Региональный политический лидер в структуре политической системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 29.04.2014

Статья просмотрена: 9209 раз

Библиографическое описание:

Кряжева, Ю. О. Региональный политический лидер в структуре политической системы / Ю. О. Кряжева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 623-625. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10679/ (дата обращения: 19.11.2024).

Региональный политический лидер является актором властных отношений реализуемых путем взаимодействия трёх элементов: центральные органы власти — руководитель, лидер — общественные массы. Назначение на должность осуществляется центральными органами власти. Общественные массы, то есть граждане России, проживающие на территории региона, чьи интересы представляет лидер. Из данной схемы мы видим, что политический лидер в регионе занимает двоякое положение. С точки зрения занимаемой должности он является официальным лицом​ и так как «нанимает» его на эту должность Президент РФ, то и отчетность за проводимую политическую деятельность руководитель несет перед работодателем (глава государства). С позиции общественности, лидер является представителем региона и выразителем мнения его народных масс. Для повышения эффективности лидерской деятельности население региона должно ему симпатизировать и признавать в нем ведущего. Региональный лидер должен быть их представителем и одновременно проводить политику продуктивной работы со структурами власти общегосударственного уровня.

Как представитель населения политический лидер региона является публичным политиком. В пространстве публичном политики лидер освещает свое мнение относительно событий затрагивающих интересы региона, позиционирует себя как личность, выполняющую определенную роль и подтверждает свои качества лидера. С одной стороны наблюдается ограниченность регионального лидера границами полномочий должностного лица, но с другой стороны именно должность расширяет возможности лидера как представителя общественности.

Лидер «стараясь воплощать в реальном поведении те черты привычного образа, которыми он наделен как лидер в общественном мнении».  [9, с. 69] Публичная политика непосредственно позволяет политику реализовать свои лидерские качества в региональном масштабе или более крупном.

Рассматривая региональное политическое лидерство, как форму осуществления властных отношений мы можем определить измерения его образования. Амелин В. Н. определил их как: 1.«ось представительства», 2. «институциональная ось» и 3. «ось политической деятельности». Первая ось представляет собой пространство образования политического лидерства в результате отношений лидера и группы, чьи интересы он реализует. Второе измерение отражает взаимодействия элиты, социальных институтов и политического лидера. Третья ось включает саму лидерскую деятельность, то есть технологии решения задач. Анализируя региональное политическое лидерство как феномен, мы видим необходимость введение такого измерения как «ось внешнего взаимодействия» и охарактеризовать её как профессиональные отношения складывающиеся между региональным политическим лидером и центральной властью. Изучение первого и четвертого измерения позволяет определить истоки политической власти регионального лидера.

Важным фактором регионального политического лидерства​ выступает «обладание властью в формальных или неформальных организациях» [4, c.88].

Анализ демократических процессов в России (как в целом, так и в регионах) выявили типы политических структур данного типа. Н. Купчин отнес к особенностям неформальных структур:

1.      Долгое существование;

2.      Социальный характер формирования;

3.      Связь членов групп через эмоции;

4.      Общественная поддержка членов групп;

5.      В результате внутренних отношений формируется своя культура и идеология, рассматривающийся как типичная модель поведения;

К формальным можно отнести структуры, обладающие чертами:

1.         Представлены 3 типами: формальные (органы местного самоуправления), неформальные политические организации (политические партии), неофициальные политические организации (профсоюзы).

2.         направлены на ограничение деятельности политических лидеров и усиления контроля.

3.         связь группы выражена в желание достижения определенных результатов, поэтому представляет собой более слабою.

Положение регионального лидера в данной системе неоднозначно. Он может быть выходцем одной из представленных структур, а может осуществлять сотрудничество сразу с двумя, пользуясь преимуществами каждой.

Он должен «обеспечить как демократичность, так и эффективность работы всей системы» [5, с. 42]. Как отмечают авторы, внутри данных структур формируются политические лидеры, классифицировать которых можно согласно среде их выдвинувшая: «формальных и неформальных» [1,c. 142].

Неформальное или реальное «лидерство должно быть отделено от формального занятия должности» [14, с. 83].

Неформальный лидер — это член группы, который наиболее полно в своем поведении отвечает групповым ценностям и нормам. Он ведет группу, стимулируя достижения групповых целей и проявляя при этом более высокий уровень активности в сравнении с другими членами группы. К характерным чертам формальных лидеров относят позиция занимаемой должности («глава администрации или региона»). Лидер назначается или выбирается в формальных структурах, занимая тем самым, роль официального руководителя. Политический лидер может оказывать влияние на взаимодействие формальных и неформальных структур в политической системе. Влияние может осуществляться лидером разнообразными способами: путем взаимодействия с политическими институтами, соперничества с ними, руководства ими и создания новых структур.

В любых случаях лидер может выступать на стороне неформальных и формальных институтов и представлять оба типа структур. «Для граждан, которые могут никогда близко не познакомиться с политическим деятелем, его образ по сути — своего рода заменитель его личности, и они будут судить об этом человеке исключительно по доступной им публичной составляющей этого образа» [13, c. 47]. На сегодняшний момент ясно, что «граждане имеют дело не с реальным политиком, а с некой виртуальной реальностью внешней стороной проявления его личности, то есть его публичным образом» [10, c. 133]..

Выбирая между лидером публичным и закрытым, первый является более востребованным для современного общества. Сегодня для политика важно уметь действовать в публичном пространстве «при внесении предложений по кандидатурам учитываются их опыт публичной (государственной и общественной) деятельности». Он открыт для критики, и находится в постоянном поле зрения общественности. Предсказуемый характер деятельности публичного политика выступает из возможности получения информации о нем в публичном пространстве и проследить тенденции. Публичный политик имеет возможность балансировать интересами разного уровня. Принимая решения, он имеет комплексную картину,​ что делает возможным анализа последствий. Данные качества делают возможным формирования лидера. И именно на этом этапе региональному политическому лидеру необходим «образ».

Анализируя образ политического лидеры мы ограничиваемся проблематикой «восприятия населением этого политического лидера» [6, c.150]. Образ формируется в виртуальном пространстве, которая находит свое выражение в отражении СМИ и глобальной сети Интернет Последний занимает с каждом годом все более важные позиции в системе политики региона. С одной стороны, виртуальное пространство результат технологических изменений в обществе и является искусственным продуктом. В то же время виртуальность стала частью реальной жизни людей, в которой проходят общественно-политические процессы. Продукт данных процессов, то есть деятельность политиков или отчет по ним видится населением в отражении телевизионных передач или интернета. Теперь это стало нормой как для потребителей данной виртуальной продукции, так и для объектов их вещания (политических деятелей). Норма привела к отожествлению реальных личностных восприятий и восприятия тех же процессов и личностей отражающихся в современных сферах коммуникаций Формирование​ образа политического деятеля как лидера проходит через синтез общей информации о нем в телевиденье и интернете, и представляет складывание в общую картину или образ — знание.

Находя свое отражение в СМИ лидер передает информацию о себе последователям. Причем канал коммуникаций проходит в одностороннем порядке. Следует отметить особенности понятия «образ политического лидера». Во-первых, не имеет значения градус (положительно или отрицательно) его восприятия; Образ в первую очередь это искусственно созданная конструкция, которая показывает субъективный характер реальности. Целью лидера является повышение уровня доверия граждан, что и достигается с помощью образа, путем реализации желаемого. Образ политического лидера отражает «коллективную субъектность группы» [7, c. 27].

Проводя исследование для выявления личных качеств регионального политического лидера, мы столкнулись именно с образом гипотетического политика, который в сознании общественности мог бы соответствовать данной роли.

Таким образом, политическое лидерство выступает в качестве механизма управления общественной жизни. Образ понимается как отражение субъективной действительности», он является необходимым элементом политического лидерства в региональном пространстве, так как стимулирует взаимопонимание между обществом и лидером и снижает возможность отторжения личности лидера. Для эффективной деятельности лидера в региональном пространстве необходимо: соотношение категорий власть и авторитет власть должна базироваться на авторитете, сливаться с ним, общественное признание. Критерии анализа выступают степени его вовлеченности в публичную политику, о связях в политической элите, возможностях воздействовать на политическую ситуацию», и «институциональные структуры» с которыми идет взаимодействие.

Литература:

1.                  Авцинова Г. И. Политическое лидерство // Государство и право. –1993. № 5. — С.138–146.

2.                  Амелин В. Н. Власть как общественное явление // Политика: проблемы теории и практики. Вып. 7. Ч. 2. М., 1990. — 78 с.

3.                  Гржейщак С. Е. Региональное политическое лидерство в современной России: институциональный аспект // общественные науки и современность. — 2000. — № 1. — С. 21–36.

4.                  Кретов Б. И. Политологическая теория лидерства. // Социально-гуманитарное знание. — 2000. — № 3. — С. 84–102.

5.                  Купчин Н. Н. Политическое лидерство как фактор демократических преобразований в России //Власть. — 2008. — № 11. — С. 42–46.

6.                  Кулеш Е. А. Образ регионального лидера современной России: специфика консультирования // Вестник Томского государственного университета. — 2011. — № 3(15). — С.150–158.

7.                  Нечаев В. Д. Региональный миф в политической культуре современной России. М., 1999. — 130 с.

8.                  Рыскова Т. М. Политический портрет как метод диагностики статуса и влияния политического лидера // [Вестник Московского университета. Сер. 12, Социология и политология. –1996. — № 4. — С. 109–113.

9.                  Тулеев A. M. Политическое лидерство в современной России. Региональный ракурс. М.: Мысль, 2000. — 231 с.

10.              Пищева Т. Н. Барьеры восприятия публичного образа политика // Политические исследования. — 2000. — № 4. — С. 132–135.

11.              Пищулин Н. П., Сокол С. С., Фролов В. А. Политическое лидерство: общественное мнение о процессах и институтах // Социально-политическое науки. — 1990. — № 5. — С. 41–47.

12.              Рыскова Т. М. Лидерство в современном российском обществе: региональное измерение // Вестник Московского университета.  Сер. 12, Политические науки. — 1998. — N 6. — С. 66–72.

13.              Шестопал Е. Б. Политическое лидерство в новых условиях: смена парадигмы восприятия //Политические исследования. — 2012. — № 3. — С.47–57.

14.              Штукина Т. А. Региональное политическое лидерство в современной России // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 12, Политические науки. — 2008. — № 1. — С. 78–88.

Основные термины (генерируются автоматически): политический лидер, лидер, региональный лидер, региональный политический лидер, образ, политическое лидерство, публичный политик, региональное политическое лидерство, виртуальное пространство, политический деятель.


Задать вопрос