Инвестиционная стратегия рассматривается как функциональная составляющая компании. Рассмотрены основные задачи разработки и моделирования инвестиционной стратегии. Выделены основные этапы процесса планирования и разработки инвестиционной стратегии компании.
Ключевые слова: инвестиционная стратегия, инвестиции, инновационный проект, оценка эффективности, инвестиционная программа
В современном мире вопросы, которые связаны с инвестиционной деятельности, становятся достаточно актуальными. Повышение уровня конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке требует больших финансовых вложений. В период существования командно-административной системы, деятельность всех предприятий была строго регламентирована государством. После перехода к рыночной системы, инвестиционная составляющая стала одной из важнейших для бизнеса и государства. Она обеспечивает главные направления развития в области инвестиционной деятельности и инвестиционных взаимоотношений через формирование долгосрочных инвестиционных программ, подбор наиболее эффективных путей их реализации, своевременной корректировки на этапе поиска, формирования и использования инвестиций в условиях изменения внешней среды. В системе управления выделяют 3 основных вида:
− стратегии различных хозяйствующих формирований;
− функциональные стратегии;
− корпоративные стратегии;
Функциональные стратегии компании формируются в зависимости от основных видов деятельности учитывая важнейшие функциональные подразделения компании. Функциональная стратегия направлена на построение детализированного варианта корпоративной стратегии и реализацию ее основных задач, а также на ресурсное обеспечение развития отдельных хозяйствующих формирований.
Инвестиционная стратегия является подвидом одной из функциональных стратегий компании. Рассматривая с позиции стратегического управления, она обладает следующими характеристиками:
− задействует основные направления развития инвестиционных отношений и инвестиционной деятельности компании;
− формирует специальные инвестиционные цели в рамках долгосрочного развития компании;
− обладает механизмом, сигнализирующем об изменяющихся условий внешней среды в процессе реализации инвестиционного развития компании, а также позволяет своевременно реагировать на них;
− обозначает конкретные направления, через которые будут формироваться и использоваться инвестиционные ресурсы компании.
Помимо всего вышеизложенного, исследователи утверждают, что инвестиционная стратегия должна обладать следующими составляющими: стратегией реального инвестирования компании (обозначение общих направлений инвестирования компании в стратегическом охвате), стратегией финансового инвестирования компании (разработка и создание портфеля финансовых инвестиций определенного типа), стратегией, позволяющей сформировать инвестиционные ресурсы предприятия (снабжение инвестиционной программы компании финансовыми источниками в будущих периодах), стратегией, которая позволит повысить уровень качества управления процессом инвестирования [1].
Разработка и моделирование инвестиционной стратегии играет одну из основных ролей в обеспечении эффективного развития компании, особенно в долгосрочном периоде. Данная роль заключается в следующих задачах:
− позволяет сформировать механизм реализации инвестиционных целей компании, в экономическом и социальном пространстве развития бизнеса как целой структуры, так и его отдельных элементов;
− оценить инвестиционный потенциал компании и достигнуть максимального уровня использования инвестиционных возможностей;
− осуществлять динамичное маневрирование ресурсами с помощью различных финансовых инструментов;
− обеспечивает быструю реализацию в перспективных направлениях инвестиционной деятельности, которые возникают под динамическим изменением факторов и условий во внешней среде;
− выявить преимущества компании в реализации инвестиционной программы, сопоставляя ее параметры с параметрами конкурентов;
− обеспечить четкое взаимодействие оперативного, текущего, а также перспективного управления процессом инвестирования в компании;
− сформировать основную базу критериев для выбора инвестиционных решений, отвечающих поставленным задачам.
Текущую оценку показателей экономической эффективности инвестиционной стратегии компании необходимо осуществлять, на основании составленных прогнозных расчетов, системы базовых инвестиционных коэффициентов, а также заданных целевых стратегических показателей, которые сопоставляются с базовым уровнем (уровень показателей на момент запуска программы) и полученными результатами реализации программы [2].
Разработка эффективной инвестиционной стратегии компании, может позволить рациональное использование инвестиционными ресурсами, и в дальнейшем позволит повысить эффективность деятельности компании.
Процесс планирования и разработки инвестиционной стратегии компании осуществляется в соответствие со следующими этапами:
1) Обозначение совокупного периода формирования инвестиционной стратегии компании. Данный период зависит от определенных условий, одним из главных условий обозначения границ периода является продолжительность срока, который принят в рамках формирования глобальной стратегии развития компании, в следствие того, что инвестиционная стратегия является одним из направлений реализации глобальной стратегии и соответственно не может превышать ее временной период.
2) Проведение исследования различных факторов внешнего инвестиционного климата и сложившейся среды, а также конъюнктуры инвестиционного рынка. Данное исследование предопределяет изучение экономических факторов и правового поля инвестиционной деятельности компании и возможных изменений в прогнозном периоде [3]. При разработке инвестиционной стратегии на данном этапе анализируются определяющие факторы, конъюнктура инвестиционного рынка, и строится прогноз на перспективу с учетом определенных условий рынка, которые связаны с разрабатываемой инвестиционной программой компании.
3) Оценить сильные и слабые стороны компании, которые определяют особенности его инвестиционного развития. В процессе проведения оценки требуется установить наличием достаточного потенциала у компании, для того чтобы использовать потенциальные инвестиционные возможности, и набор внутренних характеристик, которые могут ослабить эффективность инвестиционной программы. При разработке инвестиционной стратегии в зону ответственности управленческого обследования рекомендуется включать данные функциональные области:
- Маркетинговый потенциал расширения, используемого рынка и диверсификации операционной деятельности;
- Финансовые источники формирования ресурсов для инвестиций;
- Численность и квалификацию сотрудников, которые обеспечивают разработку и реализацию инвестиционной политики;
- Информационная база компании, которая обеспечивает подготовку альтернативных решений в области инвестиционного планирования;
- Состояний инвестиционной культуры и организационной структуры компании.
4) Сформировать стратегические цели инвестиционной деятельности компании. Основной целью инвестиционной деятельности является повышение эффективности компании, уровня благосостояния ее собственников, а также максимизация рыночной стоимости. Формирование цели требует конкретного обозначения с учетом ожидаемых результатов, поставленных задач и путей их решения в процессе реализации инвестиционной программы компании. Развитие системы стратегических целей должно обеспечить следующее:
− возможность выбора одного наиболее эффективного направления финансового и реального инвестирования;
− сформировать достаточный объем инвестиционных ресурсов и оптимизировать их состав;
− обеспечить приемлемость уровня инвестиционного риска в процессе реализации будущей хозяйственной и инвестиционной деятельности.
5) Провести анализ стратегических вариантов и выбор стратегического направления и формы инвестиционного развития. Данный этап разработки инвестиционной политик является одним из основных, и включает в себя поиск альтернативных решений в рамках поставленных инвестиционных целей, проведение соответствующей оценки с позиции внешней среды, рисков, инвестиционного потенциала компании и отбор самых эффективных [4].
6) Выявить стратегические источники формирования инвестиционных ресурсов. Данный этап разработки инвестиционной политики включает:
− построения прогноза общего объема необходимых инвестиционных ресурсов, которые обеспечат реализацию стратегического направления, а также форм финансовых и реальных инвестиций;
− дифференциацию потребности в инвестиционных ресурсах на отдельных этапах инвестиционной программы;
− оптимизацию структуры источников формирования инвестиций, которые обеспечат финансовое равновесие компании в процессе ее развития.
7) Сформировать инвестиционную политику по основным направлениям инвестиционной деятельности. Данный этап формирования позволит обеспечить интеграцию направлений и целей инвестиционной деятельности компании с основными механизмами и инструментами их реализации в прогнозируемом периоде. Инвестиционная политика является формой реализации части глобальной и инвестиционной стратегий с учетом наиболее важных позиций инвестиционной деятельности по отдельным этапам ее реализации.
8) Разработать систему организационно-экономических мероприятий, которые обеспечат реализацию инвестиционной деятельности. Система этих мероприятий позволяет следующее:
− сформировать новые подразделения и организационные структуры в компании по управлению инвестиционной деятельностью;
− создать инвестиционные центры различных типов с набором определенных функций;
− внедрить новые принципы инвестиционной культуры в компанию;
− создать эффективную систему стратегического инвестиционного контроллинга и операционного планирования.
9) Оценить результативность сформированной инвестиционной стратегии через набор параметров. Этап оценки является заключительным в процессе разработки инвестиционной стратегии. Оценку необходимо проводить по системе специальных внеэкономических и экономических критериев, которые устанавливаются компанией.
На конечном этапе формирования стратегии компании необходимо дать ответы на три вопроса:
- В каких направлениях хозяйственной деятельности необходимо развиваться.
- Какими потребностями в капиталовложениях компания обладает и какие имеет на текущей момент.
- Какова вероятность и уровень возможной отдачи от деятельности по выбранным направлениям развития.
На текущий момент И. Ансоффым, американским математиком и экономистом, выделяется несколько отличительных особенностей стратегии как структурного элемента:
- Процесс разработки стратегии не заканчивается конкретным действием. Зачастую окончание этого процесса сопровождается установлением общего направления, продвижение по которому должно обеспечить рост и укрепление позиций компании.
- Сформированная стратегию необходимо использовать для методов поиска и разработки стратегических проектов. Стратегия позволяет сосредоточить ресурсы на конкретных зонах или потенциальных возможностях, а также исключить прочие возможности, которые не могут быть с ней совместимы, таким образом выполняя роль в осуществлении поиска как инструмента.
- Необходимость в разработанной стратегии отпадает, по мере достижения компанией необходимых результатов, что сформулирует новые потребности и задачи для которых потребуется разработка новой стратегии.
- На этапе формирования стратегии невозможно точно спрогнозировать все возможности, которые могут открыться при планировании и реализации конкретных проектов. В следствие этого приводится достаточно обобщенная, неполная и неточная информация о наборе альтернатив.
- В условиях появления более точной информации возможно внесение корректировок или же появление потребности в формирование альтернативной стратегии. Для этого организовывается форма обратной связи, которая позволяет обеспечить своевременное поступление сигнала и запустить процесс разработки альтернативной стратегии [5].
Инвестиционная стратегия является одним из определяющих элементов эффективного и успешного развития компании. Роль инвестиционной стратегии в процессе развития компании определяет долгосрочные цели направлений развития, устанавливает набор задач для их достижения, позволяет оценить реальный потенциал и перспективы компании, а также использовать существующую модель бизнеса более эффективно, учитывая влияние внешних факторов на инвестиционную программу. Создание инвестиционной стратегии позволяет привлечь внимания потенциальных инвесторов.
Литература:
- Идрисов А. Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. — Информационно-издательский дом «Филинъ», 2006. — 272 с.
- Попков В. П., Семенов В. П. Организация и финансирование инвестиций. — СПб: Питер, 2006. — 224 с.
- Бланк И. А. Финансовый менеджмент. — 2-е изд. — Ника-Центр, 2007. — 521 с.
- Лашманова Н. А., Намятова Л. Е. Инвестиционная составляющая экономической политики государства. — Диспут-плюс, 2012. — 429 с.
- Баранов В. В., Зайцев А. В., Карпова В. Б. Управление проектами в инновационной сфере. — Альпина Паблишер, 2014. — 108 с.