В статье анализируется содержание европейских стандартов для страховых компаний Solvency II. Изучается их предыстория и введение в рамках ЕС. Рассматриваются преимущества и недостатки нового режима регулирования страхового сектора. Прогнозируются возможные последствия Solvency II для финансовой системы и экономики. Исследуется процесс внедрения риск-ориентированного подхода к регулированию страхового сектора в РФ.
Ключевые слова: регулирование страхового сектора, собственный капитал, управление рисками, платежеспособность, Solvency II.
Международные стандарты для страховых компаний Solvency II были разработаны Европейским управлением по страхованию и пенсионному обеспечению (European Insurance and Occupational Pensions Authority, EIOPA). Реализация данной инициативы была начата его предшественником — Комитетом европейских регуляторов по страхованию и трудовым пенсиям (Committee of European Insurance and Occupational Pensions Supervisors, CEIOPS). Главной целью нового режима провозглашается защита интересов потребителей страховых услуг, а обеспечение финансовой стабильности принадлежит к числу второстепенных задач [1, с. 5]. Solvency II также призваны содействовать развитию интеграционных процессов в страховом секторе Евросоюза при помощи создания унифицированного регулирования и надзора, создания равных условий конкуренции в данной области. В соответствующем документе прямо говорится о развитии интеграции в сфере страхования при помощи создания возможности для работы страховой организации, зарегистрированной в одной стране ЕС, на территории всего Евросоюза на основе механизма взаимного признания лицензий [1, с. 4].
В основе Solvency II лежит директива Евросоюза от 25 ноября 2009 г. об организации и осуществлении страховой и перестраховочной деятельности. Она базируется на риск-ориентированном подходе к регулированию страхового сектора [1, с. 5]. 22 мая 2014 г. в нее были внесены изменения. Далее предполагается этап внедрения данных правил в национальное законодательство. 17 января 2015 г. было опубликовано Постановление о реализации предложенных нормативов, имеющее законную силу. 1 апреля 2016 г. оно вышло в новой редакции, разъясняющей вопросы расчетов требований к капиталу для разных видов инвестиций страховщиков. Впоследствии они были пересмотрены в Постановлении от 8 июня 2017 г.
Предшественником режима регулирования страховых компаний Solvency II был Solvency I, который появился еще до создания ЕС с первой директивой Европейского экономического сообщества о страховании от убытков 1973 г. В 90-х гг. на интеграционном уровне стала осознаваться необходимость совершенствования регулирования страхового сектора. Была создана рабочая группа с Гельмутом Мюллером во главе, в то время занимавшем пост руководителя Федерального ведомства по надзору за деятельностью страховых компаний ФРГ. Результаты ее работы были изложены в так называемом докладе Мюллера. Специалистами было установлено, что требования к капиталу страховых компаний учитывают не все виды рисков. Звучали призывы к коренным преобразованиям нормативов собственных средств соответствующих финансовых посредников, впоследствии реализованные режимом Solvency II. Тогда же были внесены лишь наиболее необходимые изменения в действовавшие на тот момент времени европейские директивы. Прежние правила будут продолжать применяться в отношении тех участников рынка, на которых не распространяется новая система регулирования.
Режим Solvency II распространяет свое действие на все страховые и перестраховочные организации любой правовой формы в европейском интеграционном объединении, кроме самых малых страховых компаний. Новый режим введен в действие в Евросоюзе 1 января 2016 г., однако на его внедрение в полном объеме отведено 16 лет. Процесс применения вышеуказанных стандартов в ЕС можно назвать успешным, подавляющее большинство участников рынка выполняют установленные нормативы собственного капитала.
По сложности, детализированности и полноте охвата сферы регулирования стандарты Solvency II сопоставимы с Базелем III для банковского сектора. Структура стандартов для страховых компаний идентична базельским соглашениям. Они также состоят из трех разделов аналогичного содержания. Первый посвящен оценке рисков и определению требований к собственному капиталу. Второй касается управления предприятием, системы внутреннего контроля. Третий содержит предписания относительно раскрытия информации о рисках, собственных средствах и других важнейших данных перед регулирующей инстанцией и общественностью.
В Solvency II более мягкие требования к качеству собственных средств, чем в международных стандартах банковской деятельности Базель III [2, c. 43]. Доля капитала, к которому предъявляются строгие требования, в стандартах для страховых компаний меньше. Выделяется минимальный капитал (Minimum Capital Requirement, MCR) и нормативный капитал (Solvency Capital Requirement, SCR). Первый показатель определяет необходимый уровень собственных средств страховой организации, позволяющий выполнять обязательства в течение года с вероятностью в 85 %. Он рассчитывается раз в квартал и для него используется относительно простой метод расчета. Второй учитывает все виды рисков (кредитные, рыночные, операционные и страховые) и должен обеспечивать платежеспособность в течение года в случае неожиданных значительных потерь с вероятностью в 99,5 %. Он определяется ежегодно при помощи сложных вычислений.
В Solvency II более детализированная и точная классификация рисков, чем в Базеле III. Кроме кредитных, рыночных и операционных рисков учитываются страховые риски. Для страховых компаний риск ликвидности не так актуален, как для банков. По многим договорам страхования подлежат уплате штрафы в случае досрочного расторжения, либо вообще не предусматривается такая возможность. У страховщиков есть надежный долгосрочный источник финансирования — страховые премии. Solvency II не устанавливает требований к учету системного риска, т. к. данный сектор ему не подвержен. Третье базельское соглашение учитывает различные риски отдельно, а в Solvency II применяется единая методика оценки всех рисков, учитывающая эффект диверсификации рисков как одного, так и разных видов, поэтому общие требования к капиталу оказываются ниже. Принцип соразмерности позволяет страховым компаниям применять соответствующие стандарты в строгом соответствии со своим уровнем рисков, избегая лишней нагрузки. Новый режим не должен быть в тягость малым и средним предприятиям. Точно так же регуляторы должны выстраивать свою политику в отношении участников рынка с учетом профиля их рисков. К сожалению, на данный момент времени применение вышеуказанного правила на практике приносит мало облегчения для адаптации страховщиков к рассматриваемой системе регулирования [3, с. 19]. В Solvency II, так же, как и в Базеле III, допускается использование стандартного подхода или расчетов на основе внутренних моделей для определения требований к капиталу, которые должны быть одобрены регулятором. Первый подходит для учета рисков большинства организаций, однако в некоторых случаях он может не вполне корректно отражать специфические элементы профиля рисков. Собственная система позволяет точно фиксировать риски, принимая во внимание индивидуальные особенности ведения бизнеса, а также учитывать в наиболее полной мере эффект их диверсификации. Согласно одной точке зрения, ее применение ведет к уменьшению требований к собственным средствам, в соответствии с другой в некоторых случаях дело обстоит с точностью до наоборот. При названном режиме регулирования, так же, как и в третьем базельском соглашении, используются данные рейтинговых агентств в целях определения уровня риска.
Исключительно важным этапом в системе Solvency II является анализ вложений (инвестиций) и обязательств страховщика. Принцип осмотрительности (prudent person principle) допускает только такие инвестиции, когда страховая компания в состоянии адекватно оценивать и контролировать риски, а также принимать их во внимание в процессе обеспечения платежеспособности. Требуется соответствие между сроками активов и обязательств, а это значит, что, например, для долгосрочных вложений у страховщиков должны быть долгосрочные источники финансирования, которые трудно обеспечить в отличие от относительно легко доступных краткосрочных средств. Таким образом, новые правила препятствуют долгосрочным инвестициям страховщиков и стимулируют краткосрочные.
Общие обязательства страховой компании представляют собой сумму всех вероятных выплат, причитающихся ее клиентам, на протяжении сроков действия всех договоров страхования. Особенность нового режима регулирования заключается в том, что для их количественной оценки используются актуальные данные рыночной конъюнктуры. В предшествующий период для этой цели применялась методика, разработанная надзорными органами. Внедрение новой системы расчетов происходит постепенно, предусматривается длительный переходный период. Для вычисления будущих пассивов применяются специальные методы на основе математического моделирования. Размер собственного капитала определяется путем вычитания обязательств из рыночной стоимости активов (вложений). Требования к нормативному капиталу (Solvency Capital Requirement, SCR) установлены с учетом возможных маловероятных выплат организации страхователям. В системе регулирования страхового сектора Solvency II, так же как в международных стандартах банковской деятельности Базель III, сделан упор на применение математических методов. Активно используется актуарная математика, расчеты на основе стохастических моделей.
При новом режиме регулирования страхового сектора особое значение приобретает управление рисками, которое должно обеспечивать точное отражение, адекватную оценку и эффективный контроль. Предприятия также должны иметь службы внутреннего контроля и аудита. Внутренние процессы и системы организации должны гарантировать соблюдение всех стандартов, включая предписания соответствующих нормативно-правовых актов. Важнейшие компоненты системы корпоративного управления должны регулярно проверяться и при необходимости корректироваться. Директива Solvency II содержит предписания относительно взаимодействия страховых компаний и регуляторов. Отныне надзорные органы будут удостоверяться в компетентности лиц, занимающих наиболее ответственные должности в страховых организациях. В работе правления предполагается участие независимых экспертов.
Страховые и перестраховочные организации должны проводить собственную оценку рисков и платежеспособности (Own Risk and Solvency Assessment, ORSA). Данная функция в Solvency II является независимой и осуществляется отдельно от процесса выполнения нормативов первого раздела. Текущая и будущая платежеспособность должны находиться под пристальным вниманием квалифицированных сотрудников. Необходимо корректное прогнозирование будущих рисков и финансового состояния предприятия. Полученные результаты должны гарантированно использоваться для корректировки политики управления и разработки стратегии на будущее. Состояние и результативность управления рисками в организации должны ежегодно отражаться в отчете о собственной оценке рисков и платежеспособности. Данный документ подлежит предоставлению надзорным органам, которые имеют право на принятие необходимых мер в целях стабилизации финансового положения страховой компании.
Solvency II устанавливает типовые формы отчетности для всего Евросоюза в целях обеспечения прозрачности как страхового сектора в целом, так и положения его отдельных участников. Они включают всю необходимую информацию о ведении бизнеса и деловых результатах, профиле рисков, собственных средствах и даже инвестиционную стратегию предприятий. Отчеты регуляторам (Regular Supervisory Report, RSR) предоставляются с установленной ими периодичностью для каждой страховой компании, например, раз в три года, и содержат наиболее полные данные. Кроме них организации должны ежегодно размещать сведения о своей платежеспособности и финансовом состоянии на сайте в интернете (Solvency and Financial Condition Report, SFCR).
Внедрение стандартов для страховых компаний Solvency II требует перестройки многих внутренних систем и процессов и неминуемо ведет к увеличению объема работы персонала и затрат соответствующих организаций. Возникает потребность в дополнительных высококвалифицированных кадровых ресурсах, способных обеспечить соответствие новому режиму регулирования. Не все предприятия смогут выполнять установленные нормативы. Крупным страховым компаниям будет легче адаптироваться, поскольку у них больше оборот и прибыль, а также благодаря эффекту диверсификации, снижающей уровень рисков. Возможным следствием станет прекращение существования некоторых участников рынка, увеличение числа слияний и поглощений, ведущее к повышению концентрации капитала, снижению уровня конкуренции и качества услуг в страховом секторе. Ужесточение требований к собственным средствам и оценке рисков может привести к росту цен на страховые продукты и оказать сдерживающее воздействие на развитие рынка страхования, вынуждая страховщиков к ограничению деловой активности. Страховые организации будут стремиться диверсифицировать свои портфели с целью снижения рисков.
Финансовый сектор должен обеспечивать перелив капитала в целях его продуктивного использования. Стандарты Solvency II для страховых компаний и нормативы Базель III для банков оказывают схожее воздействие на поведение соответствующих финансовых посредников, финансовый сектор и экономику. Первые побуждают страховщиков к увеличению собственного капитала и снижению рисков. Под влиянием вторых в банковском секторе у кредитных учреждений возникают аналогичные стимулы. Таким образом, два вышеуказанных режима для вышеуказанных финансовых институтов ведут к увеличению доли средств, которая будет присутствовать на их балансах и, соответственно, не поступит в распоряжение других участников рынка. Это затрудняет движение капитала в финансовой системе и создает предпосылки для ограничения экономического роста и развития.
В странах рейнской модели, доказавшей свою результативность экономическими успехами Германии, с господствующим положением кредитных институтов в национальной экономике и финансовом секторе к числу их важнейших источников долгосрочных средств исторически принадлежит страховой сектор. Новые правила его работы стимулируют краткосрочные инвестиции и таким образом лишают кредитные учреждения традиционного финансового партнера. Это ведет к нарушению функционирования существующей в данных государствах банк-ориентированной финансовой системы. Итак, международные стандарты для страховых компаний и банков в данном регионе будут оказывать совместное влияние и приведут к значительным изменениям в финансовой сфере и, следовательно, в экономике. В англосаксонских странах с доминированием фондового рынка в финансовой системе и в условиях отсутствия данных народнохозяйственных особенностей принципиальных изменений не произойдет.
К положительным сторонам нововведения принадлежит улучшение защиты прав страхователей, повышение финансовой стабильности в данной сфере. К преимуществам новых правил также относят унификацию управления и функционирования страховых организаций и, как следствие, улучшение качества соответствующего надзора и регулирования, повышение прозрачности в страховом секторе, укрепление доверия к нему инвесторов.
Риск-ориентированный подход к регулированию деятельности страховых компаний, аналогичный Solvency II, внедряется в России в целях защиты прав потребителей, обеспечения финансовой стабильности и соответствия регулирования в данной области международным стандартам, обеспечения прозрачности страхового сектора и повышения привлекательности страховых компаний для российских и иностранных инвесторов. Введение режима регулирования, эквивалентного Solvency II, в РФ будет происходить с переходным периодом, который будет использован участниками рынка для необходимой подготовки. Стандарты всех категорий будут разрабатываться одновременно и заранее передаваться профессиональному сообществу в целях ее оптимизации. Данный этап в полном объеме планируется завершить до 2021 г. Предполагается наличие консультаций с представителями Банка России, страхового сектора и профильных специалистов в процессе внедрения риск-ориентированного подхода к регулированию страхового рынка. Страховщики будут принимать активное участие в разработке стандартов по оценке рисков и определению требований к собственному капиталу. Предусмотрено применение новых нормативов в тестовом режиме в 2022 г. [4, с. 4].
На первых порах в России предполагается использование стандартной методики расчета капитала для обеспечения платежеспособности (Solvency Capital Requirement, SCR). Подход на основе внутренних моделей будет допускаться после достижения готовности к применению соответствующих систем аттестации Центрального Банка. Планируется плавный переход от прежней политики инвестирования к реализации принципа осмотрительности, протяженность которого зависит от скорости преобразования корпоративного управления страховых компаний [5, с. 11]. Собственная оценка рисков и платежеспособности (Own Risk and Solvency Assessment, ORSA) должна проводиться страховщиками самостоятельно, а Центральный Банк будет осуществлять контрольные функции в отношении ее методики. Внутренняя актуарная функция устанавливается в качестве обязательной для системно значимых организаций, при этом небольшим предприятиям разрешен ее аутсорсинг. Следует ожидать повышения информативности отчетности о собственных средствах, рисках и т. д. Появление отчетов о платежеспособности и финансовом состоянии перед общественностью планируется на продвинутом этапе внедрения требований третьего раздела, посвященного раскрытию информации. Запланирована также необходимая модернизация информационных систем в соответствии с поставленными задачами. В РФ установлена следующая последовательность введения в действие нового режима регулирования: сначала второй раздел (корпоративное управление), затем — первый (оценка рисков и расчет требований к капиталу) и третий (отчетность). Нормативы второй категории относительно управления предприятием вступят в силу в 2020–2021 гг.
Литература:
- RICHTLINIE 2009/138/EG DES EUROPÄISCHEN PARLAMENTS UND DES RATES vom 25. November 2009 betreffend die Aufnahme und Ausübung der Versicherungs- und der Rückversicherungstätigkeit (Solvabilität II). — Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/DE/TXT/PDF/?uri=CELEX:02009L0138–20150331&qid=1430196758293&from=DE (дата обращения: 16.01.19)
- Е. Кочович, М. Йовович, Д. Трифунович. Сравнение концепций Solvency и Basel III // Актуарий. — 2018. — № 1. — С. 42–46.
- I. Querner. Solvency II: Das erste Jahr der Anwendung. Frankfurt am Main, 2017. — Режим доступа: https://www.gdv.de/resource/blob/9604/baeaffab9977ac11cf80f733bca02dde/download-der-praesentation-zum-solvency-workshop---1246836283-data.pdf (дата обращения: 16.01.19)
- Центральный Банк Российской Федерации. Заседание Экспертной группы по внедрению риск-ориентированного подхода к регулированию страхового сектора в Российской Федерации, основанного на принципах Solvency II. Москва, 24 июля 2018 года. — Режим доступа: www.cbr.ru/Content/Document/File/47104/pres_24072018_solvency.pdf (дата обращения: 16.01.19)
- Концепция внедрения риск-ориентированного подхода к регулированию страхового сектора в Российской Федерации. — Режим доступа: www.cbr.ru/Content/Document/File/41412/concept_solvency_II.pdf (дата обращения: 16.01.19)