Процедура экстрадиции из Великобритании в Россию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 13.01.2019

Статья просмотрена: 1994 раза

Библиографическое описание:

Саврико, И. В. Процедура экстрадиции из Великобритании в Россию / И. В. Саврико. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55551/ (дата обращения: 19.11.2024).



Важнейшим направлением взаимодействия в сфере борьбы с преступностью является экстрадиция, которая обеспечивает достижение целей уголовного процесса, восстановление нарушенных правоотношений, неотвратимость наказания, несмотря на территориальные разграничения юрисдикций разных стран.

Несмотря на тенденции расширения сферы международного сотрудничества по вопросам экстрадиции, увеличение количества запросов, взаимодействие России с некоторыми странами по вопросам выдачи осуществляется затруднительно.

Бесспорным лидером по количеству отказов в экстрадиции является Великобритания — за последнее десятилетие по запросам Генпрокуратуры РФ фактически были выданы только два человека. Это обусловлено, в первую очередь, отсутствием полноценного двухстороннего договора об экстрадиции. Однако, стоит отметить, что наметились положительные шаги в этом направлении — в 2006 году был подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Королевской прокурорской службой Англии и Уэльса, который может расцениваться как договор межведомственного характера. Данный документ предполагает более тесное взаимодействие в вопросах выдачи преступников и активной взаимной правовой помощи. В необходимых случаях могут проводиться консультации на этапе подготовки запросов и следственных поручений. Еще одной сферой сотрудничества стала профессиональная подготовка прокуроров России и Великобритании. Стороны также договорились поставить на регулярную основу оперативный обмен информацией [1].

Детально изучив Акт об экстрадиции 2003 года — основной нормативно-правовой акт Соединенного Королевства, регулирующий вопросы выдачи, можно сделать вывод, что для России — страны, относящейся ко второй категории — предусмотрен усложненный порядок экстрадиционной процедуры.

Запрос подается в МВД Великобритании. В соответствии со ст. 70 Акта об экстрадиции Министр внутренних дел, принимая решение о начале судебной процедуры, должен убедиться, что запрашиваемое лицо не имеет статуса беженца; ему не предоставлено разрешение на пребывание на территории Соединенного королевства на основании ст. 2 и 3 Европейской конвенции о правах человека. При утвердительном ответе на данные вопросы Министр внутренних дел, удостоверившись, что запрос направлен компетентным органом иностранного государства, отправляет его в суд [2].

После того как начало процедуры санкционировано Министром внутренних дел, запрос попадает в суд, где решается вопрос об аресте. Судья, руководствуясь ст. 71, может выдать разрешение на арест только если убедится, что преступление является экстрадиционным, и что имеются доказательства, достаточные для выдачи ордера на арест [2].

После ареста запрашиваемое лицо доставляется в Вестминстерский магистратский суд на первичное слушание, где его информируют о содержании запроса (ст. 72). Также решается вопрос о мере пресечения: могут быть избраны заключение под стражу или залог. На данном этапе назначается дата слушания по делу об экстрадиции — не позднее двух месяцев с начала первичного слушания (ст. 75) [2].

На слушании по делу об экстрадиции судья изучает запрос и прилагаемые к нему документы (ст. 78), решает, есть ли какие-либо препятствия для выдачи (риск дважды понести уголовную ответственность за одно и то же преступление, сроки давности, сторонние соображения — ст. 79). Одним из главных запретов для выдачи являются «интересы правосудия» (Forum) — в экстрадиции могут отказать, если прокурор в своем заключении докажет, что уголовное преследование целесообразно проводить в юрисдикции Великобритании, или если экстрадиция противоречит интересам пострадавших [2].

При принятии решения судья должен проверить: является ли действие, в котором обвиняется человек, преступлением в Великобритании; есть ли серьезные основания полагать, что доказательства виновности достаточны и права человека экстрадицией не будут нарушены.

Решение принимается с учетом информации от запрашиваемого лица против экстрадиции в течение 4-х недель, после этого срока такая информация может не учитываться. Решение судьи может быть обжаловано в соответствии со ст.113 закона в Верховном суде в течение 14 дней со дня принятия решения. Если обжалуется отрицательное решение судьи (освободить запрашиваемое лицо и отказать в экстрадиции), апелляция будет рассмотрена после вынесения положительного решения МВД Великобритании.

Министр внутренних дел Великобритании, принимая окончательное решение, должен определить существуют ли запреты, предусмотренные ст. 94–96 Акта об экстрадиции.

Выдача запрещена законом, если:

‒ лицу может грозить смертная казнь (если только МВД Великобритании не получит письменных гарантий того, что смертная казнь не будет назначена)

‒ в запрашивающей стране нет специальных гарантий относительно того, что уголовное преследование в отношении лица будет осуществляться только за преступления, за которые оно было выдано (за исключением некоторых ограниченных обстоятельств)

‒ лицо уже экстрадировано в Великобританию из третьего государства или передано из международного уголовного суда, и согласие на последующую экстрадицию требуется от этого третьего государства или этого суда (если только министр МВД не получил такого согласия).

Если ни один из этих запретов не применяется, министр МВД должен вынести постановление о выдаче. Если существует хоть один запрет, лицо должно быть освобождено.

Решение об экстрадиции должно быть принято МВД Великобритании в течение 2-х месяцев со дня передачи дела из суда. Оно может быть обжаловано в соответствии со ст.114 закона в Верховном суде (Supreme Court) в течение 14 дней в случае, если Верховный суд обозначит дело как дело имеющее значение для установления прецедента. Экстрадиция запрашиваемого лица должны быть осуществлена в течение 28 дней со дня решения МВД Великобритании, если право апелляции не было осуществлено, или в течение 28 дней со дня принятия решения судьей [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что в отличие от государств, для которых действует режим Европейского ордера на арест, запрос о выдаче из России подвергается тщательному изучению, суды очень внимательно исследуют доказательства и условия, в которых будет осуществляться дальнейшее уголовное преследование. Кроме того, британская сторона очень трепетно относится к соблюдению прав человека и гражданина, и если будет сделан вывод, о возможности их нарушения, то незамедлительно последует отказ в экстрадиции.

Проанализировав статистику принятия положительных и отрицательных решений о выдаче, можно сделать вывод, что власти Великобритании в подавляющем большинстве случаев отказывают Российской Федерации. На их позицию влияют как общие представления о сущности российской правоохранительной системы, так и материальные доказательства невиновности. Чаще всего российские беглецы апеллируют к проблеме пенитенциарных учреждений в России. Примером эффективного аргумента для британского суда может быть ссылка на систематическое несоблюдение российскими правоохранителями п. 1.1 ст. 108 УПК РФ («Заключение под стражу») [3]. Эта норма появилась в 2010 году по инициативе экс-президента РФ Дмитрия Медведева. Она не позволяет заключать под стражу в качестве меры пресечения предпринимателя, которого подозревают или обвиняют в совершении экономических преступлений. Несмотря на такой запрет, российские судьи порой отправляют предпринимателей в СИЗО. Суд Соединенного Королевства может расценить такой факт, как грубое нарушение процессуального законодательства и отказать в экстрадиции [4]. Также используется в британском суде такой аргумент, как отсутствие шансов на проведение справедливого судебного разбирательства на Родине и политические мотивы преследования.

Подводя итог, необходимо еще раз сказать о том, что для улучшения статистики принятия положительных решений о выдаче и совершенствования фактической реализации данной процедуры, потребуется объединение и координация усилий как всего мирового сообщества, так и интенсивное развитие двухсторонних отношений между отдельными странами. Надеюсь, что в ближайшем будущем, Россия предпримет шаги по улучшению ситуации, связанной с проблемами выдачи из Великобритании, и обеим странам удастся закрепить совместные усилия в рамках двустороннего договора об экстрадиции.

Литература:

  1. Двусторонние договоренности // Генеральная прокуратура Российской Федерации. URL: https://genproc.gov.ru/ms/ms_documents/betw/sogl/ (дата обращения: 11.01.2019).
  2. Закон об экстрадиции от 2003 года // The Extradition Act 2003 | Extradition Lawyers | Gherson. URL: https://www.gherson.com/ru/закон-об-экстрадиции-от-2003-года (дата обращения: 11.01.2019).
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019)
  4. За рубеж от тюрьмы и сумы: правила экстрадиции // Право.ру. URL: https://pravo.ru/story/view/134559/ (дата обращения: 11.01.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): Великобритания, экстрадиция, запрашиваемое лицо, Россия, Верховный суд, выдача, дело, МВД Великобритании, Соединенное Королевство, Российская Федерация.


Задать вопрос