В рассматриваемой работе мы проведем исследование действующих законодательных положений о земельном сервитуте с учетом внесения последних изменений, которые закреплены в соответствующих нормах Земельного кодекса РФ. Нововведением выступили поправки и внедрение вида земельного сервитута. Таким новшеством выступил сервитут земельных участков, которые находятся в муниципальной либо государственной собственности.
Важно определить сущность правовой природы такого вида сервитута и как соотносится сервитут в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной, государственной собственности с другими ограниченными правами на земельные участки.
Законодателем в императивном порядке определены правовые основы самого земельного сервитута. Они закреплены в статье 23 Земельного кодекса РФ, которая раскрывает нам определение земельного сервитута в системе норм. Определяется как право ограниченного пользования земельным участком, находящимся в чужой собственности.
Необходимо отметить, что Земельный кодекс РФ достаточно точно разграничивал такие виды земельного сервитута как публичный и частный, данное разграничение было до внесения соответствующих законодательных нововведений.
Именно старая редакция рассматриваемого нами федерального закона определяла существенные условия, необходимый порядок, требуемые основания и последствия, которые тесно связаны с правом установления публичного земельного сервитута. Такие требования подлежат регулированию в земельном законодательстве в обязательном порядке.
Вместе с тем, частью гражданского законодательства выступало именно правовое регулирование и порядок установления частного сервитута. Уже внесенные изменения в Земельный кодекс РФ с 01.03.2015 года значительно изменили указанную выше концепцию и общую позицию.
Обратить внимание следует на устранение закрепленного определения частного земельного сервитута. Однако, само действие, с подходящими характерными для частного сервитута признаками, осталось в законодательстве. При этом, осталось не измененная и отсылка к нормам гражданского законодательства.
Новшества явились доработкой Земельного кодекса РФ, который стал соответствовать гражданскому законодательству. Такое действие имело важное значение, поскольку гражданское законодательство обладает приоритетом в отношении регулирование видов сервитута и является специальным нормативным актом.
Причем такой позиции придерживались и авторы Концепции развития гражданского законодательства РФ, именно указывая на приоритет положений норма гражданского кодекса РФ. Они указывали на необходимость исключить из Земельного кодекса РФ нормы, касающиеся публичного сервитута. При этом, занимали позицию о необходимости включения данных правовых норм в Гражданский кодекс РФ [4 c, 39].
Авторы рассматриваемой концепции полагали, что воплощение идеи концепции приведет к исключению из Земельного кодекса РФ всех законодательных норм права, которые регулируют имущественные земельные отношения и их закрепление уже как норм Гражданского кодекса РФ [2 c, 47].
Закрепив новую главу 3 Земельного кодекса РФ, которая наименовал «установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной либо государственной собственности», законодатель заложил в нее новый вид правоотношений в части земли. При этом, до введения новой главы кодекса в действие закон не предусматривал возможность установления сервитута на землях, которые бы принадлежали на праве собственности государству либо муниципалитету.
Несмотря на это, отмечаем, что данные правовые нормы и не содержали запрета на установление такого вида сервитута. Многие авторы рассматривали такую позицию, говорили о возможности установления вышеуказанного сервитута, при этом отмечали, что действующим законодательством не определены для частного и публичного сервитута признаки, которые бы позволили однозначно реализовать их в отношении тех земель, которые являются собственностью муниципалитета либо государства. Поскольку законодатель не мог указать на возможность однозначного нормативного регулирования такой сферы, единообразие правоприменительной практики не могло сформироваться по данному правому институту [3 c, 25].
Именно введение вышеуказанной главы 3 Земельного Кодекса РФ объясняет возникновение такого вида земельных имущественных отношение как земельный сервитут в отношении муниципальных или государственных земель, при это его правовая природа определяет его как разновидность именно частного земельного сервитута. В свою очередь частный сервитут как правило устанавливается между собственником земельного участка и лицом, которому необходимо установить такой сервитут по совместному соглашению.
Отмечаем, что установить сервитут на земельный участок муниципальной либо государственной собственности так же необходимо на основании соглашения и установив такой вид сервитута возникает субъект правоотношения, а также специальный субъект которым является земельный участок, планируемый для установления на нем земельного сервитута.
Основания, которые требуются для регулирования порядка установления такого сервитута определены в статье 39.23 Земельного кодекса РФ. Следует отметить, что представленный перечень норм не является исчерпывающим, ввиду того, что прослеживается отсылка на факт закрепления большинства оснований для установления земельного сервитута в других нормах гражданского и земельного законодательства, а значит прописанные основания выделяются как своего рода пример для иных возможных.
Детально изучив представленные нормативные позиции можно утверждать, что юридическое лицо будет выступать в большинстве случаев на стороне лица, заинтересованного в установлении такого вида сервитута. Такой вывод напрашивается ввиду того, что закрепленные нормативные основания являются своего рода рычагом осуществления финансово хозяйственной деятельности именно юридическими лицами [1 c, 41].
Сервитут в отношении земель, находящихся в собственности муниципалитета или государства, является новшеством только со стороны закрепления (формально юридически) и оформления такого правоотношения. До внесения указанных новшеств в случае необходимости пользования земельными участками, которые являлись собственностью муниципалитета либо государства, законодатель оформлял возникшие правоотношения на основании договора аренды (субаренды) необходимого земельного участка.
Таким образом, достаточно интересно будет провести соотношение таких видов правоотношений, как аренда требуемого участка земли и сервитут земельного участка, который находится в собственности муниципалитета либо государства. Как видно из ранее представленной позиции по правовым последствиям и признакам такие правоотношения являются достаточно схожими.
Такой сервитут земельного участка, находящегося в собственности муниципалитета либо государства выступает как ограниченное вещное право, которое будет реализовываться в ограниченный промежуток времени. При этом, только в части земельного участка.
Необходимо отметить, что существенным отличием договора аренды от такого сервитута является плата при заключении соглашения о сервитуте в отношении земельного участка, который передан в пользование, будет поступать конкретному землепользователю.
При этом не будет поступать бюджет, как установлено при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в собственности муниципалитета либо государства.
Исходя из сравнения данных правоотношений отмечаем, что в силу новых положений Земельного кодекса РФ никто не лишается возможности заключить как договор аренды земельного участка, так и соглашения об установлении земельного сервитута. При этом набор прав и обязанностей лиц участников правоотношений в зависимости от выбора заключения договора либо установления сервитута будет различен [5 c, 62].
Обращаем внимание, что согласно новым положениям и нормам Земельного кодекса РФ, предусмотрено еще одно правоотношение, которое так же связанно с сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на основании соглашения о сервитуте.
В статье 39.33 Земельного кодекса установлены основания и описаны случаи для возможности использования земель либо земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности либо государственной, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Представленный вид использования может осуществляться на основании административного акта, который является своего рода разрешением органа власти, при наличии соответственных полномочий. Такой вид землепользования осуществляется на безвозмездной основе и только в отношении земельных участков, которые не предоставлены в пользование юридическим лицам, а также гражданам.
Подводя итоги, мы видим, что помимо вещных прав, в земельном законодательстве появился новый вид прав на земельные участки. Наиболее правильным будет отметить что этот вид прав является разрешительным правом. В земельном законодательстве такое регулирования является совершенно новым и не использовавшимся ранее.
Отмечаем, что законодательные новшества в ходе внесения поправок, не должны усложнять процесс правоприменения в целях обеспечения реализации земельных прав граждан Российской Федерации, а должны быть направлены на реализацию прав каждого гражданина РФ либо юридического лица.
Литература:
- Анисимов А. П., Мелихов А. И. Правовой режим земельных участков: новый межотраслевой подход к соотношению норм гражданского и земельного права // Право и экономика. 2008. N 12.
- Боголюбов С. А. Земельное законодательство и Концепция развития гражданского законодательства // Журнал российского права. 2010. N 1.
- Ершов О. Г. Строительные сервитуты // Право и экономика. 2013. N 1.
- Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.
- Павлюченко М. В., Чуксин Д. В. Новое в земельном законодательстве (к вопросу о соотношении норм гражданского и земельного права в регулировании земельных отношений // Современное право. 2012. N 2, 3.