В настоящей статье автором обращается внимание на необходимость установления для публично-правовых образований — собственников выморочного имущества предельных сроков оформления своих прав.
In this article, the author draws attention to the need to establish for public-legal entities — owners of the property of extortion deadlines for registration of their rights.
Законодатель выразил волю наследников выморочного имущества на принятие потенциального наследства в пункте 1 статьи 1152 ГК РФ, согласно которому для приобретения выморочного имущества отдельного принятия наследства не требуется, и, напротив, в пункте 1 статьи 1157 ГК РФ выразил запрет на отказ от наследства.
Также и Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 50 своего постановления от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» указывает, что выморочное имущество, при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность публично-правового образования без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Однако в нем также отражено, что свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается публично-правовому образованию в лице соответствующих органов в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Между тем, в настоящее время законодательно не закреплено, в какие сроки соответствующее публично-правовое образование должно предпринять действия по выявлению и оформлению выморочного имущества.
Что касается объектов недвижимого имущества, то в силу ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности на него подлежит государственной регистрации.
Поскольку закон не связывает возникновение права собственности на выморочное имущество в виде недвижимого имущества с совершением акта принятия наследства, а также с оформлением наследственных прав и их государственной регистрацией, на практике возникают ситуации, когда длительное отсутствие записи о регистрации права собственности на недвижимое имущество (в качестве примера в настоящей статье предлагается рассматривать жилые помещения) за соответствующим муниципальным образованием влечет за собой как и предпосылки к осуществлению мошеннических действий со стороны недобросовестных лиц и, как следствие, нарушение прав добросовестных приобретателей, так и нарушение прав лиц, признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Так, сложившаяся судебная практика показывает, что зачатую данными государственными органами осуществляются необходимые действия только после заявления иных лиц требований о правах на данное имущество. В качестве примера можно привести решение Ленинского районного суда г. Иркутска по делу № 2–3816/2017 от 28 мая 2018 г., а также другие решения по делам, где органами местного самоуправления заявлялись встречные исковые требования о признании имущества выморочным и истребовании имущества из незаконного владения. В приведенных примерах суды принимали позицию истцов-физических лиц, желающих оформить свои права на недвижимое имущество по основания приобретательной давности, отказывая в удовлетворении требований органов местного самоуправления, в том числе со ссылкой на правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда РФ от 31 января 2017 года № 38-КГ16–12, согласно которой несовершение действий по выявлению выморочного имущества само по себе не означает, что администрация либо ее правопредшественники (налоговый орган и Росимущество) не должны были узнать о нарушении своего права собственности.
На разумность сроков принятия действий по оформлению наследственного имущества обратил внимание и Верховный Суд РФ в своем Определении от 31.07.2018 N 81-КГ18–15.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22.06.2017 N 16-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А. Н. Дубовца» переход выморочного имущества в собственность публично-правового образования независимо от государственной регистрации права собственности и совершения публично-правовым образованием каких-либо действий, направленных на принятие наследства (пункт 1 статьи 1151 ГК Российской Федерации в истолковании постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 «О судебной практике по делам о наследовании»), не отменяет требования о государственной регистрации права собственности.
Как обоснованно указано Конституционным Судом Российской Федерации, собственник имущества, по общему правилу, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, что предполагает и регистрацию им своего права, законодательное закрепление необходимости которой является признанием со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу.
В качестве неблагоприятных последствий бездействия публично-правового образования как участника гражданского оборота, не оформившего в разумный срок право собственности, в указанном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации выделает создание предпосылок к утрате имущества, в том числе посредством выбытия соответствующего имущества из владения данного публичного собственника в результате противоправных действий третьих лиц.
Изложенное позволяет сделать вывод, что само по себе обстоятельство, что государство не должно выражать волю на принятие наследства, не означает, что оформление права собственности на выморочное недвижимое имущество в установленном ст. 131 ГК РФ порядке вовсе не является обязательным. Напротив, от надлежащего оформления права собственности на выморочное недвижимое имущество, как указано выше, будет зависеть нормальный гражданский оборот и надлежащее исполнение государством в лице его органов социальной функции.
Высшие суды Российской Федерации указывают на необходимость оформления выморочного имущества в разумные сроки, не конкретизируя их.
Не отмененная по настоящий день Инструкция о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденная Минфином СССР 19.12.1984 N 185, действует в части учета выморочного имущества до принятия закона, предусмотренного пунктом 3 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ.
Между тем, изложенные в пункте 10 указанной Инструкции положения не отражают порядок выявления выморочного имущества и сроки оформления наследственных прав. Многими муниципальными образованиями разрабатываются собственные Положения о порядке выявления и оформления выморочного имущества, которые, однако, разнятся по своему содержанию и не содержат каких-либо ограничительных сроков, а в некоторых случаях связывают момент отправной точки для начала своих действий по выявлению и оформлению выморочного имущества в действиями третьих лиц — управляющих организаций, соседей наследодателей и т. д., извещающих соответствующие органы о предположительном наличии у имущества статуса бесхозяйного имущества.
В настоящее время существуют электронные ресурсы, такие как Реестр наследственных дел (https://notariat.ru/ru-ru/help/probate-cases/), Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, Единый реестр регистрации недвижимости, которые при межведомственном взаимодействии могут позволить своевременно выявить выморочное имущество. Кроме того, вполне обоснованным было бы после выявления имущества и обращения в нотариальный орган, предпринятие органами публично-правового образования мер по извещению общественности о том, что в отношении данного имущества проводятся мероприятия по обращению его в собственность государства, в том числе путем опубликования объявления на официальных сайтах органов местного самоуправления, информационных щитах населенного пункта, в котором расположено данное имущество, на баннерах, устанавливаемых непосредственно на данном имуществе (в случае, если данным имуществом является участок), на информационных щитах многоэтажных жилых домов (в случае, если данным имуществом является жилое помещение в данном жилом доме). В случае указания в данном объявлении указанных сведений, а также сроков, по истечении которых публично-правовому образованию будет выдано свидетельство о праве на наследство, иные наследники умершего, не оформившие свои права по личным причинам, будут вынуждены принять меры по обращению в нотариальные органы за оформлением своих прав до окончания данного срока, что также будет служить нормальному гражданскому обороту.
Таким образом, учитывая особенности приобретения прав на выморочное имущество, полагаем целесообразным внесение в гражданское законодательство норм, устанавливающих конкретные сроки, обязывающие публично-правовые образования выявлять и оформлять выморочное имущество в течение (3) трех лет — общего срока для защиты нарушенных прав, начиная отчет со дня истечения срока принятия наследства, а в дальнейшем при истечении более трех лет и шести месяцев со дня открытия наследства выморочное имущество переходит в статус бесхозяйного и оформляется в ином порядке.
Литература:
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 03.12.2001, N 49, ст. 4552.
- Федеральный закон от 26.11.2001 N 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.12.2001, N 49, ст. 4553.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» // Официальный сайт Верховного суда Российской Федерации. //. URL: http://www.supcourt.ru/documents/own/8296/ (дата обращения: 20.12.2018).
- Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2017 N 16-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А. Н. Дубовца» — //. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=218686&rnd=A00476C3FA7FCA7E5A607C9F16613A5C#00357226191110287 (дата обращения: 20.12.2018).
- Определение Верховного Суда РФ от 31.07.2018 N 81-КГ18–15. Сайт Верховного Суда Российской Федерации — //. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1675390 (дата обращения: 20.12.2018).
- Решение Ленинского районного суда г. Иркутска по делу № 2–3816/2017 от 28 мая 2018 г — //. URL: http://sudact.ru/regular/doc/r2UVW2D514Jx/ (дата обращения: 20.12.2018).