Экологическое воспитание детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (429) август 2022 г.

Дата публикации: 26.08.2022

Статья просмотрена: 739 раз

Библиографическое описание:

Миронова, А. Д. Экологическое воспитание детей / А. Д. Миронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/archive/429/94592/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье поднимаются вопросы защиты окружающей среды и экологического воспитания у детей.

Ключевые слова: ребенок, природа, бережное отношение, экологическое воспитание, окружающая среда.

Экология — естественная наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания, об организации и функционировании биосистем различных уровней. [1, с.1]

До появления людей на Земле, планета не знала, что такое мусор, дым, в котором содержится огромное количество опасных веществ и соединений, уничтожение лесов и загрязнение нефтью морей и океанов.

Проблема охраны и защиты окружающей природной среды начала появляться в 20 веке, в век развития науки, появления машин, промышленных заводов и комбинатов. С каждым годом число неравнодушных к данной проблеме людей становится все больше и больше.

Сейчас человечество старается делать все, чтобы экологическая обстановка в мире стала намного лучше. Но люди со временем умирают и человек, пришедший в будущем на его место, тоже должен идти по его правильному экологическому пути. Чтобы сохранить все старания предыдущего поколения, люди должны рассказать, объяснить и научить будущее поколение тому, что нужно делать, чтобы сохранить природу.

В первую очередь экологические знания получают в процессе воспитания. Воспитание начинается с самого рождения человека, и длится на протяжении всей его жизни. Одной из задач экологического воспитания является культурное отношение к окружающей среде, которое формируется с детства. [2, с.1]

Первыми учителями и помощниками являются родители. Они учат читать, писать, помогают в учебе, объясняют, что хорошо, а что плохо и т. д. По такому же принципу действует и экологическое воспитание. Как научить ребенка заботиться о природе? Как донести до него такую важную информацию?

Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, разноцветные цветы, красивые бабочки, жуки, птицы, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, восхищенный разнообразием природного и животного мира, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе. [3, с.1]

Детям нравится рассматривать красочные картинки, слушать интересные рассказы, играть в игры, связанные с активной деятельностью. Ребенок с радостью будет изучать яркие картинки, на которых будут нарисованы голубое небо, зеленая травка и разноцветные цветочки, слушать сказки и поучительные рассказы о жизни животных и растений, бегать и прыгать вместе с птичками и бабочками.

Экологию лучше изучать в виде игры. Например, предложить ребенку посадить цветочек, рассказать о том какой красивый он вырастет, если постоянно за ним ухаживать. Гуляя по парку, можно рассказать о жизни его обитателей, позадавать загадки о растениях. Попробовать вместе с ребенком изготовить кормушку для птичек и каждый день подкладывать туда еды. Дома можно каждый вечер всей семьей смотреть поучающий мультфильм на тему экологии.

В детском саду дети получают экологические знания уже от воспитателей, которые проводят с ними тематические беседы, рисуют красочные пейзажи, играют с ними на свежем воздухе, а также проводят викторины на знание животных и растений.

Мы с педагогами и родителями реализовали годовой проект «Сохраним природу нашего края», участниками которого стали дети старшей группы.

Актуальностью проекта стал благоприятный период развития в детях эмоционально-ценностного отношения к окружающему, формирования основ нравственно — экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Целью проекта - активировать у детей осознанно -нравственное отношение к природе. Исходя из цели, мы поставили перед собой задачи: безопасному поведению в лесу, которое способствует бережному отношению к природе у детей и взрослых.

Мы проработали план мероприятий проекта, которыми стали: организация единого эколого-развивающего пространства для детей старшего дошкольного возраста по формированию природоохранной культуры; подбор методической литературы и разработка цикла образовательной деятельности; информационно — просветительская работа и вовлечение в реализацию проекта родителей средствами бесед, поручений, наглядной информации, индивидуальных и групповых консультаций.

Разучили стихотворения о природе, загадки и народные приметы; сочиняли экологические сказки: «Сохрани лес!», «Помощники лешего», «Как путешествовал муравьишка». С детьми проводились беседы о бережном отношении к природе, разучивали правила поведения в природе и на воде. Играли в дидактические игры: «Живая природа», «Что будет если…», «Верно — не верно», «Съедобные — несъедобные ягоды», «Лесная аптека», «Правила поведения в лесу», «Хорошо-плохо», «Враг или друг?» (встречи с насекомыми, животными); настольно — печатные игры «Основы безопасности», «Сбор грибов и ягод», «Подбери картинку», «Растения», зоологическое лото, демонстрационный материал «Правила поведения в лесу для детей»; иллюстрации по безопасности «Отдыхать надо осторожно»; иллюстрации; «Кому нужны деревья»; В процессе образовательной деятельности использовались видеоматериалы «Уроки тетушки Совы»; «Уроки живой природы»; обучающие мультфильмы «Правила безопасного поведения детей на природе»» сборник мультфильмов для детей «Правила поведения в природе»;

Во время трудовой деятельности в уголке производили высаживание и уход за рассадой цветов.

Для родителей воспитанников были предложены папки-передвижки «Экологическое образование в семье», «Покажи своим примером», «Воспитание любви к природе», «Экология — это мы!». Проведены конкурсы поделок из природного материала «Картина из листьев», «Подарки лесовичку», «Кормушка для птиц». Проект способствует формированию экологической культуры у детей; позволяет развивать у них самостоятельность, трудиться и наблюдать за живыми объектами.

Сейчас все твердят о том, чтобы сохранить и защитить окружающую среду нужно сократить выбросы, поставить очистные сооружения, организовать сортировку мусора, садить деревья, но мало кто говорит о том, что защита планеты от неблагоприятных факторов начинается с ребенка. Да, именно с этого маленького человечка! Всем давно известно, что все важные знания и навыки закладываются еще в детском возрасте. Ребенок подобно губке впитывает всю ту информацию, которую ему дадут: как правильно ходить, говорить, кушать, куда выбрасывать мусор, почему нельзя рвать растения и т. д. Если ребенку будет увлекательно и интересно, то он с огромным удовольствием примет ее. Если каждый родитель даст ту самую важную информацию своему ребенку, то мы можем вырастить разумное и экологически-просвещенное молодое поколение, которое уже в далеком будущем передаст знания дальше!

Литература:

  1. Экология. — Текст: электронный // Википедия — Свободная энциклопедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Экология (дата обращения: 24.08.2022).
  2. Экологическое образование и воспитание современного общества. — Текст: электронный // Феникс. Вывоз мусора: [сайт]. — URL: https://f-musor.ru/novosti/2016/03/15/ekologicheskoe-obrazovanie-i-vospitanie-sovremennogo-obshhestva/ (дата обращения: 24.08.2022).
  3. Консультация «Экологическое воспитание детей». — Текст: электронный // MAAM.RU: [сайт]. — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/statja-yekologicheskoe-vospitanie-detei.html (дата обращения: 24.08.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природа, окружающая среда, экологическое воспитание, бережное отношение.


Похожие статьи

Методы формирования экологической культуры подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях

В статье рассматриваются пути преподнесения экологической культуры для подрастающего поколения начиная со школьных рядов. Учитывая их возрастные особенности, возможности и интересы.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Описаны проблемы формирования экологической культуры. Выведены критерии необходимых экологических знаний у детей-дошкольников.

Экологическое воспитание детей

В статье автор изучил экологическое воспитание детей.

Опыт по развитию речи дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания

В статье описывается опыт развития речи у дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Статья посвящена экологическому образованию обучающихся, способствующему формированию у них экологического сознания и экологической культуры.

Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается проблема воспитания ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста, а также предложена методика исследования отношения младшего школьника к природе, выявление у детей желания сохранять и бережно относитьс...

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Здоровьесбережение как доминанта дошкольного образования

В статье автор рассматривает вопросы здоровьесбережения детей в дошкольных образовательных учреждениях с правовой и практической точек зрения.

Теория и практика воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста

В данной статье авторы пытаются определить влияние интереса к природе у детей дошкольного возраста на формирование личности.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через формирование бережного отношения к природе

Целью духовно-нравственного воспитания является уровень бережного отношения ребенка к природе и окружающей действительности, основанной на поддержании равновесия между ним и окружающей средой, его компетентном участии и внесении в мир нравственных ид...

Похожие статьи

Методы формирования экологической культуры подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях

В статье рассматриваются пути преподнесения экологической культуры для подрастающего поколения начиная со школьных рядов. Учитывая их возрастные особенности, возможности и интересы.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Описаны проблемы формирования экологической культуры. Выведены критерии необходимых экологических знаний у детей-дошкольников.

Экологическое воспитание детей

В статье автор изучил экологическое воспитание детей.

Опыт по развитию речи дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания

В статье описывается опыт развития речи у дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Статья посвящена экологическому образованию обучающихся, способствующему формированию у них экологического сознания и экологической культуры.

Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается проблема воспитания ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста, а также предложена методика исследования отношения младшего школьника к природе, выявление у детей желания сохранять и бережно относитьс...

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Здоровьесбережение как доминанта дошкольного образования

В статье автор рассматривает вопросы здоровьесбережения детей в дошкольных образовательных учреждениях с правовой и практической точек зрения.

Теория и практика воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста

В данной статье авторы пытаются определить влияние интереса к природе у детей дошкольного возраста на формирование личности.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через формирование бережного отношения к природе

Целью духовно-нравственного воспитания является уровень бережного отношения ребенка к природе и окружающей действительности, основанной на поддержании равновесия между ним и окружающей средой, его компетентном участии и внесении в мир нравственных ид...

Задать вопрос