Экологическое воспитание дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 15.01.2019

Статья просмотрена: 867 раз

Библиографическое описание:

Разгоняева, Е. А. Экологическое воспитание дошкольников / Е. А. Разгоняева, Т. О. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55541/ (дата обращения: 19.12.2024).



Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: животными, законами природы, растениями, и нуждаются в помощи взрослого поколения. Важно приложить максимум усилий и погрузить детей в мир правильно, учитывая всевозможные аспекты и вопросы.

Начнём с того, что экологическая проблема стоит остро и является одной из самых глобальных в данный момент, а это означает то, что надо обратить на это внимание, особенно, если это касается детей, которые делают только первые шаги в этом мире. Поводов для волнения много: истощения природных ресурсов, изменение климата, утончение озоновой оболочки и таких моментов просто масса.

Дети — нежные, милые создания, но порой они бывают очень грубыми. Это происходит неосознанно, от непонимания к чему это приводит. Чаще всего ребенок, который выкидывает мусор в неположенном месте, ломает цветы на клумбе, просто не знает, какие могут быть последствия, и не знаком с правилами поведения с окружающей его природой. Для него данные действия — просто развлечение, не отличающееся от остальных. Любой ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Экологическое воспитание — это формирование осознанного и правильного отношения к природе и всему её многообразию, которое нужно начинать с малого возраста. Это отношение к себе, как к маленькой частице окружающего мира, взаимодействие с самой природой. Природа, наблюдая за которой, ребёнок учится понимать, видеть, любоваться, ценить, выступает в качестве первого эстетического воспитателя. При формировании гуманного отношения к природе, необходимо помнить следующее: важно донести до детей, что человек и природа тесно связаны друг с другом, поэтому забота о природе — это, прежде всего, забота о самом себе, о своих близких и всех окружающих.

Работа по экологическому воспитанию с ребятами дошкольного возраста начинается не с непосредственно с ними, а с их родителями, которых нужно ознакомить с занятиями, проводимыми для детей. Это способствует максимально успешно вести воспитательную работу не только в образовательном учреждении, но и дома, что позволит детям вырасти в благоприятной среде. Так же не помешают, а даже помогут занятия в образовательном учреждении с участием родителей, чтобы показать подрастающему поколению правильное, бережное отношение к окружающему на примере мам и пап. Это могут быть совместные игры, внутригрупповые занятия, мастер-классы и даже туристические походы.

Да, с маленькими детьми, особенно дошкольного возраста, не совсем удобно выбираться на такие мероприятия, но кто говорит о дальних походах в лес на несколько дней, а то и недель? Парки, скверы-всё это тоже подходит для урока на открытом воздухе. Так же можно использовать территорию вокруг садика, что более удобно и продуктивно. Продуктивность заключается в близком расположении к знакомому месту (в данном случае к детскому саду), что поможет малышам чувствовать себя спокойно в привычной для них обстановке, что, в свою очередь, даст больше возможности для концентрации внимания. Так же, запоминанию информации поспособствует небольшое (по сравнению с парками и лесополосами) разнообразие деревьев и кустов. Во время прогулки можно в сказочной форме рассказывать про пользу каждого дерева и его значимость не только для людей, но и животных. При этом, поднимая несколько опавших (важно не сорвать с дерева, подавая плохой пример, а поднять) листиков и передавая их малышам, можно упрощённо ( или в той же сказочной форме) рассказать про маленькую «кухню» (процесс фотосинтеза) в каждом листочке, благодаря которой вырабатывается кислород, которым мы дышим. В самом конце урока стоит сделать общий гербарий для закрепления информации.

В образовательной программе в детских садах или даже у родителей порой не хватает времени для достижения должного результата, поэтому стоит обращаться к методу интеграции, что позволит достичь цели. При совместном усилии и воздействии на детей с разных сторон, будет эффективнее достижения данной цели «Экологическое воспитание дошкольников».

Каждая тема, пройденная ребёнком, обязана подкрепляться практикой, чтобы информация лучше усваивалась в юных головах. Это все позволяет ребенку с самого раннего возраста установить тесный контакт с внешним миром. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста является наиважнейшим компонентом развития. Именно дошкольный возраст, по мнению многих педагогов и детских психологов, является «золотой порой» сенсорного воспитания.

С помощью современных источников получения информации дети узнают много интересного о разных предметах природы и у них возникают вопросы об окружающей среде, так же интерес детей можно подпитывать экологическими сказками, в которых есть сюжет и наличие необычных персонажей, их действие и, конечно же, окончательный результат.

Старшие группы больше привлекают опыты. Они помогают узнать причины той или иной связи между определёнными явлениями и объектами природы. У младших групп всё иначе, с ними проводят уроки лепки, изобразительного искусства и слушают звуки живой природы (пение птиц, звуки леса, журчание ручейка). Детям нравится заниматься поделками из природного материала, так как для них это всегда является чем-то новым и необычным.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой и различные игры способны пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Нужно обращать внимание малышей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получать от этого удовольствие и замечать все краски жизни, осознавать, что красота никак не определяется потребительским отношением. Важно всегда помнить, что прежде чем научить детей видеть красоту, чувствовать её и понимать суть прекрасного, как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще не совсем устойчивы и глубоки, они носят избирательный и субъективный характер.

Задача воспитателей и родителей — подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

В заключении хотелось бы сказать, что экологическое воспитание в современном мире просто необходимо и востребовано, так как ситуация в природе усугубляется с каждым годом всё больше и больше. Применять первые меры по знакомству ребёнка и природы стоит с ранних лет, чтобы добиться от ребёнка полного понимания, что такое природа и как в ней всё происходит.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, природа, окружающий мир, экологическое воспитание, образовательное учреждение, сказочная форма.


Задать вопрос