Этапы планирования и разработки инвестиционной стратегии компании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 28.04.2017

Статья просмотрена: 1105 раз

Библиографическое описание:

Дорохов, С. Е. Этапы планирования и разработки инвестиционной стратегии компании / С. Е. Дорохов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 350-353. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42637/ (дата обращения: 16.12.2024).



Инвестиционная стратегия рассматривается как функциональная составляющая компании. Рассмотрены основные задачи разработки и моделирования инвестиционной стратегии. Выделены основные этапы процесса планирования и разработки инвестиционной стратегии компании.

Ключевые слова: инвестиционная стратегия, инвестиции, инновационный проект, оценка эффективности, инвестиционная программа

В современном мире вопросы, которые связаны с инвестиционной деятельности, становятся достаточно актуальными. Повышение уровня конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке требует больших финансовых вложений. В период существования командно-административной системы, деятельность всех предприятий была строго регламентирована государством. После перехода к рыночной системы, инвестиционная составляющая стала одной из важнейших для бизнеса и государства. Она обеспечивает главные направления развития в области инвестиционной деятельности и инвестиционных взаимоотношений через формирование долгосрочных инвестиционных программ, подбор наиболее эффективных путей их реализации, своевременной корректировки на этапе поиска, формирования и использования инвестиций в условиях изменения внешней среды. В системе управления выделяют 3 основных вида:

− стратегии различных хозяйствующих формирований;

− функциональные стратегии;

− корпоративные стратегии;

Функциональные стратегии компании формируются в зависимости от основных видов деятельности учитывая важнейшие функциональные подразделения компании. Функциональная стратегия направлена на построение детализированного варианта корпоративной стратегии и реализацию ее основных задач, а также на ресурсное обеспечение развития отдельных хозяйствующих формирований.

Инвестиционная стратегия является подвидом одной из функциональных стратегий компании. Рассматривая с позиции стратегического управления, она обладает следующими характеристиками:

− задействует основные направления развития инвестиционных отношений и инвестиционной деятельности компании;

− формирует специальные инвестиционные цели в рамках долгосрочного развития компании;

− обладает механизмом, сигнализирующем об изменяющихся условий внешней среды в процессе реализации инвестиционного развития компании, а также позволяет своевременно реагировать на них;

− обозначает конкретные направления, через которые будут формироваться и использоваться инвестиционные ресурсы компании.

Помимо всего вышеизложенного, исследователи утверждают, что инвестиционная стратегия должна обладать следующими составляющими: стратегией реального инвестирования компании (обозначение общих направлений инвестирования компании в стратегическом охвате), стратегией финансового инвестирования компании (разработка и создание портфеля финансовых инвестиций определенного типа), стратегией, позволяющей сформировать инвестиционные ресурсы предприятия (снабжение инвестиционной программы компании финансовыми источниками в будущих периодах), стратегией, которая позволит повысить уровень качества управления процессом инвестирования [1].

Разработка и моделирование инвестиционной стратегии играет одну из основных ролей в обеспечении эффективного развития компании, особенно в долгосрочном периоде. Данная роль заключается в следующих задачах:

− позволяет сформировать механизм реализации инвестиционных целей компании, в экономическом и социальном пространстве развития бизнеса как целой структуры, так и его отдельных элементов;

− оценить инвестиционный потенциал компании и достигнуть максимального уровня использования инвестиционных возможностей;

− осуществлять динамичное маневрирование ресурсами с помощью различных финансовых инструментов;

− обеспечивает быструю реализацию в перспективных направлениях инвестиционной деятельности, которые возникают под динамическим изменением факторов и условий во внешней среде;

− выявить преимущества компании в реализации инвестиционной программы, сопоставляя ее параметры с параметрами конкурентов;

− обеспечить четкое взаимодействие оперативного, текущего, а также перспективного управления процессом инвестирования в компании;

− сформировать основную базу критериев для выбора инвестиционных решений, отвечающих поставленным задачам.

Текущую оценку показателей экономической эффективности инвестиционной стратегии компании необходимо осуществлять, на основании составленных прогнозных расчетов, системы базовых инвестиционных коэффициентов, а также заданных целевых стратегических показателей, которые сопоставляются с базовым уровнем (уровень показателей на момент запуска программы) и полученными результатами реализации программы [2].

Разработка эффективной инвестиционной стратегии компании, может позволить рациональное использование инвестиционными ресурсами, и в дальнейшем позволит повысить эффективность деятельности компании.

Процесс планирования и разработки инвестиционной стратегии компании осуществляется в соответствие со следующими этапами:

1) Обозначение совокупного периода формирования инвестиционной стратегии компании. Данный период зависит от определенных условий, одним из главных условий обозначения границ периода является продолжительность срока, который принят в рамках формирования глобальной стратегии развития компании, в следствие того, что инвестиционная стратегия является одним из направлений реализации глобальной стратегии и соответственно не может превышать ее временной период.

2) Проведение исследования различных факторов внешнего инвестиционного климата и сложившейся среды, а также конъюнктуры инвестиционного рынка. Данное исследование предопределяет изучение экономических факторов и правового поля инвестиционной деятельности компании и возможных изменений в прогнозном периоде [3]. При разработке инвестиционной стратегии на данном этапе анализируются определяющие факторы, конъюнктура инвестиционного рынка, и строится прогноз на перспективу с учетом определенных условий рынка, которые связаны с разрабатываемой инвестиционной программой компании.

3) Оценить сильные и слабые стороны компании, которые определяют особенности его инвестиционного развития. В процессе проведения оценки требуется установить наличием достаточного потенциала у компании, для того чтобы использовать потенциальные инвестиционные возможности, и набор внутренних характеристик, которые могут ослабить эффективность инвестиционной программы. При разработке инвестиционной стратегии в зону ответственности управленческого обследования рекомендуется включать данные функциональные области:

  1. Маркетинговый потенциал расширения, используемого рынка и диверсификации операционной деятельности;
  2. Финансовые источники формирования ресурсов для инвестиций;
  3. Численность и квалификацию сотрудников, которые обеспечивают разработку и реализацию инвестиционной политики;
  4. Информационная база компании, которая обеспечивает подготовку альтернативных решений в области инвестиционного планирования;
  5. Состояний инвестиционной культуры и организационной структуры компании.

4) Сформировать стратегические цели инвестиционной деятельности компании. Основной целью инвестиционной деятельности является повышение эффективности компании, уровня благосостояния ее собственников, а также максимизация рыночной стоимости. Формирование цели требует конкретного обозначения с учетом ожидаемых результатов, поставленных задач и путей их решения в процессе реализации инвестиционной программы компании. Развитие системы стратегических целей должно обеспечить следующее:

− возможность выбора одного наиболее эффективного направления финансового и реального инвестирования;

− сформировать достаточный объем инвестиционных ресурсов и оптимизировать их состав;

− обеспечить приемлемость уровня инвестиционного риска в процессе реализации будущей хозяйственной и инвестиционной деятельности.

5) Провести анализ стратегических вариантов и выбор стратегического направления и формы инвестиционного развития. Данный этап разработки инвестиционной политик является одним из основных, и включает в себя поиск альтернативных решений в рамках поставленных инвестиционных целей, проведение соответствующей оценки с позиции внешней среды, рисков, инвестиционного потенциала компании и отбор самых эффективных [4].

6) Выявить стратегические источники формирования инвестиционных ресурсов. Данный этап разработки инвестиционной политики включает:

− построения прогноза общего объема необходимых инвестиционных ресурсов, которые обеспечат реализацию стратегического направления, а также форм финансовых и реальных инвестиций;

− дифференциацию потребности в инвестиционных ресурсах на отдельных этапах инвестиционной программы;

− оптимизацию структуры источников формирования инвестиций, которые обеспечат финансовое равновесие компании в процессе ее развития.

7) Сформировать инвестиционную политику по основным направлениям инвестиционной деятельности. Данный этап формирования позволит обеспечить интеграцию направлений и целей инвестиционной деятельности компании с основными механизмами и инструментами их реализации в прогнозируемом периоде. Инвестиционная политика является формой реализации части глобальной и инвестиционной стратегий с учетом наиболее важных позиций инвестиционной деятельности по отдельным этапам ее реализации.

8) Разработать систему организационно-экономических мероприятий, которые обеспечат реализацию инвестиционной деятельности. Система этих мероприятий позволяет следующее:

− сформировать новые подразделения и организационные структуры в компании по управлению инвестиционной деятельностью;

− создать инвестиционные центры различных типов с набором определенных функций;

− внедрить новые принципы инвестиционной культуры в компанию;

− создать эффективную систему стратегического инвестиционного контроллинга и операционного планирования.

9) Оценить результативность сформированной инвестиционной стратегии через набор параметров. Этап оценки является заключительным в процессе разработки инвестиционной стратегии. Оценку необходимо проводить по системе специальных внеэкономических и экономических критериев, которые устанавливаются компанией.

На конечном этапе формирования стратегии компании необходимо дать ответы на три вопроса:

  1. В каких направлениях хозяйственной деятельности необходимо развиваться.
  2. Какими потребностями в капиталовложениях компания обладает и какие имеет на текущей момент.
  3. Какова вероятность и уровень возможной отдачи от деятельности по выбранным направлениям развития.

На текущий момент И. Ансоффым, американским математиком и экономистом, выделяется несколько отличительных особенностей стратегии как структурного элемента:

  1. Процесс разработки стратегии не заканчивается конкретным действием. Зачастую окончание этого процесса сопровождается установлением общего направления, продвижение по которому должно обеспечить рост и укрепление позиций компании.
  2. Сформированная стратегию необходимо использовать для методов поиска и разработки стратегических проектов. Стратегия позволяет сосредоточить ресурсы на конкретных зонах или потенциальных возможностях, а также исключить прочие возможности, которые не могут быть с ней совместимы, таким образом выполняя роль в осуществлении поиска как инструмента.
  3. Необходимость в разработанной стратегии отпадает, по мере достижения компанией необходимых результатов, что сформулирует новые потребности и задачи для которых потребуется разработка новой стратегии.
  4. На этапе формирования стратегии невозможно точно спрогнозировать все возможности, которые могут открыться при планировании и реализации конкретных проектов. В следствие этого приводится достаточно обобщенная, неполная и неточная информация о наборе альтернатив.
  5. В условиях появления более точной информации возможно внесение корректировок или же появление потребности в формирование альтернативной стратегии. Для этого организовывается форма обратной связи, которая позволяет обеспечить своевременное поступление сигнала и запустить процесс разработки альтернативной стратегии [5].

Инвестиционная стратегия является одним из определяющих элементов эффективного и успешного развития компании. Роль инвестиционной стратегии в процессе развития компании определяет долгосрочные цели направлений развития, устанавливает набор задач для их достижения, позволяет оценить реальный потенциал и перспективы компании, а также использовать существующую модель бизнеса более эффективно, учитывая влияние внешних факторов на инвестиционную программу. Создание инвестиционной стратегии позволяет привлечь внимания потенциальных инвесторов.

Литература:

  1. Идрисов А. Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. — Информационно-издательский дом «Филинъ», 2006. — 272 с.
  2. Попков В. П., Семенов В. П. Организация и финансирование инвестиций. — СПб: Питер, 2006. — 224 с.
  3. Бланк И. А. Финансовый менеджмент. — 2-е изд. — Ника-Центр, 2007. — 521 с.
  4. Лашманова Н. А., Намятова Л. Е. Инвестиционная составляющая экономической политики государства. — Диспут-плюс, 2012. — 429 с.
  5. Баранов В. В., Зайцев А. В., Карпова В. Б. Управление проектами в инновационной сфере. — Альпина Паблишер, 2014. — 108 с.
Основные термины (генерируются автоматически): инвестиционная стратегия, инвестиционная деятельность, инвестиционная политика, инвестиционная программа, внешняя среда, инвестиционная деятельность компании, инвестиционная стратегия компании, компания, процесс реализации, разработка.


Похожие статьи

Инвестиционная стратегия предприятия

В статье раскрыто содержание и значимость разработки инвестиционной стратегии предприятия. Обозначены основные мероприятия в рамках такой стратегии и описаны основные источники финансирования. Определены ожидаемые результаты от формирования инвестици...

Место и значение инвестиций предприятия в системе его финансового менеджмента

В научной статье описывается инвестиционная политика предприятия как основная из его направлений деятельности. Рассмотрены формы инвестиций, возможности их финансирования, показатели эффективности инвестиционного проекта. Рассмотрены некоторые аспект...

Перспективное планирование на предприятии

Статья посвящена перспективному планированию на предприятии. Рассмотрены этапы составления финансового плана, рассмотрено перспективное планирование как функция управления. Основой перспективного планирования является глубокий технико-экономический а...

Разработка стратегии развития организации

В данной статье рассмотрено понятие «стратегия», процесс разработки стратегии для предприятия, значимость миссии и цели для развития компании.

Пути эффективного взаимодействия участников инвестиционно-строительного процесса

В статье рассмотрена стратегия экономического развития инвестиционно-строительной сферы, выявлены недостатки и предложены модели сбалансированного инвестирования инвестиционно-строительных проектов.

Роль инвестиций в развитии организации

В статье раскрыты понятия инвестиций, инвестиционной деятельности и инвестиционного проекта. Особое внимание уделено изучению содержания и этапов инвестиционного проекта. Также представлены основные принципы оценки проекта.

Этапы формирования инвестиционной стратегии предприятия

В данной статье рассматривается понятие инвестиционной стратегии. Изучены и раскрыты основные этапы разработки инвестиционной стратегии предприятия. На основании рассмотренного материала делается вывод о необходимости инвестиционной деятельности, кот...

Приоритетные направления развития инновационных проектов

В статье рассмотрены основные направления развития науки и техники, изложены основные виды и разделы инновационного проекта, основные критерии инновационных проектов.

Теоретические аспекты маркетинговой стратегии компании

В статье отражен теоретический анализ маркетинговой стратегии компании, ее цели, задачи, приведены основные виды маркетинговой стратегии и охарактеризованы процессные подходы к реализации маркетинговой стратегии.

Управление инвестиционными проектами

Рассмотрена значимость инвестиционных процессов, сущность инвестиционного проекта и особенности их управления. Показаны функции управления и риски, возникающие в результате их реализации.

Похожие статьи

Инвестиционная стратегия предприятия

В статье раскрыто содержание и значимость разработки инвестиционной стратегии предприятия. Обозначены основные мероприятия в рамках такой стратегии и описаны основные источники финансирования. Определены ожидаемые результаты от формирования инвестици...

Место и значение инвестиций предприятия в системе его финансового менеджмента

В научной статье описывается инвестиционная политика предприятия как основная из его направлений деятельности. Рассмотрены формы инвестиций, возможности их финансирования, показатели эффективности инвестиционного проекта. Рассмотрены некоторые аспект...

Перспективное планирование на предприятии

Статья посвящена перспективному планированию на предприятии. Рассмотрены этапы составления финансового плана, рассмотрено перспективное планирование как функция управления. Основой перспективного планирования является глубокий технико-экономический а...

Разработка стратегии развития организации

В данной статье рассмотрено понятие «стратегия», процесс разработки стратегии для предприятия, значимость миссии и цели для развития компании.

Пути эффективного взаимодействия участников инвестиционно-строительного процесса

В статье рассмотрена стратегия экономического развития инвестиционно-строительной сферы, выявлены недостатки и предложены модели сбалансированного инвестирования инвестиционно-строительных проектов.

Роль инвестиций в развитии организации

В статье раскрыты понятия инвестиций, инвестиционной деятельности и инвестиционного проекта. Особое внимание уделено изучению содержания и этапов инвестиционного проекта. Также представлены основные принципы оценки проекта.

Этапы формирования инвестиционной стратегии предприятия

В данной статье рассматривается понятие инвестиционной стратегии. Изучены и раскрыты основные этапы разработки инвестиционной стратегии предприятия. На основании рассмотренного материала делается вывод о необходимости инвестиционной деятельности, кот...

Приоритетные направления развития инновационных проектов

В статье рассмотрены основные направления развития науки и техники, изложены основные виды и разделы инновационного проекта, основные критерии инновационных проектов.

Теоретические аспекты маркетинговой стратегии компании

В статье отражен теоретический анализ маркетинговой стратегии компании, ее цели, задачи, приведены основные виды маркетинговой стратегии и охарактеризованы процессные подходы к реализации маркетинговой стратегии.

Управление инвестиционными проектами

Рассмотрена значимость инвестиционных процессов, сущность инвестиционного проекта и особенности их управления. Показаны функции управления и риски, возникающие в результате их реализации.

Задать вопрос