Правовое обеспечение восстановления нарушенных земель | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 31.12.2018

Статья просмотрена: 379 раз

Библиографическое описание:

Каитова, Д. Х. Правовое обеспечение восстановления нарушенных земель / Д. Х. Каитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/238/53732/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статьей 9 Конституции РФ законодатель установил нормы о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории [1].

Важно отметить, что Земля подлежит государственной охране как основа жизни и деятельности народов, которые проживаю на соответствующей территории. Пользование землями должно осуществляться способами, которые позволят обеспечить сохранность экологических систем, способность земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Говоря о конституционной стороне данного вопроса, целесообразно привести мнение Конституционного Суда РФ, которым рассматривалась указанная выше норма как определенная цель и источник текущего законодательного регулирования, как источник норм законодательства о рациональном использовании природных ресурсов и охране объектов окружающей среды, о разрешительном характере природопользования и нормировании использования природных ресурсов, источник запрета руководствоваться при осуществлении хозяйственной деятельности только интересами экономического развития в ущерб природе, как отражающую публичные интересы и принцип приоритета публичных интересов экологическую функцию и конституционные экологические обязанности государства, как взаимообусловливающую права на благоприятную окружающую среду и обязанности сохранять природу.

Конституционным Судом было интерпретировано понятие основ жизни и деятельности народов как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения, а также уточнено понятие народов, проживающих на соответствующей территории, как всего многонационального народа Российской Федерации [6].

В тоже время, непосредственно законодательство РФ в частности выделяет норму о нарушенных землях, представляющих собой категорию земель, которые при наличии определенно сложившихся обстоятельств, утратили свою хозяйственную ценность или являются источником отрицательного воздействия на окружающую природную среду, что может быть выражено в нарушении почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа (рельеф, созданный в результате деятельности предприятий) в результате производственной деятельности.

Говоря же о нормативной базе, которой регулируются данные вопросы, помимо Конституции РФ, важно выделить Земельный кодекс РФ, а также Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Приказ Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и ряд других, которые будут отражены по ходу данного исследования.

Однако отраслевым законодательством, учитывая специфику такового, не закреплен детально регламентированный механизм охраны, восстановления и возврата нарушенных земель в хозяйственный оборот. В тоже время рассматриваемые отраслевые нормы ограничиваются исключительно включением общих норм, которые содержат требования соблюдения принципов рационального использования земель и их охраны.

В качестве ключевой роли в вопросах охраны окружающей среды, восстановлении нарушенных природных ресурсов и возврате их в хозяйственный оборот выделяют Закон РФ «Об охране окружающей среды».

Приведенным правовым актом закрепляются основополагающие принципы охраны окружающей природной среды (ст.3), в том числе принцип рационального использования природных ресурсов, недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека и др. В статье 4 того же Закона в перечень объектов охраны окружающей среды включены земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты [3].

В Земельном кодексе РФ законодатель определил ряд статей, прямо указывающих на обязанности организаций, которые занимаются изыскательскими работами приводить за свой счет земельные участки в состояние, пригодное для дальнейшего использования таковых согласно их целевого назначения в ходе работ, а при невозможности этого в срок, предусмотренный в договоре.

Статьей 53 ЗК РФ [2] (обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов) закреплена обязанность по осуществлению комплекса мероприятий по охране земель, а также в статье 101 ЗК РФ в контексте охраны земель употребляется понятие рекультивации нарушенных земель, восстановления их плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение в хозяйственный оборот.

Так, в качестве правового акта, регулирующего рекультивацию земель, можно выделить Постановление Правительства № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» [4], которым в пункте 2 предусматривается разработка Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы.

Целях исполнения пункта 2 указанного выше нормативного акта Минприроды и Роскомзем утвердили «Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

Интересен в данном случае пример из судебной практики. Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Л», в котором указал, что печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка по факту нефтезагрязнения, произошедшего в результате работ по замене части трубы нефтесборного трубопровода «ДНС-... старый — ДНС-.... Актом обследования от дд.мм. гггг, зафиксированы незначительные локальные участки НСЖ. Участок расположен на территории Усинского участкового лесничества ГУ «У». Площадь загрязнения... кв.м. Технический этап рекультивации загрязненного участка был ответчиком проведен. Просили обязать Общество в срок до дд.мм.гггг. произвести биологический этап рекультивации земельного участка и сдать рекультивированные земли уполномоченной Постоянной комиссии по приемке — передаче рекультивированных (или ненарушенных) земель на территории МОГО «У».

На основании предоставленных доказательств суд приходит к выводу, что исковые требования природоохранного прокурора об обязании ответчика провести биологическую рекультивацию земельного участка подлежат удовлетворению. Основными положениями для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендовано создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее именуется — Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Последствия нанесения вреда землям не всегда поддаются количественному измерению или учету ущерба в рублях, так как сложно оценить ущерб, нанесенный красоте ландшафта.

Сформированный в законодательстве механизм управления охраной и восстановления земель, на наш взгляд, позволит применять превентивные меры к образованию массива заброшенных и невосстановленных земель, эффективно восстанавливать и возвращать в хозяйственный оборот земли, нарушенные в процессе недропользования.

Рекультивации могут быть подвержены все нарушенные земли.

Так, например, на территории Саратовской области существовала и продолжает имеет место быть, проблема хранения и утилизации отходов. Большое количество сложившихся свалок в населенных пунктах области свалок ТБО не отвечают в полной мере санитарным и экологическим требованиям. В целях снижения негативного воздействия ТБО на природную среду, правительством Саратовской области в последние годы была произведена смена тактики действия в вопросах активного управления их потоками и вторичного использования. Важное значение имеет целевую работу в отношении на двухступенчатой системы сбора и переработки, при работе которой отходы везутся изначально на мусороперерабатывающие заводы (МПЗ), где их сортируют, измельчают, уплотняют, прессуют, извлекают из них полезные материалы, и лишь остатки могут быть направлены на свалки.

Таким образом, рассмотрев нормативную базу, действующую в России в целом, и проблемные вопросы, существующие на территории Саратова и области, а также проанализировав судебную практику, можно сделать вывод, что законодатель создал достаточную нормативную базу, на основе которой возможно законное восстановление нарушенных земель. В свою очередь именно региональные власти могли бы нацелить свои законотворческие возможности на создание и реализацую определенных государственных целевых программ в рассматриваемой проблемной области.

Также, в практическом плане представляется целесообразным осуществлять проектирование и авторский надзор за реализацией проектов рекультивации и передачу рекультивированных территорий землепользователю; развернуть работы по ландшафтному и экологическому конструированию ландшафтов разноцелевого назначения, в том числе и рекреационного; разработки комплекса мероприятий по рациональному использованию рекультивированных участков; выполнение работ по экологическому аудиту.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// СЗ РФ. 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017)// СЗ РФ. 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
  3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды»// СЗ РФ. 14.01.2002, N 2, ст. 133.
  4. Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»// Российская газета, N 44, 05.03.1994.
  5. Решение № 2–631/2016 2–631/2016~М-364/2016 М-364/2016 от 22 апреля 2016 г. по делу № 2–631/2016 // СПС Консультант Плюс.
  6. Васильева М.И. Конституционная норма о земле и других природных ресурсах как основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, в теории и социальной практике // Экологическое право. 2017. N 4. С. 24 - 28.
Основные термины (генерируются автоматически): рациональное использование, рекультивация земель, земля, РФ, деятельность народов, окружающая природная среда, окружающая среда, основа жизни, соответствующая территория, хозяйственный оборот.


Похожие статьи

Правовой режим земель, предназначенных для комплексного освоения территории

Правовой режим земель и земельных участков

Способы защиты нарушенных имущественных прав государственных органов в области земельных правоотношений

Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в сфере использования природных лечебных ресурсов

Правовой режим земель, находящихся в водоохранной зоне

Вопросы, возникающие при наследовании земельных участков и имущественных прав на них

Проблемы правоприменения законодательства о продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения

Социальная защита работников сельскохозяйственных предприятий

Правовые основы взаимодействия собственников помещений многоквартирных домов и организаций, осуществляющих деятельность по управлению такими домами

Правовой режим права водопользования

Похожие статьи

Правовой режим земель, предназначенных для комплексного освоения территории

Правовой режим земель и земельных участков

Способы защиты нарушенных имущественных прав государственных органов в области земельных правоотношений

Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в сфере использования природных лечебных ресурсов

Правовой режим земель, находящихся в водоохранной зоне

Вопросы, возникающие при наследовании земельных участков и имущественных прав на них

Проблемы правоприменения законодательства о продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения

Социальная защита работников сельскохозяйственных предприятий

Правовые основы взаимодействия собственников помещений многоквартирных домов и организаций, осуществляющих деятельность по управлению такими домами

Правовой режим права водопользования

Задать вопрос