Теоретические основы формирования производственной стратегии предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (239) январь 2019 г.

Дата публикации: 03.01.2019

Статья просмотрена: 2606 раз

Библиографическое описание:

Токарев, Е. Н. Теоретические основы формирования производственной стратегии предприятия / Е. Н. Токарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/archive/239/55288/ (дата обращения: 05.05.2024).



Целью исследования в данной статье является определение теоретических основ, необходимых для разработки производственной стратегии предприятия. В рамках достижения цели были решены следующие задачи: приведено понятие производственной стратегии предприятия, выделены её основные цели, элементы и этапы разработки.

Актуальность темы, исследуемой в статье, подтверждается тем, что для повышения эффективности производственной деятельности руководство предприятия должно опираться на грамотно разработанную производственную стратегию.

Деятельность, основанная на эффективной производственной стратегии, ведет к уменьшению себестоимости, что также оказывает положительное влияние на финансовое состояние предприятия и способствует осуществлению финансовой стратегии [2].

Производственная стратегия является одним из наиболее значимых факторов повышения конкурентоспособности предприятия [1].

В первую очередь, необходимо дать понятие производственной стратегии. Производственная стратегия — подсистема корпоративной стратегии предприятия; программа действий, направленных на создание и реализацию продукции, ориентированная на длительный период, включающая способы эффективного использования производственных мощностей в целях получения конкурентных преимуществ [4].

Производственная стратегия является составной частью системы стратегий предприятия, связанных и взаимодействующих друг с другом. К функциональным стратегиям относятся маркетинговая, продуктовая, инновационная, финансовая, стратегии управления персоналом, материально-технического снабжения [3].

Производственная стратегия ставит перед собой следующие цели:

‒ конкретизация предъявляемых к операциям требований и определение соответствия производственных возможностей выдвигаемым требованиям;

‒ удовлетворение рыночных требований к производимой продукции соответствующего ассортимента, количества и качества, с обеспечением достаточной степени гибкости, то есть, характеризуемое готовностью к изменениям во внешней среде [3];

‒ оптимальная загрузка производственных мощностей, обеспечение снижения затрат на производство [5].

При определении соответствующих целей необходимо проводить анализ показателей деятельности предприятия по следующим направлениям: затраты на производство, соответствие производимой продукции стандартам качества, обеспечение качества поставок сырья [5].

Существует несколько подходов к определению элементов производственной стратегии. Согласно наиболее распространенному из них, производственная стратегия включает в себя следующие элементы. Они приведены в таблице 1.

Таблица 1

Составные элементы производственной стратегии предприятия

Элемент

Характеристика элемента

Стратегия размещения производства

Определяет особенности географического расположения производственных подразделений предприятия

Базовая стратегия производства

Характеризует соотношение рабочей силы и основных производственных фондов, задействованных при создании продукции [2], в том числе, различают стратегии в зависимости от уровня удовлетворяемого производством спроса:

— полного удовлетворения спроса;

— среднего уровня спроса;

— нижнего уровня спроса;

— гибридная стратегия

Производственно-инженерная стратегия

Представляет интересы производственных подразделений, задействованных при принятии решений касательно проектировочной деятельности и совершенствования качества продукции [2].

Стратегия ресурсосбережения

Позволяет снизить себестоимость производимой продукции, тем самым предоставив конкурентные преимущества предприятию

Помимо перечисленных элементов, выделяются также следующие составляющие стратегии, присущие нефтедобывающим предприятиям. К ним относятся:

‒ оптимизация производственных мощностей, стратегические решения по их увеличению;

‒ управление качеством производства;

‒ масштаб производства;

‒ применение стратегического анализа решений по технологическим процессам;

‒ решения о вертикальной интеграции;

‒ решения по повышению эффективности производства за счет большей отдачи используемых ресурсов и сокращения расходов;

‒ оперативность производимых поставок;

‒ учет человеческого фактора;

‒ выделение производственного менеджмента в качестве подсистемы управления предприятием;

‒ создание необходимой инфраструктуры;

‒ связи с контрагентами;

‒ повышение гибкости системы стратегического управления производством;

‒ управление запасами предприятия [3, 5].

Разработка производственной стратегии проводится согласно этапам, приведенным в таблице 2.

Таблица 2

Этапы разработки производственной стратегии [2]

Этап

Содержание этапа

1.

Разработка корпоративной стратегии

Применение различных методов анализа для разработки стратегии, занимающей самое высокое место в иерархии стратегий предприятия: SWOT-анализ, метод портфельного анализа

2.

Разработка стратегии бизнес-единицы (направления деятельности)

Осуществляется посредством применения аналогичных предшествующему этапу методов, с учетом того, что объектом анализа является конкретное направление деятельности предприятия

3.

Разработка продуктовой стратегии

Процесс принятия решений, связанных с формированием ассортимента и о количестве производимой продукции

4.

Разработка требований к производственному процессу

Определение необходимых требований к производству и его составным частям

5.

Анализ фактического состояния производственного процесса

Анализ проводится по следующим направлениям: затраты на производство, соответствие производимой продукции стандартам качества, обеспечение качества поставок сырья [5]

6.

Выявление отклонений между фактическим состоянием производственного процесса и требованиями к нему

Проводится сравнение плановых показателей, характеризующих требования, определенные на четвертом этапе, и фактических показателей, полученных в результате производственной деятельности

7.

Ранжирование выявленных несоответствий

Результаты анализа из предыдущего пункта располагаются по убыванию, в зависимости от их значимости

8.

Поиск возможностей для устранения несоответствий

На данном этапе определяется, способно ли предприятие устранить выявленные несоответствия плановых и фактических показателей, а так же экономическая целесообразность данных мероприятий

9.1

Определение приоритетов совершенствования деятельности

Проводится в случае наличия возможностей для устранения несоответствий плановых и фактических значений, определяются элементы стратегии

9.2

Осуществление обратной связи

Проводится при нецелесообразности проведения мероприятий или отсутствии возможностей устранения отклонений, в данном случае следует последовательно возвращаться к предыдущим этапам до полного устранения проблем

Последовательное выполнение этапов обеспечивает грамотное формирование производственной стратегии, можно сделать вывод, что во время разработки реализуются такие функции управления как планирование и контроль, а также выполняются основные цели производственной стратегии.

Таким образом, в ходе работы была достигнута основная цель — были определены теоретические основы разработки производственной стратегии предприятия. Можно считать справедливым тот вывод, что разработка производственной стратегии является неотъемлемой частью деятельности предприятия, и способствует повышению эффективности производственного процесса.

Литература:

  1. Биктемирова М. Х., Галиуллина А. И. Производственная стратегия как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Аллея науки. — 2017. — № 14. — С. 168–171.
  2. Иванов, П. В. Методологические аспекты формирования производственной стратегии предприятия [текст] / П. В. Иванов, Н. И. Турянская., М. В. Середа // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право: сб. науч. тр. — Севастополь, 2017, -- С. 78–82.
  3. Иванов, П. В. Универсальная методология и отраслевая сельскохозяйственная адаптация формирования производственной стратегии предприятия [текст] / П. В. Иванов, Н. И. Турянская, М. В. Середа, Е. Г. Субботина // Успехи современной науки. — 2017. — № 3. — С. 77–83
  4. Марков, В. К. Теоретико-методологические основы формирования производственной стратегии нефтегазового комплекса России [текст] / В. К. Марков // Вестник тамбовского университета — 2010. — № 12. — С. 391–399
  5. Томова А. Б. Методические основы формирования производственной стратегии нефтегазового предприятия // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. — 2012. — № 5. — С. 4–8.
Основные термины (генерируются автоматически): производственная стратегия, производимая продукция, производственная стратегия предприятия, производственный процесс, обеспечение качества поставок сырья, повышение эффективности, производственная деятельность, стандарт качества, устранение несоответствий, фактическое состояние.


Похожие статьи

Стратегия управления качеством продукции | Статья в журнале...

Предложен вариант методических аспектов разработки и выбора стратегии управления качеством, который состоит с этапов и принципы формирования эффективной стратегии. Ключевые слова: оценка, предприятие, стратегия, управления качеством, эффективность.

Пути повышения показателей состояния производства...

Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Разработка стратегии повышения эффективности...

Главная задача аграрного сектора экономики – обеспечение населения продуктами питания отечественного производства, в том числе молоком и молочными продуктами. Задача по производству сельскохозяйственной продукции должна рассматриваться как минимум с двух...

Разработка производственной стратегии на предприятиях...

Производственная стратегия — это подсистема корпоративной стратегии, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий по созданию и реализации продукта организации. Она связана с разработкой и реализацией основных направлений деятельности...

Теоретические вопросы управления качеством в системе...

П. Производственная система предприятия: как c помощью бережливого производства устранить потери и повысить эффективность/ http

Всеобщее управление качеством (Total Quality Management, TQM) — бизнес-стратегия, нацеленная на повышение качества всех...

Улучшение качества продукции производственного процесса

В статье ставится задача рассмотрения улучшения качества производственного процесса.

Качество продукции — это присущее какому-либо объекту свойства и характеристики

В современное время для каждого предприятия и для каждой отрасли качество является...

Экономика и управление качеством на предприятии

Обеспечение качества продукции связано с затратами. Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его

Такая цепочка позволяет конкретизировать принцип гарантии качества и увидеть, когда, т. е. на каком этапе деятельности, и где, в каком...

Особенности применения стоимостного подхода при разработке...

Для производственных предприятий эффективность внедрения стоимостного подхода к управлению качеством зависит, в первую очередь, от целостности внедряемой системы показателей качества бизнес-процессов, существующих на предприятии.

Пути повышения эффективности деятельности предприятия

Важным местом в повышении эффективности деятельности производства являются

Качество продукции — важный приоритет в деятельности международных организаций.

Система качества касается всех аспектов предприятия: — качество используемого сырья

Похожие статьи

Стратегия управления качеством продукции | Статья в журнале...

Предложен вариант методических аспектов разработки и выбора стратегии управления качеством, который состоит с этапов и принципы формирования эффективной стратегии. Ключевые слова: оценка, предприятие, стратегия, управления качеством, эффективность.

Пути повышения показателей состояния производства...

Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Разработка стратегии повышения эффективности...

Главная задача аграрного сектора экономики – обеспечение населения продуктами питания отечественного производства, в том числе молоком и молочными продуктами. Задача по производству сельскохозяйственной продукции должна рассматриваться как минимум с двух...

Разработка производственной стратегии на предприятиях...

Производственная стратегия — это подсистема корпоративной стратегии, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий по созданию и реализации продукта организации. Она связана с разработкой и реализацией основных направлений деятельности...

Теоретические вопросы управления качеством в системе...

П. Производственная система предприятия: как c помощью бережливого производства устранить потери и повысить эффективность/ http

Всеобщее управление качеством (Total Quality Management, TQM) — бизнес-стратегия, нацеленная на повышение качества всех...

Улучшение качества продукции производственного процесса

В статье ставится задача рассмотрения улучшения качества производственного процесса.

Качество продукции — это присущее какому-либо объекту свойства и характеристики

В современное время для каждого предприятия и для каждой отрасли качество является...

Экономика и управление качеством на предприятии

Обеспечение качества продукции связано с затратами. Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его

Такая цепочка позволяет конкретизировать принцип гарантии качества и увидеть, когда, т. е. на каком этапе деятельности, и где, в каком...

Особенности применения стоимостного подхода при разработке...

Для производственных предприятий эффективность внедрения стоимостного подхода к управлению качеством зависит, в первую очередь, от целостности внедряемой системы показателей качества бизнес-процессов, существующих на предприятии.

Пути повышения эффективности деятельности предприятия

Важным местом в повышении эффективности деятельности производства являются

Качество продукции — важный приоритет в деятельности международных организаций.

Система качества касается всех аспектов предприятия: — качество используемого сырья

Задать вопрос