Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Этапы планирования и разработки инвестиционной стратегии компании

Экономика и управление
28.04.2017
1131
Поделиться
Библиографическое описание
Дорохов, С. Е. Этапы планирования и разработки инвестиционной стратегии компании / С. Е. Дорохов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 350-353. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42637/.


Инвестиционная стратегия рассматривается как функциональная составляющая компании. Рассмотрены основные задачи разработки и моделирования инвестиционной стратегии. Выделены основные этапы процесса планирования и разработки инвестиционной стратегии компании.

Ключевые слова: инвестиционная стратегия, инвестиции, инновационный проект, оценка эффективности, инвестиционная программа

В современном мире вопросы, которые связаны с инвестиционной деятельности, становятся достаточно актуальными. Повышение уровня конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке требует больших финансовых вложений. В период существования командно-административной системы, деятельность всех предприятий была строго регламентирована государством. После перехода к рыночной системы, инвестиционная составляющая стала одной из важнейших для бизнеса и государства. Она обеспечивает главные направления развития в области инвестиционной деятельности и инвестиционных взаимоотношений через формирование долгосрочных инвестиционных программ, подбор наиболее эффективных путей их реализации, своевременной корректировки на этапе поиска, формирования и использования инвестиций в условиях изменения внешней среды. В системе управления выделяют 3 основных вида:

− стратегии различных хозяйствующих формирований;

− функциональные стратегии;

− корпоративные стратегии;

Функциональные стратегии компании формируются в зависимости от основных видов деятельности учитывая важнейшие функциональные подразделения компании. Функциональная стратегия направлена на построение детализированного варианта корпоративной стратегии и реализацию ее основных задач, а также на ресурсное обеспечение развития отдельных хозяйствующих формирований.

Инвестиционная стратегия является подвидом одной из функциональных стратегий компании. Рассматривая с позиции стратегического управления, она обладает следующими характеристиками:

− задействует основные направления развития инвестиционных отношений и инвестиционной деятельности компании;

− формирует специальные инвестиционные цели в рамках долгосрочного развития компании;

− обладает механизмом, сигнализирующем об изменяющихся условий внешней среды в процессе реализации инвестиционного развития компании, а также позволяет своевременно реагировать на них;

− обозначает конкретные направления, через которые будут формироваться и использоваться инвестиционные ресурсы компании.

Помимо всего вышеизложенного, исследователи утверждают, что инвестиционная стратегия должна обладать следующими составляющими: стратегией реального инвестирования компании (обозначение общих направлений инвестирования компании в стратегическом охвате), стратегией финансового инвестирования компании (разработка и создание портфеля финансовых инвестиций определенного типа), стратегией, позволяющей сформировать инвестиционные ресурсы предприятия (снабжение инвестиционной программы компании финансовыми источниками в будущих периодах), стратегией, которая позволит повысить уровень качества управления процессом инвестирования [1].

Разработка и моделирование инвестиционной стратегии играет одну из основных ролей в обеспечении эффективного развития компании, особенно в долгосрочном периоде. Данная роль заключается в следующих задачах:

− позволяет сформировать механизм реализации инвестиционных целей компании, в экономическом и социальном пространстве развития бизнеса как целой структуры, так и его отдельных элементов;

− оценить инвестиционный потенциал компании и достигнуть максимального уровня использования инвестиционных возможностей;

− осуществлять динамичное маневрирование ресурсами с помощью различных финансовых инструментов;

− обеспечивает быструю реализацию в перспективных направлениях инвестиционной деятельности, которые возникают под динамическим изменением факторов и условий во внешней среде;

− выявить преимущества компании в реализации инвестиционной программы, сопоставляя ее параметры с параметрами конкурентов;

− обеспечить четкое взаимодействие оперативного, текущего, а также перспективного управления процессом инвестирования в компании;

− сформировать основную базу критериев для выбора инвестиционных решений, отвечающих поставленным задачам.

Текущую оценку показателей экономической эффективности инвестиционной стратегии компании необходимо осуществлять, на основании составленных прогнозных расчетов, системы базовых инвестиционных коэффициентов, а также заданных целевых стратегических показателей, которые сопоставляются с базовым уровнем (уровень показателей на момент запуска программы) и полученными результатами реализации программы [2].

Разработка эффективной инвестиционной стратегии компании, может позволить рациональное использование инвестиционными ресурсами, и в дальнейшем позволит повысить эффективность деятельности компании.

Процесс планирования и разработки инвестиционной стратегии компании осуществляется в соответствие со следующими этапами:

1) Обозначение совокупного периода формирования инвестиционной стратегии компании. Данный период зависит от определенных условий, одним из главных условий обозначения границ периода является продолжительность срока, который принят в рамках формирования глобальной стратегии развития компании, в следствие того, что инвестиционная стратегия является одним из направлений реализации глобальной стратегии и соответственно не может превышать ее временной период.

2) Проведение исследования различных факторов внешнего инвестиционного климата и сложившейся среды, а также конъюнктуры инвестиционного рынка. Данное исследование предопределяет изучение экономических факторов и правового поля инвестиционной деятельности компании и возможных изменений в прогнозном периоде [3]. При разработке инвестиционной стратегии на данном этапе анализируются определяющие факторы, конъюнктура инвестиционного рынка, и строится прогноз на перспективу с учетом определенных условий рынка, которые связаны с разрабатываемой инвестиционной программой компании.

3) Оценить сильные и слабые стороны компании, которые определяют особенности его инвестиционного развития. В процессе проведения оценки требуется установить наличием достаточного потенциала у компании, для того чтобы использовать потенциальные инвестиционные возможности, и набор внутренних характеристик, которые могут ослабить эффективность инвестиционной программы. При разработке инвестиционной стратегии в зону ответственности управленческого обследования рекомендуется включать данные функциональные области:

  1. Маркетинговый потенциал расширения, используемого рынка и диверсификации операционной деятельности;
  2. Финансовые источники формирования ресурсов для инвестиций;
  3. Численность и квалификацию сотрудников, которые обеспечивают разработку и реализацию инвестиционной политики;
  4. Информационная база компании, которая обеспечивает подготовку альтернативных решений в области инвестиционного планирования;
  5. Состояний инвестиционной культуры и организационной структуры компании.

4) Сформировать стратегические цели инвестиционной деятельности компании. Основной целью инвестиционной деятельности является повышение эффективности компании, уровня благосостояния ее собственников, а также максимизация рыночной стоимости. Формирование цели требует конкретного обозначения с учетом ожидаемых результатов, поставленных задач и путей их решения в процессе реализации инвестиционной программы компании. Развитие системы стратегических целей должно обеспечить следующее:

− возможность выбора одного наиболее эффективного направления финансового и реального инвестирования;

− сформировать достаточный объем инвестиционных ресурсов и оптимизировать их состав;

− обеспечить приемлемость уровня инвестиционного риска в процессе реализации будущей хозяйственной и инвестиционной деятельности.

5) Провести анализ стратегических вариантов и выбор стратегического направления и формы инвестиционного развития. Данный этап разработки инвестиционной политик является одним из основных, и включает в себя поиск альтернативных решений в рамках поставленных инвестиционных целей, проведение соответствующей оценки с позиции внешней среды, рисков, инвестиционного потенциала компании и отбор самых эффективных [4].

6) Выявить стратегические источники формирования инвестиционных ресурсов. Данный этап разработки инвестиционной политики включает:

− построения прогноза общего объема необходимых инвестиционных ресурсов, которые обеспечат реализацию стратегического направления, а также форм финансовых и реальных инвестиций;

− дифференциацию потребности в инвестиционных ресурсах на отдельных этапах инвестиционной программы;

− оптимизацию структуры источников формирования инвестиций, которые обеспечат финансовое равновесие компании в процессе ее развития.

7) Сформировать инвестиционную политику по основным направлениям инвестиционной деятельности. Данный этап формирования позволит обеспечить интеграцию направлений и целей инвестиционной деятельности компании с основными механизмами и инструментами их реализации в прогнозируемом периоде. Инвестиционная политика является формой реализации части глобальной и инвестиционной стратегий с учетом наиболее важных позиций инвестиционной деятельности по отдельным этапам ее реализации.

8) Разработать систему организационно-экономических мероприятий, которые обеспечат реализацию инвестиционной деятельности. Система этих мероприятий позволяет следующее:

− сформировать новые подразделения и организационные структуры в компании по управлению инвестиционной деятельностью;

− создать инвестиционные центры различных типов с набором определенных функций;

− внедрить новые принципы инвестиционной культуры в компанию;

− создать эффективную систему стратегического инвестиционного контроллинга и операционного планирования.

9) Оценить результативность сформированной инвестиционной стратегии через набор параметров. Этап оценки является заключительным в процессе разработки инвестиционной стратегии. Оценку необходимо проводить по системе специальных внеэкономических и экономических критериев, которые устанавливаются компанией.

На конечном этапе формирования стратегии компании необходимо дать ответы на три вопроса:

  1. В каких направлениях хозяйственной деятельности необходимо развиваться.
  2. Какими потребностями в капиталовложениях компания обладает и какие имеет на текущей момент.
  3. Какова вероятность и уровень возможной отдачи от деятельности по выбранным направлениям развития.

На текущий момент И. Ансоффым, американским математиком и экономистом, выделяется несколько отличительных особенностей стратегии как структурного элемента:

  1. Процесс разработки стратегии не заканчивается конкретным действием. Зачастую окончание этого процесса сопровождается установлением общего направления, продвижение по которому должно обеспечить рост и укрепление позиций компании.
  2. Сформированная стратегию необходимо использовать для методов поиска и разработки стратегических проектов. Стратегия позволяет сосредоточить ресурсы на конкретных зонах или потенциальных возможностях, а также исключить прочие возможности, которые не могут быть с ней совместимы, таким образом выполняя роль в осуществлении поиска как инструмента.
  3. Необходимость в разработанной стратегии отпадает, по мере достижения компанией необходимых результатов, что сформулирует новые потребности и задачи для которых потребуется разработка новой стратегии.
  4. На этапе формирования стратегии невозможно точно спрогнозировать все возможности, которые могут открыться при планировании и реализации конкретных проектов. В следствие этого приводится достаточно обобщенная, неполная и неточная информация о наборе альтернатив.
  5. В условиях появления более точной информации возможно внесение корректировок или же появление потребности в формирование альтернативной стратегии. Для этого организовывается форма обратной связи, которая позволяет обеспечить своевременное поступление сигнала и запустить процесс разработки альтернативной стратегии [5].

Инвестиционная стратегия является одним из определяющих элементов эффективного и успешного развития компании. Роль инвестиционной стратегии в процессе развития компании определяет долгосрочные цели направлений развития, устанавливает набор задач для их достижения, позволяет оценить реальный потенциал и перспективы компании, а также использовать существующую модель бизнеса более эффективно, учитывая влияние внешних факторов на инвестиционную программу. Создание инвестиционной стратегии позволяет привлечь внимания потенциальных инвесторов.

Литература:

  1. Идрисов А. Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. — Информационно-издательский дом «Филинъ», 2006. — 272 с.
  2. Попков В. П., Семенов В. П. Организация и финансирование инвестиций. — СПб: Питер, 2006. — 224 с.
  3. Бланк И. А. Финансовый менеджмент. — 2-е изд. — Ника-Центр, 2007. — 521 с.
  4. Лашманова Н. А., Намятова Л. Е. Инвестиционная составляющая экономической политики государства. — Диспут-плюс, 2012. — 429 с.
  5. Баранов В. В., Зайцев А. В., Карпова В. Б. Управление проектами в инновационной сфере. — Альпина Паблишер, 2014. — 108 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
инвестиционная стратегия
инвестиции
инновационный проект
оценка эффективности
инвестиционная программа
Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 350-353):
Часть 4 (cтр. 321-425)
Расположение в файле:
стр. 321стр. 350-353стр. 425

Молодой учёный