В статье рассмотрены актуальные проблемы теории и практики выдачи лиц для уголовного преследования и исполнения приговора. Основное внимание уделено вопросам двусторонних и многосторонних договоров, принципам взаимности, запрету на экстрадицию по политическим мотивам и защите прав человека. Автор выявляет основные проблемы, с которыми сталкиваются государства при реализации запроса на экстрадицию. В статье также рассматриваются возможные пути совершенствования международного сотрудничества в этой области, анализируются перспективы внедрения универсальных международных стандартов, гарантирующих эффективность экстрадиции, а также механизмы защиты прав лиц, подвергнутых выдаче.
Ключевые слова: выдача, экстрадиция, органы прокуратуры, уголовное преследование, исполнение приговора, принцип взаимности.
The article discusses the current problems of the theory and practice of extradition of persons for criminal prosecution and execution of a sentence. The main attention is paid to the issues of bilateral and multilateral treaties, the principles of reciprocity, the prohibition of extradition for political reasons and the protection of human rights. The author identifies the main problems faced by States when implementing an extradition request. The article also examines possible ways to improve international cooperation in this area, analyzes the prospects for the introduction of universal international standards that guarantee the effectiveness of extradition, as well as mechanisms for protecting the rights of persons subjected to extradition.
Keywords: extradition, extradition, prosecution authorities, criminal prosecution, execution of sentence, the principle of reciprocity.
Одним из важнейших видов международно-правового сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства является институт выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора. Он приобретает особое значение в условиях глобализации, миграции населения, поскольку позволяет реализовать принцип неотвратимости наказания, обеспечить восстановление нарушенных прав и свобод в тех случаях, когда лицо, совершившее преступное деяние, скрывается от правосудия на территории иностранного государства.
В уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации содержатся нормы о выдаче лиц, совершивших преступление. Соответствующие положения содержатся в ст. 13 УК РФ, в главах 54, 55 УПК РФ. Вместе с тем, в российской юридической доктрине понятие «экстрадиция» отсутствует. Несмотря на то, что институт экстрадиции является одним из составляющих международного правового сотрудничества и существует достаточно продолжительный период времени, в российской правовой науке вопрос о сущности понятия «экстрадиция» является дискуссионным.
Анализируя мнения учёных по данному вопросу, можно сделать вывод, что многие авторы рассматривают экстрадицию как процесс передачи лица, совершившего преступление [1. с. 457]. Однако с данным мнением сложно согласиться, так как термин «передача» используется в международном праве и в иных случаях.
Одним из распространённых вариантов определения экстрадиции лица является выдача лица, совершившего преступление [2. с. 53], однако с данным определением также нельзя согласиться, так как формулировка «выдача лица, совершившего преступление» сразу же ставит человека в статус осужденного, а не обвиняемого или подозреваемого.
Рассмотрев различные точки зрения, касающиеся понятия экстрадиции, предлагается следующее ее определение: основанные на принципах и нормах международного и национального права, последовательно совершаемые процессуальные действия, направленные на передачу (при наличии требования) лица, подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрена выдача, или осужденного.
При этом, органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют выполнение обязательств и реализацию прав, вытекающих из международных договоров и законодательства Российской Федерации по вопросам оказания международной правовой помощи по уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также оказания международного правоохранительного содействия.
Деятельность органов прокуратуры как надзорного органа направлена на пресечение нарушений прав разыскиваемых и обеспечение выполнения требований норм международного права и национального законодательства, регламентирующего вопросы выдачи лиц для осуществления уголовного преследования или приведения в исполнение приговора.
Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет взаимодействие более чем с 80 зарубежными государствами по вопросам уголовного судопроизводства. При этом вопросы выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора являются одними из приоритетных. За прошедшие десять лет Генеральная прокуратура России рассмотрела около двадцати тысяч запросов иностранных государств о выдаче лиц для уголовного преследования и исполнения приговора, при этом в зарубежные государства направлено более пяти тысяч запросов в указанной сфере.
Практика взаимодействия Российской Федерации с зарубежными партнерами по борьбе с преступностью показывает, что наиболее часто лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, скрываются от правоохранительных и судебных органов в странах, с которыми Россия не заключила договоры о выдаче. Однако в этом случае применяется принцип взаимности. Примерами такого положительного опыта являлась выдача лиц из Марокко, Камбоджи, Эквадора, Перу, Ирака и Египта.
Одной из возникающих проблем является отсутствие договора об экстрадиции с Соединенными Штатами Америки. Несмотря на действующий в таких случаях принцип взаимности, США отказывают Российской Федерации в выдаче лиц.
Нельзя не отметить тот факт, что лица, совершившие на территории Российской Федерации преступления, зная об отсутствии договора о выдаче между РФ и США, а также о неисполнении штатами принципа взаимности, скрываются на территории Америки, уклоняясь при этом от наказания за совершенные преступления. Таких лиц насчитывается около 200, при этом в 2019 году США не приняли ни одного решения о выдаче по запросам России. В 2020 году было принято всего одно решение в отношении Лисицкого С. Э., обвиняемого в умышленном уничтожении чужого имущества путем поджога и покушении на убийство двух лиц, в связи с осуществлением лицом служебной деятельности, совершенном организованной группой. Он был передан правоохранительным органам России 03.12.2020 в международном аэропорту Шереметьево.
Также существуют проблемы при применении норм права, которые возникают в ходе экстрадиционных проверок. Такие проблемы возникают как у прокуроров, так и у судей и связаны они, в основном с коллизиями в законодательстве, с различными подходами к решению тех или иных вопросов, касающихся выдачи лиц. Так, при рассмотрении вопроса о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства по запросу Российской Федерации и при избрании в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу на срок 2 месяца, возникает проблема, связанная с исчислением срока содержания этого лица под стражей.
При решении данной проблемы имеется две позиции. Первая (позиция Генеральной прокуратуры) заключается в том, что срок заключения под стражу исчисляется с момента, когда выдаваемое лицо пересечет границу Российской Федерации, так как до этого момента лицо находится под юрисдикцией иностранного государства. Вторая (позиция Верховного Суда Российской Федерации) заключается в том, что срок содержания под стражей исчисляется с момента, когда разыскиваемое лицо было задержано, так как вместе с запросом о выдаче направляется и постановление об аресте, которое немедленно вступает в законную силу. Здесь важно отметить, что аналогичные нормы содержатся в Европейской конвенции о выдаче от 13.12.1957 (подп. «а» п. 2 ст. 12) [3].
Также проблемы возникают при рассмотрении Министерством внутренних дел Российской Федерации ходатайств иностранных граждан, содержащихся под стражей в связи с проведением экстрадиционных проверок, по вопросам предоставления временного убежища либо статуса беженца на территории Российской Федерации. Лица обозначенной категории обращаются с подобными ходатайствами только после избрания в отношении их меры пресечения в виде заключения под стражу и помещения в следственные изоляторы. Данная практика свидетельствует не о желании фигурантов получить защиту на территории Российской Федерации, а о намерении уклониться от привлечения к уголовной ответственности.
Такие заявители, как правило, прибывают на территорию Российской Федерации по экономическим причинам с целью трудоустройства, по прибытии в компетентные органы с ходатайствами о признании беженцем либо предоставлении временного убежища не обращаются, длительное время находятся на территории России на нелегальном положении. Помимо этого, ими не приводятся конкретные факты, побудившие обратиться с заявлениями о признании беженцем либо о предоставлении временного убежища и позволяющие отнести их к подпадающим под критерии, определяющие понятие «беженец».
После освобождения из-под экстрадиционного ареста по истечении предельного срока содержания под стражей указанные лица по вопросам убежища более в компетентные органы не обращаются.
Каждое подобное освобождение из-под стражи препятствует исполнению вступивших в законную силу решений Генеральной прокуратуры Российской Федерации о выдаче, что наносит ущерб репутации государства в сфере международно-правового сотрудничества.
Таким образом, органы прокуратуры, взаимодействуя с поднадзорными правоохранительными органами, не только принципиально реагируют на каждый факт нарушения, но и вырабатывают алгоритм эффективной совместной работы, позволяющий обеспечивать безусловное соблюдение требований закона при реализации полномочий, связанных с проведением экстрадиционных проверок.
Своевременное принятие управленческих решений и постоянный контроль Генеральной прокуратуры Российской Федерации за деятельностью подчиненных прокуратур, в том числе в сфере экстрадиции, способствует совершенствованию деятельности органов прокуратуры, четкой и слаженной работе всех звеньев системы органов прокуратуры, единству и целенаправленности их деятельности, повышению эффективности функциональной деятельности органов прокуратуры, комплексному подходу к решению поставленных задач и достижению целей, стоящих перед органами прокуратуры, в том числе в сфере выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора.
Литература:
- Колосов Ю. М., Кривчиков М. В. Международное право. М., 1999. 795 с.
- Звирбуль В. К., Шупилов В. П. Выдача уголовных преступников. — М., 1974. 431 с.
- Европейская конвенция о выдаче (заключена в г. Париже 13.12.1957) // Собрание законодательства РФ, 05.06.2000. № 23. ст. 2348.