Ключевые слова: политический лидер, президентский образ, образ лидера, специфика образа Президента, политическая коммуникация.
Теоретическое обоснование специфики президентства как особого вида политического лидерства присутствует в работе ряда современных западных и отечественных исследователей — Ф. Гринстайн, Дж. Бернс, Дж.-Д. Барбер, М. Херман, Е. В. Егорова-Гатман, Г. К. Ашина. В данной статье фокус внимания сосредоточен на особенностях президентского образа.
Характеризуя личность президента с точки зрения эффективного лидерства, Ф. Гринстайн выделял шесть качеств, которыми должен обладать президент и, более того, которые должны присутствовать в образе политика [2, с. 178]:
– эффективность публичной коммуникации — то, что относится к внешней стороне его образа (риторика, стиль, манера должны быть яркими и запоминающимися);
– организаторские способности — то есть умение политика организовать процесс, президент должен продемонстрировать свои навыки талантливого управленца, сформировать слаженную команду;
– политическое мастерство — способность совершать политические действия;
– политическое предвидение — этот пункт напрямую связан с предыдущим, поскольку недостаток такого предвидения может обернуться нежелательными последствиями;
– когнитивный стиль — выражен интеллектуальными способностями президента, а также представляет собой возможности его стратегического мышления;
– эмоциональная устойчивость — умение контролировать свои эмоции [2, с. 178–181].
Кроме того, в работе Ф. Гринстайна отмечается, что высокая доля лидерского потенциала президента обусловлена помимо личных качеств такими обстоятельствами как политические условия и его последователи [2, с. 182]. Эта позиция соответствует личностно-ситуационной теории лидерства (Г. Герт и С. Милз). Ее суть такова: политический лидер при наличии определенных выдающихся личностных качеств может быть менее эффективен в одних условиях с определенным окружением, и наоборот более эффективным при любой другой ситуации [7, с. 187].
Далее выделим специфические особенности образа президента, которые являются актуальными на сегодняшний день.
В первую очередь, нужно иметь в виду специфику эпохи, в которой мы живем. В XXI веке меняется трактовка самого феномена лидерства в политике — с возрастающей ролью средств массовой информации непосредственное влияние личности лидера отходит на второй план, теперь важнее дистанционное лидерство. При этом сохраняется персонификация политической власти, во главе с политическим лидером — президентом. В таком случае мы имеем не реальную личность лидера-президента, а его образ, который складывается в результате коммуникации [3, с. 66]. Иными словами, имидж / образ лидера — это промежуточный элемент между действительной личностью политика и его аудиторией, последователями.
Отсюда следует вторая особенность образа политического лидера — поскольку президент становится «лидером для публики», его ключевой задачей помимо прочих становится — выработка эффективного стиля собственной презентации и взаимодействие с публикой. Важным элементом в этом процессе является убедительность и умение произвести впечатлении [8, с. 177].
Третья особенность заключается в том, что политики достигают своей популярности во многом за счет «необходимого» освещения своей деятельности в СМИ. Если ранее повысить рейтинг доверия и собрать сторонников, можно было за счет своего политического капитала (авторитета, наработанного годами в партии, путем свершения каких-либо деяний и поступков, искусством красноречия в дебатах), то сегодня доступ к крупным СМИ и грамотно написанные речи являются спутниками крупных политических лидеров [5, с. 99]. В Америке, например, при разговоре об известном политике чаще спрашивают не о том, кем он является и что собой представляет, а кто его спин-доктор.
Население в основном имеет дело с сообщением, что исходит от политика. В качестве материала сообщения может быть рассказ о личности лидера, его деятельности, биография, демонстрация его персоны, стиля поведения, разного рода политическая символика. Специфика четвертой особенности состоит в том, что любое сообщение, исходящее от лидера-политика должно быть создано с учетом ожиданий и интересов получателя и рассчитано на его восприятие, тогда цель «оказать влияние» при успешной коммуникации будет достигнута. Современная политическая коммуникация — это одновременно влияние лидера на «реципиентов» и их согласие с получаемым сигналом, значением, ведь последователи в конечном итоге должны принять предлагаемую картину мира [8, с. 178]. Политическая коммуникация в процессе установления отношений «лидер — последователи» играет немаловажную роль: она создает новый политический мир, который публика воспринимает как реальность.
При определении специфики образа Президента стоит обратить внимание на исследованную М. Вебером типологию легитимного господства. Вебер задается вопросом, от чего люди склонны подчиняться и оправдывать господство политиков, и в поисках ответов он обращается к категории «вера». Так он выводит три «чистых» типа внутренних оправданий господства. Первый тип — это вера в «авторитет вечно вчерашнего» (традиционное господство); второй тип — вера в «авторитет внеобыденного личного дара» (харизматическое господство); третий тип — это легальное господство, основанное на вере в обязательность закона и установленных правил [1, с. 646].
Нас интересует специфика харизматического господства, поскольку основой президентского образа в России, как правило, является харизматичность. Среди составляющих феномена харизматичности политического лидера можно выделить следующие: (1) базис харизматичности — тип личности политика и элементы его имиджа. Как правило, харизма свойственна пассионариям — людям, которые в силу своего темперамента, личностной психологии и активности стремятся к власти. В случае отсутствия таких элементов построение соответствующего имиджа благодаря действиям политтехнологов все же будет возможным. (2) Ментальные особенности населения, относительно которых держится харизма. В культурной традиции российского народа такими особенностями являются патернализм и этатизм. В этой связи можно говорить о некой предрасположенности и интересу к харизматическому лидеру. (3) Ситуативные моменты оказывают сильное влияние на развитие харизмы у лидера. Говоря языком социолога Э. Дюркгейма, в периоды аномии, то есть социально-экономических и политических кризисов, ценностного вакуума у лидеров-политиков появляется новые шансы для привлечения последователей. И именно в эти периоды кризиса харизматики в большей степени соответствуют ожиданиям масс [6]. Таким образом, харизма становится своего рода спутником образа современного политического лидера, и в особенности президента, если все вышеперечисленные составляющие феномена харизматичности присутствуют.
Говоря о специфических особенностях, присущих образу Президента следует учитывать, что институт президентства в нашей стране обладает большими полномочиями, нежели институты законодательной или судебной власти. Выборы Президента России относятся, как правило, к выборам «первого порядка». Об этом свидетельствуют относительно высокая явка в сравнении с выборами депутатов Государственной Думы, постоянный накал страстей в СМИ, а также значительное влияние личности политика на электоральный выбор. В результате, к кандидатам на пост Президента население предъявляет более высокие требования, поскольку гражданам важно иметь и осуществлять возможность выбора в пользу того, кто будет управлять страной. В данном контексте образ настоящего и будущего Президента должен как минимум — соответствовать запросу общества, как максимум — предлагать идеи, способные консолидировать общество.
Помимо этого важной специфической особенностью образа Президента в современном мире становится его способность и умение быть «лицом» страны, которую он представляет на международной арене [4, с. 84]. Это связано с тем, что при конструировании образа страны такой компонент как образ лидера является ключевым, поскольку он способен оказать влияние на образ страны в целом.
Исходя из вышесказанного, президент как особый вид политического лидера является ведущим лицом всего политического процесса; функционирование в эпоху информационного общества навязывает ему определенные модели поведения с общественностью — чтобы добиться расположения аудитории, необходимо создавать образ с учетом запросов общества. И наконец, умелое использование средств политической коммуникации предоставляет политическому лидеру более широкие возможности по созданию необходимого образа и реализации своих политических целей.
Литература:
- Вебер М. Политика как призвание и профессия / / Вебер М. Избранные произведения / Пер. с немецкого, сост., общ. ред. Ю. Н. Давыдова. — М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
- Гринстайн Ф. И. Личность президента и лидерство / Ф. И. Гринстайн // Социология власти. — 2007. — № 1. — С. 171–180.
- Егорова-Гантман Е. В. Имидж лидера: психологическое пособие для политиков / Е. В. Егорова-Гантман. — М.: О-во Знание России, 1994. — 264 с.
- Николаева Ю. В., Боголюбова Н. М. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен / Ю. В. Николаева, Н. М. Боголюбова. — СПб: СПбКО, 2009. — 416 с.
- Пушкарева Г. В. Homo politicus: политическая реальность и политический дискурс / Г. В. Пушкарева // Общественные науки и современность. — 2013. — № 5. — С. 90–100.
- Суворов С. А. К вопросу об образе президента в современной России [Электронный ресурс] / С. А. Суворов, С. Д. Мельникова // Общество, общности, человек: в поисках «вечного мира». Материалы III международной научной Интернет-конференции. — Тамбов, 2010. — URL: http://elect-assist.ru/question-about-image-of-president-in-contemporary-russia/.
- Шестопал Е. Б. Политическая психология: Учебник для вузов / Е. Б. Шестопал — М: Инфра-м, 2002. — 448 с.
- Щербинина Н. Г. Теории политического лидерства. Учебное пособие / Н. Г. Щербинина. — М.: «Весь мир», 2004. — 184 с.