Каждый человек обладает индивидуальной суммой представлений о себе, мире, своем месте в нем, то есть определенной Картиной Мира. Картина Мира составляет центральную часть жизни человека, и большая часть наших действий, мыслей и поступков продиктована не объективными обстоятельствами, а субъективной Моделью Мира. Эту модель человек формирует на протяжении всей своей жизни в процессе приобретения жизненного опыта.
Одним из ученых, который предложил свой способ изучения строения индивидуальной Картины Мира был Джордж Келли. Согласно его теории личностных конструктов человек, подобно исследователю, стремится понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Теория Келли утверждает, что каждый человек действует в значительной степени как ученый: проводя наблюдения, делая индуктивные выводы, пытаясь сформулировать правила, объясняющие, как устроен мир, примеряя эти правила к новым фрагментам данных и наблюдая, соответствуют ли результаты тому, что ожидалось. Если правила оказываются действительно способными объяснить поведение, созданная таким образом «модель» полезна. В противном случае она нуждается в уточнении или отвержении в пользу альтернативной модели.
Разные люди могут строить совершенно разные модели, чтобы предсказать поведение других, — принцип, который Келли определил как «конструктивный альтернативизм». Ключевой признак «хорошей» мысленной модели состоит не в том, что она представляет вещи «в истинном свете» (что в любом случае не проверяемо), а в том, что она позволяет делать точные прогнозы в системе установок, имеющих значение для человека, который что-либо истолковывает [3].
По мнению Дж. Келли, «человек смотрит на мир сквозь прозрачные трафареты или шаблоны, которые он сам создает, а затем пытается подогнать их по тем реалиям, из которых состоит этот мир. Подгонка не всегда оказывается хорошей. Однако без таких шаблонов мир предстает перед ним в виде настольно неразличимой однородности, что он не в состоянии извлечь из него никакого смысла… Будем называть эти шаблоны, примеряемые опытным путем к истинному положению вещей, конструктами. Конструкты суть способы толкования мира» [1, с.18]. Другими словами, человек судит о своем мире с помощью понятийных систем, или моделей, которые он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Без таких систем мир будет представлять собой нечто настолько недифференцированное и гомогенное, что человек не сможет осмыслить его. Именно эти "понятийные системы, или модели" Келли определил как личностные конструкты. Иначе говоря, личностный конструкт – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста.
В соответствии с представлением о людях как об ученых Келли утверждает: стоит только человеку предположить, что с помощью данного конструкта можно адекватно прогнозировать и предсказать какое-то событие в своем окружении, как он начнет проверять это предположение по событиям, которые еще не наступили. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться [5].
Конструкты организованы в систему, имеющую сложную иерархическую организацию и множество подсистем. В силу общности и cоциальности опыта человека многие конструкты у разных людей схожи. Однако поскольку конструкт не усваивается извне, а строится самим человеком, он индивидуально определен, и есть конструкты, которые существуют в одном экземпляре, лишь у данного конкретного человека.
Поставив себе целью выявить набор личностных конструктов испытуемого, Дж. Келли разработал классификационную методику, так называемый конструктивный тест [4, с.7]. Данный подход, называемый репертуарным матричным тестированием, или, по современной терминологии, техникой репертуарных решеток (ТРР), будучи рассмотрен как совокупность методических приемов, представляет собой операциональную реализацию индивидуально ориентированного подхода к субъективному шкалированию. ТРР не ставит целью сравнение оценок и реакций человека с нормированными групповыми данными (что, конечно, не исключается), но стремится реконструировать индивидуально определенную систему смысловых расчленений, противопоставлений и обобщений, лежащую в основе субъективных оценок, отношений и предсказаний [5].
В общем виде репертуарная решетка (РР) представляет собой матрицу, определенным образом организованную, которая заполняется либо самим испытуемым, либо экспериментатором в процессе структурированного интервью. Строки матрицы традиционно называются конструктами, столбцы - элементами. Первая проблема, которую должен решить исследователь, планируя эксперимент, - что использовать в качестве первичных конструктов. В ТРР применяются различные процедуры вызывания первичных конструктов у самого испытуемого. Наиболее известные из них: метод триад (испытуемому предлагается из трех элементов выбрать и назвать два наиболее сходных между собой и определить, чем они отличаются от третьего); метод полного контекста (испытуемый работает сразу со всем набором элементов, группируя и противопоставляя их различными способами) и их варианты, такие, как методы самоидентификации и самоперсонификации.
Конструкты могут быть как вербальными, так и невербальными. Например, в исследовании детей дошкольного возраста могут использоваться различные картинки, цвета в зависимости от цели исследования. Заметим, что в данной методике лучше пользоваться вызванными у клиента конструктами, нежели заданными самим экспериментатором. Вызванные конструкты оказываются более предпочитаемыми, более релевантными для самоописания, по вызываемым конструктам испытуемые лучше дифференцируют себя от других. Однако заданные конструкты в условии конкретных целей и задач оказываются удобнее. Поэтому в некоторых случаях можно применять и заданные конструкты.
При выборе элементов для решетки, как пишут Ф. Франселла и Д. Баннистер, необходимо учитывать два важных фактора: во-первых, элементы должны находиться в диапазоне пригодности используемых конструктов; во-вторых, элементы должны репрезентировать выборку, из которой они взяты [4].
В.И. Похилько разделяет результаты, получаемые при анализе репертуарной решетки, на две группы. В первую он включает формально-структурные характеристики системы индивидуальных конструктов (например, степень дифференцированности и интегрированности системы, выраженность первой главной компоненты, числа изолированных конструктов и т.д.). Вторая группа – содержательно-смысловые характеристики (например, расстояние между элементами и т.п.).
Таким образом, уже на этапе выявления конструктов исследователь получает богатый материал для интерпретации. Вербальные наименования конструктов дают представление о понятийном инструменте, задействованном у респондента для категоризации объектов исследуемого фрагмента реальности.
Поскольку конструкты, выявленные методом диад или триад, представляют собой интервальную шкалу, можно вычислить средние оценки и стандартные отклонения для каждого конструкта (элемента). Эти показатели дают информацию – как в среднем оценивает человек данную совокупность элементов по конструктам, и насколько однородны элементы в смысле данной характеристики-конструкта.
Взаимоотношения в системе конструктов могут быть установлены с помощью корреляционного анализа. Вычислив коэффициенты корреляции между конструктами, отбросив незначимые корреляции, устанавливаем конструкты, работающие синхронно, что свидетельствует о наличии латентного фактора. Матрица интеркорреляций может быть обработана факторным (или кластерным) анализом, что позволит выявить глубинные конструкты, составляющие базис субъективного семантического пространства. На основании данных решетки можно проводить также анализ (корреляционный, кластерный, факторный) взаимоотношений между объектами в восприятии индивида, получить информацию о сходстве и различии между ними.
Техника репертуарных решеток широко используется западными психологами в клинической психотерапии, психодиагностике самосознания. Надо заметить, что в отечественных научно-периодических изданиях по психологии ссылок на применение метода ТРР очень мало. Вероятно, это связано с трудоемкостью и сложностью интерпретации результатов, полученных с помощью данной методики. К тому же от исследователя требуется высокая квалификация и широта научного кругозора: интерпретация полученных результатов может потребовать выхода из "плоскости" рассматриваемых явлений в "пространство". На Западе в настоящее время идеи Келли и его измерительный инструмент начинают успешно применяться в менеджменте и профессиональном консультировании.
Нам представляется необходимым расширять сферу применения метода в отечественной психологической практике и научных исследованиях. Планируется изучение возможностей использования методики в следующих областях:
в области профконсультирования – метод может определить, какую профессию человек идентифицирует как "идеальную" для себя, какие виды занятости он рассматривает как "сходные", помогает ему осознать, каковы его представления относительно профессий и занятости, и, таким образом, сделать правильный выбор.
в области педагогической психологии – при помощи метода можно изучить построение субъектом семантического пространства из понятий, усваиваемых в русле преподаваемой дисциплины, что поможет оценить успешность усвоения новых знаний.
в области перинатальной психологии – метод позволяет изучить образ будущего ребенка, который строит в сознании беременная женщина, что раскроет возможные причины трудностей, связанных с вынашиванием ребенка и психологическим состоянием матери во время беременности.
Естественно, что перечисленными сферами область применения метода не ограничивается. ТРР является универсальной методикой, мы рассмотрели лишь примеры использования данного метода. Франселла и Баннистер считают, что репертуарную решетку можно считать специфической разновидностью структурированного интервью. Обычно мы исследуем систему конструктов другого человека в ходе разговора с ним. В процессе беседы мы постепенно начинаем понимать, как он видит мир, что с чем связано, что из чего следует, как он оценивает события и людей и т.п. Решетка формализует этот процесс и позволяет применить математический аппарат для поиска и обоснования связей между конструктами данного человека, подметить индивидуальное, специфическое в структуре и содержании мировоззрения человека [4].
Литература:
Келли Дж. Теория личности. – СПб.: Речь, 2000. – 249 с.
Купер, К. Индивидуальные различия.– М.: Аспект Пресс, 2000. – 527 с.
Похилько, В. И. Психодиагностика индивидуального сознания// Общая психодиагностика/ под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: МГУ, 1987. – С. 228-244.
Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. – М.: Прогресс, 1987. – 236 с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2000. – 484 с.