Экологическое воспитание детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (505) февраль 2024 г.

Дата публикации: 06.02.2024

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Криволапова, Е. В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста / Е. В. Криволапова, И. А. Корней. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 254-257. — URL: https://moluch.ru/archive/505/111093/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматривается экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Описаны проблемы формирования экологической культуры. Выведены критерии необходимых экологических знаний у детей-дошкольников.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологические представления, проблемы экологии, природа, дошкольный возраст.

Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. А. Сухомлинский.

Проблема связи человека с природой далеко не новая. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека с окружающей средой стала очень острой и приняла огромные масштабы. Экологическая проблема выступает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других неблагоприятных влияний деятельности человека на Земле. Она превращается в проблему предотвращения нерегулированного воздействия людей на природу, в осознанно, целенаправленно, систематично развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие достижимо при наличии в каждом человеке внушительного показателя экологической культуры, экологического сознания, создание которых начинается с раннего возраста и продолжается всю жизнь. Поэтому важно начинать экологическое воспитание с дошкольного возраста, так как в это время сформированные знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения.

Детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно закладываются основы миропонимания ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для совершенствования у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано. Проблема формирования экологической культуры в России, занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и детального изучения не только в теоретическом аспекте, но и в аспекте организации практической работы с детьми. Всестороннее воспитание и развитие детей совершается разными методами. Одно из них — знакомство с природой. Природа неиссякаемый источник духовного обогащения. Ребенок постоянно в той или иной степени соприкасаются с природой, которая оставляет глубокий след в его душе, воздействуя на его чувства своим многообразием и энергичностью.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это главный аспект в вопросе сохранения природы. Потому что в дошкольном детстве закладывается основа осознанного отношения к окружающей среде, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека. Дети, которые получают определенные экологические представления, будут с особой бережностью относится к природе. В дальнейшем это обязательно повлияет на оздоровление экологической обстановки в нашем регионе и в стране в целом.

Важной чертой экологического воспитания детей — дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, так называемое «живое» общение с животными и растениями, являющимися частью развивающей экологической среды в детском саду.

Экологические познания являются основой экологического воспитания. Под экологическим воспитанием дошкольников надо понимать: воспитание доброты, человечности, ответственности по отношению к природе. Экологическое воспитание учит детей осознанно и правильно вести себя в природе и среди людей, понимать все, что происходит вокруг, а также самого себя. Нередко из-за неимения знаний ребенок не может выбрать правильную линию поведения. Поэтому педагогам так важно сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Так дошкольники впервые познают природу, тянутся к ней, она пробуждает в них любознательность. Дети с большим интересом наблюдают за окружающим миром, но часто не замечают главного. Поэтому рядом должен находится педагог, который восхищается вместе с ними, учит не только наблюдать, но и видеть, чтобы дети захотели узнать еще больше.

Учитывая особенность дошкольного возраста детей, индивидуальность их психического и личностного развития, разделы биологической экологии на разном уровне могут служить научным ядром для разработки соответствующей экологической методики воспитания детей — дошкольников. Эталонами выделения понятий и экологического фактического материала являются два пункта: их наглядность и возможность включения в практическую деятельность. Как известно, в дошкольном детстве преобладают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, обеспечивающее усвоение и понимание специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений об окружающем мире. Отличительной чертой методики формирования экологических представлений дошкольников являются непосредственное взаимодействие ребенка с объектами природы, «живое» общение с окружающей средой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осознание увиденного в процессе дискуссии. Опосредованное понимание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т. д.) имеет второстепенное значение: его роль — увеличить и дополнить тот эффект, который ребенок получает от непосредственного контакта с объектами окружающей природы. Отсюда становится понятна та задача, которая в экологическом воспитании отводится воссозданию области природы: в непосредственной близости с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) состояниях, т. е. состояниях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

Получается, что формирование экологического сознания, экологического развития процесс довольно длительный и сложный. Как известно, существует немалое разнообразие методов, форм и средств работы в данном направлении, есть много разнообразных методических разработок и программ. Но, все же, главным фактором в становлении практических навыков экологически сознательного поведения является поведение взрослых, в первую очередь родителей и педагогов. Если ребенок видит, как взрослые с любовью заботятся о растениях и животных, как разумно ведут себя в окружающей природе, то он отмечает соответствующие эмоциональные реакции взрослых, модели их поведения, добавляет эту информацию в конституцию личности и сохраняет на всю жизнь. Поэтому экологическое воспитание и образование должно вестись шаг за шагом, неназойливо, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искреннем любопытством, как детей, так и взрослых. Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание ребенком всего живого. Воспитание должного отношения к природе, способность бережно относиться к живым существам имеет важное значение в дошкольный период развития и обучения.

Взаимодействие с природой всегда положительно влияет на человека, делает его гуманнее, отзывчивее, пробуждает в нем душевные качества. Особенно велико значение природы в воспитании детей. Педагоги в детском саду знакомят ребят с природой, возникающими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенного запаса знаний формируются такие качества, как осознанное понимание явлений природы, стремление все познать, умение видеть и наблюдать, логически мыслить, бережно относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки заботливого отношения к ней, внимание к живых организмам порождают не только любопытство к окружающей среде, но и способствуют формированию у детей особых черт характера, таких, как гуманность, патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Взращивая бережное и гуманное отношение к природе, важно исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что природа и человек взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем. А, значит, то, что наносит вред природе, наносит вред самому человеку. И тогда получается, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, наша планета, безнравственны. Принципиально показать дошкольникам, что по отношению к природе они занимают положение более сильной стороны и поэтому должны ее защищать, должны заботиться о ней и ее беречь, и конечно уметь замечать деятельность других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным. Следует помнить о том, что часто небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе можно объяснить неимением у них необходимых знаний. Вот почему воспитание человечности и сострадания происходит в неразрывном единстве с образованием совокупности доступных дошкольникам экологических знаний. Туда входят такие критерии, как:

— представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и возможностях удовлетворения этих потребностей;

— понимание взаимосвязанности между живыми существами и средой их обитания, адаптированности растений и животных к условиям существования;

— осмысление того, что все живые существа на нашей планете связаны друг с другом сложной системой связи (все друг от друга зависят, все друг другу нужны, удаление любого звена нарушает цепочку, т. е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать единовременно.

Чтобы организовать наиболее точное и эмоциональное восприятие природоведческих знаний, педагогу следует отобрать литературную информацию для всех времен года: стихи поэтов о природе, рассказы писателей, поговорки и пословицы, загадки. Немаловажно уделять достаточное внимание народным приметам. Детские произведения таких авторов, как К. Паустовского, Д. Мамин-Сибиряка, В. Бианки, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Астафьева, Г. Граубина, М. Пришвина и др. должны быть в каждой семейной библиотеке, они способствуют растить умных детей, прививают любовь к хорошему слову, обогащают духовно, развивают, читаются легко и с удовольствием как детьми, так и их родителями, и конечно будут полезны воспитателям дошкольных образовательных учреждений в привитии у ребенка любви к природе, в экологическом воспитании детей. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены основные стратегии экологического воспитания дошкольников. Цель педагогов, принимая во внимание индивидуальность каждого ребенка, найти правильный подход к нему, для того чтобы показать, как важно жить в гармонии и единстве с природой. И чем раньше дети будут осознавать всю необходимость заботы об окружающем мире, чем раньше для них это станет естественным, тем в более скором будущем мы будем говорить о гуманном и дружественном симбиозе Человека и Природы как о реально существующем понятии, а не как о несбыточной мечте.

Литература:

  1. Ашиков, В. И. Семицветик. Программа и руководство по культурно — экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста/ В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. — М., 2009.-156 с.
  2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 258 с.
  3. Болотина, А. Р. Дошкольная педагогика. / А. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — М., 2008. — 324 с.
  4. Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу/А. И. Васильева. — М.: Просвещение, 1972. — 126 с.
  5. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание» / Изд. 2-е, перераб. и доп. — М., «Просвещение», 1973. — 256 с. 55
  6. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию / О. А. Воронкевич. — М., 2010.-170 с.
  7. Граубин, Г. Р. Детям о природе / Г. Р. Граубин. — Детская литература — 1977. -79 с.
  8. Иванова, Г., Курашова, В. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г.Иванова, В.Курашова // Дошкольное воспитание. — 2008. — N 3. — с. 10–12.
  9. Каменева, Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Учеб. пособие для педагогических училищ по спец. «Дошкольное воспитание» / Л. А. Каменева. — М.: Просвещение, 1991.-240 с.
  10. Каменева, Л. А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Каменева. — М., 2003. — 326 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Природа, ребенок, экологическое воспитание, окружающая среда, дошкольный возраст, окружающий мир, экологическое воспитание детей, экологическая культура, экологическое воспитание дошкольников, детский сад.


Похожие статьи

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Формирование экономической культуры у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста, формирования у дошкольников экономического мышления, культуры и знания.

Опыт народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются вопросы влияния народной педагогики на социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Автор рассматривает различные взгляды ученых на проблему нравственного воспитания.

Теория и практика воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста

В данной статье авторы пытаются определить влияние интереса к природе у детей дошкольного возраста на формирование личности.

Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.

К вопросу о формировании экологической культуры младших школьников

В статье рассматриваются философские и психолого-педагогические проблемы формирования экологической культуры младших школьников.

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни

Статья посвящена вопросам экологического воспитания дошкольников в совместной деятельности воспитателей и педагога дополнительного образования. Обращено внимание на формирование у дошкольников сознательного бережливого восприятия окружающей природной...

Дидактические возможности начального естествознания в процессе эколого-краеведческого воспитания

В данной статье рассмотрены дидактические возможности начального естествознания в процессе эколого-краеведческого воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эколого-краеведческого воспитания на уроках «Окружающий...

Формирование экологической культуры школьников на уроках естествознания

В статье раскрыта проблема взаимосвязи человека с природой. Рассмотрены игровые технологии как средство формирования экологической культуры младших школьников.

Похожие статьи

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Формирование экономической культуры у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста, формирования у дошкольников экономического мышления, культуры и знания.

Опыт народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются вопросы влияния народной педагогики на социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Автор рассматривает различные взгляды ученых на проблему нравственного воспитания.

Теория и практика воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста

В данной статье авторы пытаются определить влияние интереса к природе у детей дошкольного возраста на формирование личности.

Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.

К вопросу о формировании экологической культуры младших школьников

В статье рассматриваются философские и психолого-педагогические проблемы формирования экологической культуры младших школьников.

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни

Статья посвящена вопросам экологического воспитания дошкольников в совместной деятельности воспитателей и педагога дополнительного образования. Обращено внимание на формирование у дошкольников сознательного бережливого восприятия окружающей природной...

Дидактические возможности начального естествознания в процессе эколого-краеведческого воспитания

В данной статье рассмотрены дидактические возможности начального естествознания в процессе эколого-краеведческого воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эколого-краеведческого воспитания на уроках «Окружающий...

Формирование экологической культуры школьников на уроках естествознания

В статье раскрыта проблема взаимосвязи человека с природой. Рассмотрены игровые технологии как средство формирования экологической культуры младших школьников.

Задать вопрос