Методика получения достоверной информации при проведении исследований инновационной готовности персонала, основанная на подходах нейролингвистического программирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Горбов, Н. М. Методика получения достоверной информации при проведении исследований инновационной готовности персонала, основанная на подходах нейролингвистического программирования / Н. М. Горбов, А. А. Шаховская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 9 (44). — С. 101-104. — URL: https://moluch.ru/archive/44/5333/ (дата обращения: 17.12.2024).

При проведении научных изысканий в области прикладной экономики зачастую используются анкетирования, собеседования, анкетные опросы. Эти методы сбора информации при их обманчивой простоте достаточно сложны с точки зрения обработки и выделения достоверной информации. Очевидно, что заполнение анкет и участие в собеседовании отвлекает сотрудников исследуемых предприятий от выполнения их служебных обязанностей и связано с потерей времени. Изначально такое положение вещей вызывает неприятие и внутренний протест. Потому исследователю необходимо наладить контакт, «втереться» в доверие к сотрудникам предприятия, устранить дискомфорт, который они могут испытывать во время сбора данных.

Нами предложена методика сбора и отсеивания достоверной информации при получении данных от респондентов, основанная на использовании психологических подходов, в том числе методов Нейро Лингвистического Программирования (в дальнейшем НЛП). Описанная нами методика получения достоверной информации от респондентов, нацеленная на определение готовности персонала к инновационной деятельности, представлена на рисунке 1. Готовность персонала к инновационной деятельности мы понимаем как набор характеристик каждого сотрудника или подразделения в целом, которые способствуют или препятствуют внедрению инноваций на предприятии. Оценка показателя готовности персонала к инновациям и его дальнейшая корректировка необходима для контроля над ходом инновационного процесса, снижения отрицательного воздействия инновационных шумов [1].

Первым шагом в данной методике является подготовка персонала к анкетированию, тестированию и собеседованию.

Для снятия настороженности важно дать понять, что исследователь не является ревизором, направленным сверху для контроля за их деятельностью, а является лишь наблюдателем.

Проведение предварительной общей беседы с персоналом организации, во время которой будут четко обозначены цели научного исследования, никоим образом не затрагивающие благополучие каждого из сотрудников, является обязательным. С точки зрения НЛП эта методика носит название «метода присоединения к группе». Такой шаг успокоит персонал и поможет наладить первоначальный контакт, даст понять, что с мнением каждого считаются. На этом этапе закладывается базис исследования, именно на его основе строится все последующее исследование.

Рис.1. Методика получения достоверной информации.


Основными ударными пунктами кампании по завоеванию доверия и расположения респондентов являются вербальные и невербальные характеристики исследователя. Вербальные характеристики - это речь, ее грамотное или неграмотное построение, ее содержание, голос, темп речи. К невербальным характеристикам отнесем внешний облик, жесты, позу.

Логично начать с невербальных характеристик, т.к. нового в коллективе человека сначала рассматривают, делают предварительные выводы и лишь потом слушают. Произведя плохое первое впечатление, исследователь будет вынужден в своей речи сильно постараться, чтобы это исправить.

  1. Одежда, внешний облик.

Всем известна пословица «Встречают по одежке – провожают по уму». По уму, конечно, провожают, но, как говорилось выше, желательно изначально произвести положительное впечатление на окружающих. По одежде будут определять социальный статус исследователя, авторитет, опыт, а значит косвенно и уровень интеллекта. В данном исследовании предлагается пользоваться бизнес-дресс-кодом. Как мужчинам, так и женщинам пригодится на этом этапе строгий деловой костюм.

  1. Жесты ладонями.

Одним из наиболее известных приемов НЛП является использование ладони. Существуют три основных положения ладони, когда человек, например, приглашает другого войти, садиться и т.д. К ним относятся жесты: ладонь направлена вверх, ладонь направлена вниз, указывающая ладонь, когда пальцы сжаты или вперед выставлен только указательный палец.

  1. Ладонь направлена вверх. Это миролюбивый жест, который связан с древней традицией. Первобытные люди таким образом показывали, что в их руках нет оружия. Сегодня этим же жестом мы показываем, что в наших намерениях нет злого умысла или скрытого подтекста.

  2. Ладонь направлена вниз. В этом жесте заключается доминирование и скрытая угроза. Человек, использующий этот жест, не приемлет возражений со стороны собеседников. Если внимательно следить за предвыборными дебатами В.В. Жириновского, можно заметить, что он использует именно этот прием для морального подавления своих оппонентов. Очевидно, что если исследователь хочет втереться в доверие к респондентам, этот жест использовать никак нельзя.

  3. Сжатые пальцы или «перст указующий». Это один из наиболее раздражающих жестов, крайне невежливый, унижающий собеседника.

Такой жест вызовет недовольство окружающих, следовательно, даже бессознательное его применение может серьезно навредить.

  1. Предметы необходимо держать в левой руке.

Любые предметы, которые исследователь держит в руках, необходимо переместить в левую руку. Этот жест подразумевает, что его правая рука свободна для рукопожатия, а человек открыт для беседы.

  1. Улыбка

Специалисты НЛП советуют улыбаться. Улыбка - это символ дружелюбия и ускорения. Человек является единственным видом, обнажающим зубы не с целью выражения агрессии, а с целью показать свое расположение. Однако, и здесь важно знать меру, желательно не переборщить. Когда исследователь говорит о проблемах, затрагивающих респондентов, улыбка может быть воспринята как издевательство.

  1. Поза во время анкетирования

Это так называемый прием «физиологической подстройки». Исследователю рекомендуется использовать следующую позу: посадка на краю стула с выпрямленной спиной, которую периодически можно заменять на более расслабленную позу. Такая посадка выражает высокую степень заинтересованности в предмете разговора. Ноги должны быть поставлены прямо. При расслабленной позе плечи советуем отвести назад и вниз, что говорит о внутренней уверенности, готовности сотрудничать, открытости. Переходя в речи к более важным моментам, исследователю стоит снова принять исходную позу на краю стула. Это привлечет дополнительное внимание, сделает акцент на данный отрезок речи.

Ни в коем случае не рекомендуется скрещивать руки на груди (говорит о скрытности), соединять их за спиной и задирать подбородок (жест авторитарности и подчинения).

Перейдем к вербальным характеристикам. Темп речи говорящего должен быть спокойным и размеренным, Таким, чтобы его не хотелось ускорить, но и все успевали за ходом мыслей исследователя. На наиболее значимых моментах речи необходимо сделать короткую паузу. Такой темп речи будет подсознательно воспринят как намек на рассудительность, основательность, опыт.

Громкость голоса должна быть высокой, но не чрезмерной. Повышение голоса противопоказано, в противном случае, это заставляет собеседников замкнуться в себе. Однако же, слишком тихий голос не даст возможности исследователю управлять ходом собеседования.

Желательно не жестикулировать, чтобы не отвлекать внимание респондентов от предмета разговора на говорящего.

Вернемся к построению речи исследователя. Изначально речь стоит построить в форме монолога. Она должна начинаться легко и непринужденно. Исследователь должен быть предельно вежлив. Тон официален. Изначально необходимо поздороваться и назвать себя. Представиться следует полностью: ФИО, место работы, должность, ученая степень, если таковая имеется. Далее следует перейти к главному – цели данного исследования. Также необходимо сделать упор на то, что исследователь хочет приобщить к научной работе всех сотрудников, т.к. это в интересах компании в целом. Необходимо дать понять, что сотрудники – это главная ценность для предприятия и исследователя, что данная работа не приведет к их увольнению или понижению в должности. В дальнейшем следует посвятить респондентов в то, каким образом исследователь собирается добиться вышеописанных целей работы. Следует кратко рассказать о методике расчета, способах сбора и обработки информации. Это сделает респондентов вовлеченными с этого момента в исследование. Наиболее активные сотрудники заинтересуются ходом работы уже в этот момент.

Очень важно поблагодарить сотрудников за принятие участия в исследовании, несмотря на то, что их, возможно, обязало руководство. После проведения анкетирования и собеседований автор советует повторно выразить признательность респондентам и уверенность в успехе начатого дела. Полезно подчеркнуть то удовольствие, которое исследователь получил от работы с сотрудниками данного подразделения.

Вышеописанная методика невозможна без проведения исследовательской работы непосредственно с персоналом предприятия. Для получения расчетных данных должны быть составлены анкетные листы, которые отдаются на заполнение сотрудникам. Дополнительно проводятся беседы с персоналом и управленческим составом каждого исследуемого подразделения. Данный подход основан на вовлечении исследователя во внутреннюю среду на предприятии. Для расчета показателей, влияющих на готовность персонала к внедрению инноваций, рекомендуется использовать тест на интеллектуальную лабильность, методику PARI, позволяющую оценить наличие межличностных конфликтов и семейных проблем сотрудников, тест на оценку климата в трудовом коллективе.

Впоследствии данные обобщаются и используются при расчете основных показателей. Помимо контрольных вопросов, необходимых для оценки того, насколько откровенны с исследователем респонденты, предлагаем уделить внимание особым бессознательным сигналам. Такие сигналы, свойственные языку телодвижений, широко используются в практике НЛП для определения ситуаций, когда исследователя пытаются по тем или иным причинам ввести в заблуждение.

Настало время применить одну из основных пресуппозиций НЛП, которая звучит следующим образом: «Тело и сознание - это составные части одной системы» [3]. Вследствие проносящихся в голове мыслей происходит напряжение и расслабление мышц лица и тела, изменяется частота дыхания. Поэтому уместно говорить о явлениях конгруэнтности и неконгруэнтности.

Конгруэнтность - это явление, когда смысловая нагрузка подтверждается телодвижениями, а неконгруэнтность- это обратное явление. Общеизвестно, когда человек лжет, он старается не смотреть в глаза собеседнику. Мужчины при вранье стараются смотреть в пол, а женщины на потолок. Одним из главных признаков обмана в НЛП считается асинхронность в работе мышц лица. На правой и левой частях лица выражаются одни и те же чувства, но чувства эти выражены в разной степени. С одной стороны эмоции выражены сильнее, нежели с другой. Более того, лжец зачастую старается занять чем-то руки, имитировать уборку рабочего места, поправить волосы, воротник.

Очевидно, что единичное проявление такого рода поведения еще не говорит о лжи. Однако когда такое поведение наблюдается в комплексе, можно с уверенностью говорить об обмане. В таком случае советуем обратить на это внимание и перефразировать вопрос, вызвавший подобную реакцию, задать его в конце собеседования. Такой прием зачастую приносит положительные результаты, помогает выявить ложь.

Советуем уделить внимание также и сигналам, свидетельствующим о невнимании, скрытости собеседника. Такая реакция замедляет процесс сбора данных и должна быть устранена. К таким сигналам можно отнести:

  • прикрытые глаза свидетельствуют о скуке, утомлении респондента;

  • взгляд сбоку, уголками глаз говорит о недоверии к партнеру, скепсисе, скрытности;

  • руки, закрывающие лицо либо его часть, говорят о желании что-либо скрыть.

В такой ситуации советуем отойти от предмета разговора. Отвлечь респондента. В практике НЛП широко используется тот факт, что большинство людей, если они не сильно мотивированы, обычно концентрируют внимание на одной теме около 7-10 минут. А если тема представляет для них малый интерес, то в зависимости от темперамента, этот интервал сужается до 1-3 минут. Поэтому, в данной методике предлагаем во время собеседования не задерживаться на одном вопросе более 3 минут.

Очевидно, во время беседы исследователю несложно будет выяснить, на каких вопросах респондент скучает, а на каких испытывает оживление. Для удержания внимания советуем время от времени возвращаться к тем вопросам, которые наиболее интересны респонденту.

Для дополнительного привлечения внимания предлагаем использовать прием «акцентировки». Его можно использовать в тех случаях, когда необходимо заострить особое внимание партнера на самых важных (с точки зрения исследователя) моментах в беседе. Данный прием обычно осуществляют с помощью прямой и косвенной акцентировки. Прямая акцентировка осуществляется за счет употребления таких фраз, как, например, «прошу обратить внимание», «важно отметить, что...», «необходимо подчеркнуть, что...» и т. д. Косвенная акцентировка происходит, если места, к которым требуется привлечь внимание, выделяются из общего строя общения так, чтобы контрастировать с окружающим фоном и автоматически привлекать внимание. Это достигается с помощью повышения голоса, либо изменения тона, с которым произносится фраза.

Прием «своевременного использования пауз» акцентирует внимание респондента, отделяет мысль от всего остального текста и свидетельствует о важности сказанного. Использование пауз будет полезно для исследователя в следующем ряде случаев.

  1. Перед тем как начать беседу. Пауза сделает возможной подготовку к восприятию, настроит респондента на восприятие речи исследователя.

  2. Для управления вниманием и усиления значения сказанного. Если вопрос, фраза или мысль особенно значимы, но есть вероятность, что их не услышат или истолкуют неверно, целесообразно использовать паузы перед ними.

  3. Вместо знаков препинания, когда паузы применяются для структурирования речи и ее упрощения.

  4. При смене характера беседы. В данном случае пауза разделяет ее периоды, не позволяет смешивать различные этапы собеседования.

На основании практической апробации вышеописанной методики можно сделать вывод о том, что использование предложенной нами методики существенно облегчает сбор и выделение достоверной информации при расчете показателя готовности персонала к инновациям. Применение методов НЛП заключает в себе психологический подход к персоналу предприятия, его ядру, а значит, движущей силе инновационной деятельности. Более того, основные рекомендации, предложенные в данной статье, могут быть использованы при сборе информации для любого исследования, затрагивающего социум предприятия.


Литература:

  1. Горбов Н.М. Универсальная схема инновационного процесса/Н.М. Горбов, А.А. Шаховская//Вестник БГУ им. ак. Петровского. 2011, №3. С.146-148

  2. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М.: ЭКСМО, 2006. - 608 с.

  3. Андреас С. НЛП. Технология успеха/ С. Андреас, Ч. Фолькнер. М.: ЭКСМО, 2010- 398с.

Основные термины (генерируются автоматически): достоверная информация, респондент, готовность персонала, жест, инновационная деятельность, предмет разговора, сотрудник, темп речи, внешний облик, вышеописанная методика.


Похожие статьи

Повышение эффективности самостоятельных работ по информатике посредством технологий эвристического обучения

Проблемы формирования организационных качеств менеджера СКД с использованием интерактивных методов обучения

Технология реализации метода исследовательских групп в процессе научно-исследовательской работы студентов

Метод проектов на занятиях по высшей математике в контексте компетентностного подхода

Использование технологии эвристических обучающих ситуаций в развитии креативных способностей учащихся

Методологический базис моделирования процессов подготовки и принятия многокритериальных решений на предприятиях с учетом человеческого фактора

Реализация диалогического подхода к организации аудиторной деятельности студентов технического вуза

О современных методах оценки знаний и умений учащихся колледжей в личностно-ориентированной технологии обучения

Принципы моделирования методической системы подготовки будущих учителей информатики к применению технологий компьютерной визуализации

Алгоритмический метод обучения математике с использованием новых информационных технологий в среднем специальном учебном заведении

Похожие статьи

Повышение эффективности самостоятельных работ по информатике посредством технологий эвристического обучения

Проблемы формирования организационных качеств менеджера СКД с использованием интерактивных методов обучения

Технология реализации метода исследовательских групп в процессе научно-исследовательской работы студентов

Метод проектов на занятиях по высшей математике в контексте компетентностного подхода

Использование технологии эвристических обучающих ситуаций в развитии креативных способностей учащихся

Методологический базис моделирования процессов подготовки и принятия многокритериальных решений на предприятиях с учетом человеческого фактора

Реализация диалогического подхода к организации аудиторной деятельности студентов технического вуза

О современных методах оценки знаний и умений учащихся колледжей в личностно-ориентированной технологии обучения

Принципы моделирования методической системы подготовки будущих учителей информатики к применению технологий компьютерной визуализации

Алгоритмический метод обучения математике с использованием новых информационных технологий в среднем специальном учебном заведении

Задать вопрос