- Начальная стадия
методики андеррайтинга для страхования автотранспортных средств
физических лиц заключается
в изучении структуры страхового портфеля, его убыточности и
факторов, влияющих на эффективность страхования. Проведенный анализ
позволит прогнозировать показатели страхового портфеля в случае
изменения его структуры. С этой целью определим кластеры по
совокупности значимых взаимонезависимых факторов риска в
соответствии с разбросом цен на рынке автотранспортных средств и
статистикой страховой компании (условный пример).
- Исследование рисков по автотранспортным средствам позволило выделить 10 факторов, отражающих состояние и условия эксплуатации застрахованных объектов:
- – стоимость автомобиля;
- – средний убыток по объекту;
- – срок эксплуатации;
- – износ;
- – мощность;
- – масса автомобиля;
- – возраст водителя;
- – стаж водителя;
- – риск ДТП;
- – вероятность угона.
- Фактор («Износ») определен на основе «Методического руководства по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления» (РД 37.009.015/98 с изменениями №1, №2, №3, №4, №5, №6), утвержденного Минэкономики РФ 04.06.1998 г.
- Фактор («Риск ДТП») определен на основании исследований, выполненных в научно-исследовательском центре РОСДОРНИИ для различных типов дорог в зависимости от коэффициента их загрузки, в том числе: многополосные и двухполосные дороги в населенных пунктах и вне населенных пунктов, с разделительной полосой и без нее, а также внутрипостроечные и грунтовые дороги [1].
- Последний фактор установлен в соответствии со статистикой по угонам автомобилей в Российской Федерации в 2010 г. (в соответствии с данными МВД РФ).
- Перейдем непосредственно к структуризации базового страхового портфеля с помощью кластерного анализа с учетом определенных выше факторов (10 факторов). Кластерный анализ выполнен с использованием пакета программ STASTICA, предназначенного для обработки статистических данных.
- Базовый страховой портфель автотранспортного страхования физических лиц в 2010 г. включает следующие основные параметры страхования: 1 800 машин (договоров), совокупная страховая премия составила 54 844 430 руб., средняя страховая выплата – 26 000 руб.
- На первом этапе кластерного анализа портфеля автотранспортного страхования физических лиц необходимо стандартизовать исходные данные, так чтобы каждая переменная имела среднее 0 и стандартное отклонение 1, и выяснить, формируют ли автомобили «естественные» кластеры, которые могут быть осмыслены.
- В качестве правила объединения выберем метод Уорда, в качестве меры близости – евклидово расстояние.
- Метод Уорда предполагает, что каждый объект – это отдельный кластер. Рассчитывается расстояние между объектами и в кластер объединяются наиболее «близкие» объекты. Метод Уорда приводит к образованию кластеров приблизительно равных размеров с минимальной внутрикластерной дисперсией [2].
- Мера близости, определяемая евклидовым расстоянием, является геометрическим расстоянием в -мерном пространстве и вычисляется по формуле 1:
- где – евклидово расстояние между -тым и -тым объектами;
- – численное значение -той переменной для -того объекта;
- – численное значение -той переменой для -того объекта;
- – количество переменных, которыми описываются объекты.
- Наиболее важным результатом, получаемым в результате кластеризации, является иерархическое дерево – дендрограмма (рис. 1).
- Каждый узел дендрограммы представляет объединение двух или более кластеров, положение узлов на вертикальной оси определяет расстояние, на котором были объединены соответствующие кластеры.
- Исследование рисков по автотранспортным средствам позволило выделить 10 факторов, отражающих состояние и условия эксплуатации застрахованных объектов:
Рис. 1. Дендрограмма объединения объектов (1 800 наблюдений)
-
Приведенная дендрограмма
показывает, что наиболее оптимальным (чаще повторяющимся и имеющим
достаточно прозрачную интерпретацию) является разбиение автомобилей
на 6 «естественных» кластеров. Уточнение и оценку
качества разбиения объектов на кластеры продолжим методом
-средних
(второй этап кластерного анализа).
- Суть метода -средних состоит в исследовании заранее определенного количества классов , на которые необходимо разбить имеющиеся наблюдения, и начальных центров этих классов. Для каждого следующего наблюдения рассчитываются расстояния до центров кластеров, и данное наблюдение относится к тому кластеру, расстояние до которого было минимальным. После этого для данного кластера (в котором увеличилось количество наблюдений) рассчитывается новый центр тяжести (как среднее по каждому показателю) по всем включенным в кластер наблюдениям.
- Разобьем исходные данные методом -средних на 6 кластеров и проверим значимость различия между полученными группами (табл. 1).
- Значения межгрупповой и внутригрупповой дисперсии определяют «качество» кластеризации, насколько хорошо конкретный признак характеризует принадлежность объектов к кластеру.
- Параметры и характеризуют вклад признака в разделение объектов на группы. В столбце «» приводится значение -критерия, используемого для проверки гипотезы о равенстве дисперсий признаков между кластерами и внутри кластеров, вероятность ошибки при принятии гипотезы о неравенстве дисперсий.
- Суть метода -средних состоит в исследовании заранее определенного количества классов , на которые необходимо разбить имеющиеся наблюдения, и начальных центров этих классов. Для каждого следующего наблюдения рассчитываются расстояния до центров кластеров, и данное наблюдение относится к тому кластеру, расстояние до которого было минимальным. После этого для данного кластера (в котором увеличилось количество наблюдений) рассчитывается новый центр тяжести (как среднее по каждому показателю) по всем включенным в кластер наблюдениям.
Табл. 1. Анализ дисперсии
|
Межгрупповые дисперсии |
СС |
Внутригрупповые дисперсии |
СС |
F |
Значимость p |
X1 |
784,248 |
5 |
1014,752 |
1794 |
277,2975 |
0,000000 |
X2 |
626,743 |
5 |
1172,257 |
1794 |
191,8312 |
0,000000 |
X3 |
263,356 |
5 |
1535,643 |
1794 |
61,5327 |
0,000000 |
X4 |
1253,217 |
5 |
545,783 |
1794 |
823,8699 |
0,000000 |
X5 |
141,896 |
5 |
1657,104 |
1794 |
30,7237 |
0,000000 |
X6 |
129,417 |
5 |
1669,583 |
1794 |
27,8123 |
0,000000 |
X7 |
932,218 |
5 |
866,782 |
1794 |
385,8873 |
0,000000 |
X8 |
960,904 |
5 |
838,096 |
1794 |
411,3759 |
0,000000 |
X9 |
650,044 |
5 |
1148,955 |
1794 |
202,9983 |
0,000000 |
X10 |
7,672 |
5 |
1791,328 |
1794 |
1,5367 |
0,175175 |
- Лучшему вкладу соответствуют большие значения и меньшие значения . Признаки с большими значениями (например, больше 0,05) можно исключить из процедуры классификации.
- В нашем случае все рассмотренные переменные, за исключением переменной («Вероятность угона»), являются значимыми для процесса классификации (табл. 2).
- > 0,05, следовательно, переменная не является значимым фактором риска по застрахованному объекту и должна быть исключена из процедуры классификации.
- Лучшему вкладу соответствуют большие значения и меньшие значения . Признаки с большими значениями (например, больше 0,05) можно исключить из процедуры классификации.
Табл. 2. Анализ дисперсии
|
Межгрупповые дисперсии |
СС |
Внутригрупповые дисперсии |
СС |
F |
Значимость p |
X1 |
783,234 |
5 |
1015,766 |
1794 |
276,6627 |
0,000000 |
X2 |
145,299 |
5 |
1653,701 |
1794 |
31,5252 |
0,000000 |
X3 |
316,542 |
5 |
1482,458 |
1794 |
76,6127 |
0,000000 |
X4 |
1256,387 |
5 |
542,613 |
1794 |
830,7787 |
0,000000 |
X5 |
194,839 |
5 |
1604,161 |
1794 |
43,5793 |
0,000000 |
X6 |
301,474 |
5 |
1497,526 |
1794 |
72,2317 |
0,000000 |
X7 |
1008,278 |
5 |
790,722 |
1794 |
457,5189 |
0,000000 |
X8 |
1004,026 |
5 |
794,974 |
1794 |
453,1530 |
0,000000 |
X9 |
743,482 |
5 |
1055,517 |
1794 |
252,7306 |
0,000000 |
- Итак, все переменные являются значимыми. В каждом из 6 кластеров находятся объекты со схожим влиянием на процесс убытков.
- Построим график средних и доверительных интервалов для переменных в каждом кластере (рис. 2).
- Первому кластеру характерен наименьший возраст и стаж водителей ( и соответственно), а также наибольший средний убыток (). Риск ДТП () по данному кластеру один из наиболее существенных.
- Во второй кластер вошли автомобили со средней стоимость свыше 800 000 руб. Данному кластеру характерен существенный средний убыток () и срок эксплуатации свыше 3 лет ().
- Третий кластер характеризуется наибольшей суммой накопленного износа (), в то время как срок эксплуатации является минимальным (в основном, автомобили, входящие в данный кластер, приобретены на вторичном рынке).
- Четвертому кластеру характерен, прежде всего, наибольший риск ДТП (). В данный кластер вошли водители автотранспортных средств в возрасте от 28 до 33 лет и стажем вождения до 5 лет.
- В пятый кластер вошли автомобили с наибольшим сроком эксплуатации (). Возраст водителей автотранспортных средств, вошедших в данный кластер, составляет от 24 до 27 лет, стаж вождения – от 3 лет (пятый кластер характеризуется безаварийным результатом прохождения предшествующего страхового периода – так называемая, система «бонус-малус»).
- Шестой кластер характеризуется наименьшей стоимостью автотранспортный средств (), наибольшим возрастом и стажем вождения страхователей ( и соответственно).
- Итак, все переменные являются значимыми. В каждом из 6 кластеров находятся объекты со схожим влиянием на процесс убытков.
Рис. 2. График средник значений переменных
-
Итак, табл. 2 и рис. 2
показывают, что разбиение автотранспортных средств физических лиц на
шесть однородных групп без учета параметра
прошло успешно. Для каждой переменной значение
-статистики
показывает, что отношение межгрупповой дисперсии к внутригрупповой
имеет большие значения, а значение
,
оценивающее вероятность равенства указанных дисперсий, меньше
заданного уровня значимости
.
Каждая из переменных вносит значимый вклад в процесс разбиения
совокупности на классы.
- Далее могут быть рассмотрены показатели статистики имущественного страхования применительно к каждому из выделенных кластеров.
- Кластеризация структуры портфеля автотранспортного страхования позволяет на начальных стадиях процесса андеррайтинга выявить неэффективность страхового портфеля, ошибки в тарифном руководстве.
- Литература:
- Далее могут быть рассмотрены показатели статистики имущественного страхования применительно к каждому из выделенных кластеров.
- Щуклинова М.В. Управление процессом андеррайтинга в имущественном страховании // Страховое дело. 2009. № 8. С. 43-47.
- Эконометрика: учебник / И.И. Елисеева, С.В. Курышева, Т.В. Костеева и др., под ред. И.И. Елисеевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 576с.: ил.