Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Экологическое воспитание детей

Педагогика
26.08.2022
904
Поделиться
Библиографическое описание
Миронова, А. Д. Экологическое воспитание детей / А. Д. Миронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/archive/429/94592/.


В статье поднимаются вопросы защиты окружающей среды и экологического воспитания у детей.

Ключевые слова: ребенок, природа, бережное отношение, экологическое воспитание, окружающая среда.

Экология — естественная наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания, об организации и функционировании биосистем различных уровней. [1, с.1]

До появления людей на Земле, планета не знала, что такое мусор, дым, в котором содержится огромное количество опасных веществ и соединений, уничтожение лесов и загрязнение нефтью морей и океанов.

Проблема охраны и защиты окружающей природной среды начала появляться в 20 веке, в век развития науки, появления машин, промышленных заводов и комбинатов. С каждым годом число неравнодушных к данной проблеме людей становится все больше и больше.

Сейчас человечество старается делать все, чтобы экологическая обстановка в мире стала намного лучше. Но люди со временем умирают и человек, пришедший в будущем на его место, тоже должен идти по его правильному экологическому пути. Чтобы сохранить все старания предыдущего поколения, люди должны рассказать, объяснить и научить будущее поколение тому, что нужно делать, чтобы сохранить природу.

В первую очередь экологические знания получают в процессе воспитания. Воспитание начинается с самого рождения человека, и длится на протяжении всей его жизни. Одной из задач экологического воспитания является культурное отношение к окружающей среде, которое формируется с детства. [2, с.1]

Первыми учителями и помощниками являются родители. Они учат читать, писать, помогают в учебе, объясняют, что хорошо, а что плохо и т. д. По такому же принципу действует и экологическое воспитание. Как научить ребенка заботиться о природе? Как донести до него такую важную информацию?

Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, разноцветные цветы, красивые бабочки, жуки, птицы, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, восхищенный разнообразием природного и животного мира, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе. [3, с.1]

Детям нравится рассматривать красочные картинки, слушать интересные рассказы, играть в игры, связанные с активной деятельностью. Ребенок с радостью будет изучать яркие картинки, на которых будут нарисованы голубое небо, зеленая травка и разноцветные цветочки, слушать сказки и поучительные рассказы о жизни животных и растений, бегать и прыгать вместе с птичками и бабочками.

Экологию лучше изучать в виде игры. Например, предложить ребенку посадить цветочек, рассказать о том какой красивый он вырастет, если постоянно за ним ухаживать. Гуляя по парку, можно рассказать о жизни его обитателей, позадавать загадки о растениях. Попробовать вместе с ребенком изготовить кормушку для птичек и каждый день подкладывать туда еды. Дома можно каждый вечер всей семьей смотреть поучающий мультфильм на тему экологии.

В детском саду дети получают экологические знания уже от воспитателей, которые проводят с ними тематические беседы, рисуют красочные пейзажи, играют с ними на свежем воздухе, а также проводят викторины на знание животных и растений.

Мы с педагогами и родителями реализовали годовой проект «Сохраним природу нашего края», участниками которого стали дети старшей группы.

Актуальностью проекта стал благоприятный период развития в детях эмоционально-ценностного отношения к окружающему, формирования основ нравственно — экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Целью проекта - активировать у детей осознанно -нравственное отношение к природе. Исходя из цели, мы поставили перед собой задачи: безопасному поведению в лесу, которое способствует бережному отношению к природе у детей и взрослых.

Мы проработали план мероприятий проекта, которыми стали: организация единого эколого-развивающего пространства для детей старшего дошкольного возраста по формированию природоохранной культуры; подбор методической литературы и разработка цикла образовательной деятельности; информационно — просветительская работа и вовлечение в реализацию проекта родителей средствами бесед, поручений, наглядной информации, индивидуальных и групповых консультаций.

Разучили стихотворения о природе, загадки и народные приметы; сочиняли экологические сказки: «Сохрани лес!», «Помощники лешего», «Как путешествовал муравьишка». С детьми проводились беседы о бережном отношении к природе, разучивали правила поведения в природе и на воде. Играли в дидактические игры: «Живая природа», «Что будет если…», «Верно — не верно», «Съедобные — несъедобные ягоды», «Лесная аптека», «Правила поведения в лесу», «Хорошо-плохо», «Враг или друг?» (встречи с насекомыми, животными); настольно — печатные игры «Основы безопасности», «Сбор грибов и ягод», «Подбери картинку», «Растения», зоологическое лото, демонстрационный материал «Правила поведения в лесу для детей»; иллюстрации по безопасности «Отдыхать надо осторожно»; иллюстрации; «Кому нужны деревья»; В процессе образовательной деятельности использовались видеоматериалы «Уроки тетушки Совы»; «Уроки живой природы»; обучающие мультфильмы «Правила безопасного поведения детей на природе»» сборник мультфильмов для детей «Правила поведения в природе»;

Во время трудовой деятельности в уголке производили высаживание и уход за рассадой цветов.

Для родителей воспитанников были предложены папки-передвижки «Экологическое образование в семье», «Покажи своим примером», «Воспитание любви к природе», «Экология — это мы!». Проведены конкурсы поделок из природного материала «Картина из листьев», «Подарки лесовичку», «Кормушка для птиц». Проект способствует формированию экологической культуры у детей; позволяет развивать у них самостоятельность, трудиться и наблюдать за живыми объектами.

Сейчас все твердят о том, чтобы сохранить и защитить окружающую среду нужно сократить выбросы, поставить очистные сооружения, организовать сортировку мусора, садить деревья, но мало кто говорит о том, что защита планеты от неблагоприятных факторов начинается с ребенка. Да, именно с этого маленького человечка! Всем давно известно, что все важные знания и навыки закладываются еще в детском возрасте. Ребенок подобно губке впитывает всю ту информацию, которую ему дадут: как правильно ходить, говорить, кушать, куда выбрасывать мусор, почему нельзя рвать растения и т. д. Если ребенку будет увлекательно и интересно, то он с огромным удовольствием примет ее. Если каждый родитель даст ту самую важную информацию своему ребенку, то мы можем вырастить разумное и экологически-просвещенное молодое поколение, которое уже в далеком будущем передаст знания дальше!

Литература:

  1. Экология. — Текст: электронный // Википедия — Свободная энциклопедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Экология (дата обращения: 24.08.2022).
  2. Экологическое образование и воспитание современного общества. — Текст: электронный // Феникс. Вывоз мусора: [сайт]. — URL: https://f-musor.ru/novosti/2016/03/15/ekologicheskoe-obrazovanie-i-vospitanie-sovremennogo-obshhestva/ (дата обращения: 24.08.2022).
  3. Консультация «Экологическое воспитание детей». — Текст: электронный // MAAM.RU: [сайт]. — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/statja-yekologicheskoe-vospitanie-detei.html (дата обращения: 24.08.2022).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
ребенок
природа
бережное отношение
экологическое воспитание
окружающая среда
Молодой учёный №34 (429) август 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 109-111):
Часть 2 (стр. 83-171)
Расположение в файле:
стр. 83стр. 109-111стр. 171

Молодой учёный