекомендуется сформировать особый комитет по урегулированию конфликтов в корпорации в совете директоров.
Главной задачей корпорации в ходе разрешения корпоративного конфликта заключается в поиске такого решения, которое было бы законным и аргументированным, отвечало бы интересам участникам корпорации. В деятельности по разрешению конфликтов необходимо участие акционера корпорации при осуществлении прямых переговоров или в ходе переписке.
Результативность деятельности по предотвращению и урегулированию корпоративных конфликтов подразумевает предельно полное и быстрейшее обнаружение подобных конфликтов, в случае если они появились или еще могут появиться в корпорации. [4, C. 145]
Предотвратить корпоративные конфликты возможно следующими путями:
- Любые разногласия или спор между органом общества и акционерами корпорации, которые возникли в результате участия акционером в деятельности корпорации, либо разногласия или спор возникшие между акционерами корпорации, где затрагиваются интересы корпорации, по своей сущности является корпоративным конфликтом, так как затрагиваются или может быть затронуты отношения внутри корпорации. По этой причине следует обеспечить обнаружение данных конфликтов на самых ранних стадиях их формирования и внимательный подход к ним со стороны общества, его должностных лиц и сотрудников.
- На секретаря общества необходимо возложить учет корпоративных конфликтов. Он должен осуществлять регистрацию поступивших обращений, корреспонденций и условий от акционеров, предварительно оценивает их и представляет информацию в тот орган общества, к ответственности которого отнесено рассмотрение и разрешение возникшего данного корпоративного конфликта.
- На результативность деятельности общества по предотвращению и разрешению корпоративных конфликтов значительное влияние оказывает скорость реагирования на возникший конфликт. По этой причине корпорации необходимо в максимально сжатые сроки определять свою позицию по сути конфликта, принимать надлежащее решение и передавать необходимые сведения акционеру.
- Позиция общества в разрешении корпоративного конфликта должна быть основана на положениях действующего законодательства.
- В большинстве случаях предотвращению корпоративных конфликтов и их разрешению в существенной мере содействует своевременное предоставление информации акционеру корпорации. А также, передачу подробных сведений акционеру по вопросу, относящемуся к предмету конфликта, которые позволят избежать повторных обращений акционера к обществу с тем же требованием или просьбой и создать условия, обеспечивающие акционеру возможность осуществлять и защитить свои права и интересы. По этой причине необходимо, чтобы ответ общества на обращение акционера был подробным и обстоятельным, а сообщение о несогласии удовлетворить просьбу или требование акционера должно быть мотивированным и базирующемся на положениях законодательства.
- Удовлетворить требования акционера, в случае согласия обществом, может быть основано на необходимости выполнения акционером определенных действий, которые предусмотрены законодательством РФ, уставом или другой внутренней документацией корпорации. В случае, если между акционером и обществом отсутствуют разногласия, по существу, их обязательств, но появились они о порядке, сроках, способе и иных условиях, то акционеру необходимо предложить уладить разногласия и изъяснить условия, на которых общество сможет удовлетворить требование акционера. [5, C. 28–34]
Предложенные пути преодоления негативных последствий корпоративных конфликтов не являются исчерпывающими. В то же время в данной статье были определены основные виды корпоративных конфликтов и показана возможность их разрешения правовыми средствами.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. ст. 3301.
- Кодекс корпоративного поведения URL: http://www.nand.ru/upload/tmp/Kodex_KU.doc.
- Беляев Д. А. Интересы акционерного общества и понятие недобросовестности директоров // Законы России. 2016. — № 5. С. 87–92.
- Данельян А. А. Особенности разрешения корпоративных конфликтов // Евразийский юридический журнал. — 2015. — № 7 (50). — С. 144–148.
- Грабовец А. С. Корпоративные конфликты в России: определение, виды, основания появления и способы разрешения // Труд и социальные отношения. — 2016. — № 12. — С. 20–34.
- Королев А. С. Корпоративные конфликты и правовые способы их разрешения // Журнал для акционеров. — 2017. — № 8. — С. 13–15.