Имидж лидера: составляющие индивидуального стиля руководителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Дата публикации: 24.04.2017

Статья просмотрена: 4585 раз

Библиографическое описание:

Великанов, В. В. Имидж лидера: составляющие индивидуального стиля руководителя / В. В. Великанов, М. В. Родькина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 248-251. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42449/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье раскрывается содержание понятие имиджа в зарубежной и отечественной литературе; на основе детального анализа представлено разграничение исследуемого феномена от смежных понятий — «авторитет», «репутация», «стереотип»; определены составляющие индивидуального стиля руководителя.

Вопросам формирования и развития имиджа уделяли внимание представители разных сословий на различных исторических этапах. Цицерон, раскрывая природу имиджа, заметил: «...нам было легче всего казаться такими, каковы мы были в действительности — хотя важнее всего, чтобы мы были такими, какими хотим считаться.»... Макиавелли Н., в трактате «Государь» составил портрет имиджа идеального, указав, среди качеств, необходимых государю следующие: сострадание, верность слову, искренность, честность, милостливость, прямодушие, благочестие.

Рассмотрим содержание понятия «имидж» в зарубежной и отечественной научной литературе.

Первое обращение исследуемому нами термину появилось в начале 60-ходов XX века в сфере рыночных отношений как инструмент психологической борьбы за потребителя. С течением времени знания, накопленные в данной области знаний, оформились в науку имиджведение (основоположник — К. Боулдинг). Далее, термин «имидж» получил широкое распространение в рамках избирательных компаний США.

Сам термин «имидж» происходит от английского слова «image», которое, в свою очередь, происходит от латинского «imago». Причем, в английском языке слово «image» имеет как минимум 5 значений («образ», «статуя (идол)», «подобие», «метафора», «икона»). Однако, чаще всего используется значение — «образ».

В настоящее время термин «имидж» в научной литературе имеет большое количество различных определений, авторами которых первоначально являлись Н. Вейл, П. Друкер, Ф. Котлер, П. Берд, Э. Сэмпсон, Э. Барноу, К. Болдинг, Д. Ягер и многие другие.

Так, в работах П. Берд имидж определяется как «общее впечатление, которое человек производит на окружающих. Оно складывается из того, как субъект представляет людям свои идеи, как ведет себя в обществе, как одевается, как говорит, что говорит и делает. Учитывая вышеизложенное, личный имидж определяет и имидж работы человека и организации в целом, становясь визитной карточкой» [1].

«Ваш личный имидж является картинкой вас. У вас не может не быть имиджа! Хотите вы этого или нет, другие видят то, что вы сами избрали для показа им» [9], — пишет Э. Сэмпсон. Данный авторский тезис можно оценить с позиции саморекламы. «Картинка снаружи рекламирует то, что есть внутри»,- считает Э. Сэмпсон [9].

Дж. Ягер, включает в свое определение, прежде всего внешние характеристики личности: «имидж складывается из всей совокупности черт вашего облика, речи, манеры поведения и даже умения общаться с людьми».

Пристальное внимание вопросы исследования имиджа находят в научных исследованиях, посвященных различным аспектам рекламного бизнеса — труды П. Вейла, М. Вудкока и Д. Френсиса, П. Друкера, Ф. Котлера, Д. Мерсера, Ф. Дж. Роджерса и других.

Анализ представленных выше работ и исследований показал, что они не имеют своей целью теоретические обобщения. Так, по справедливому замечанию Березиной Д. В. [2], Коско А. А. [4] эти работы — практикоориентированы и содержат рекомендации (иногда до крайности) о том, как смотреть, как ходить, что говорить и т. д. Соответственно, и определения, представленные в указанных работах, тоже максимально ориентированы на практику.

Изучение имиджа в рамках отечественной науки началось во второй половине XX столетия (авторы — В. М. Шепель, А. П. Жмыриков, Е. В. Егорова-Гантман, И. Д. Ладанов, О. Л. Феофанов и др.). Причем исследовались в основном отдельные характеристики, составляющие имидж.

Считается общепризнанным, что одним из первых, кто ввел понятие «имидж» в специальную русскоязычную литературу, был О. Феофанов. В своей работе «США: реклама и общество», появившейся в 1974 г., он рассматривает имидж «как основное средство психологического воздействия». Такая тенденция сохранялась в науке достаточно долго, — так и в 70-Х годах имидж рассматривали исключительно как средство манипулирования массовым сознанием.

В 90-х годах В. М. Шепелем была сформирована новая отрасль — имиджелогия — как наука о технологии личного обаяния. В. М. Шепель подчеркивает ее «практическое предназначение — сделать людское общение радостным и взаимопритягательным. Обаяние личности всегда было и остается наимощнейшим фактором впечатляющего воздействия на тех, с кем она общается». Благодаря В. М. Шепелю было преодолено стереотипное представление об имидже.

Однако, несмотря на многочисленные исследования, в настоящее время в отечественной и зарубежной литературе отсутствует устоявшееся определение понятия «имидж»; большинство исследователей отождествляют понятие «имидж» с такими понятиями как «образ», «мнение», «репутация», «авторитет» и другие.

Мы придерживаемся точки зрения В. М. Шепеля, который определяет имидж как «искусство обаяния», «увеличительное стекло, которое обнаруживает деловые и личностные качества людей» [10] и разводит понятия «имидж» и «образ». Исследователь утверждает, что имидж не тождественен образу, имидж является внешним отражением образа.

Отечественные авторы-теоретики, а также практики-имиджмейкеры (П. Г. Комлев, Г. Г. Почепцов, В.М, Шепель, С. Е. Ананьева, E. Б. Перелыгина и др.) предлагают различные варианты типизации и структуризации имиджа.

Так, Г. Г. Почепцов рассматривает имидж с трех позиций: с функциональной (выделяют различные типы в соответствии с аспектами функционирования. Например, зеркальный, текущий, желаемый, корпоративный и множественный), контекстной (различные контексты реализации), сопоставительной (сравнение разных имиджей, близких по природе) [7].

Е. Б. Перелыгина, учитывая в основе мотивацию, выделяет имидж самоощущения и имидж восприятия. Указанные типы индивидуального имиджа по мнению автора могут содержать в себе свойства как одного, так и другого. Другими словами, перечисленные имиджи совершенно не являются взаимоисключающими [6].

Другие исследователи выделяют три вида индивидуального имиджа: самоимидж, реальный, идеальный внося свои авторские названия в эту структуру. Так, С. Ф. Лисовский различает объективный имидж (впечатление об образе), субъективный (представление команды о своем руководителе) и моделируемый имидж (целенаправленно формируемый) [5].

Обратимся к выделению специфики имиджа руководителя. Общеизвестно, что руководитель — это официально назначенное лицо, которое управляет, контролирует и несет юридическую ответственность за деятельность коллектива (организации).

Имидж руководителя включает разнообразные характеристики — личностные качества; организационные, управленческие способности; характеристики, сближающие руководителя с социумом.

Структурную схему имиджа руководителя предлагает отечественный исследователь Е. В. Егорова-Гантман. Исследователь выделяет три группы составляющих имиджа руководителя: персональные (физические и психологические особенности, тип личности и т. д.), социальные (должностной статус, происхождение и т. д.), символические (идеология) [3].

Причем, если первые две группы — гибкая часть имиджа, подвержена изменениям, связанными с реальной ситуацией, то последняя, третья группа — неизменна, поскольку, как нами уже было отмечено, связана с идеологией, которая не подлежит таким быстрым временным изменениям.

Райков А. выделяет четыре группы составляющих (автор еще их называет условиями сформированности имиджа), каждая из которых вносит свой определенный вклад в создание целостного имиджа: группа персональных составляющих (по аналогии с Е. В. Егоровой-Гантман, автор включает в данную группу физические и психологические особенности, тип личности и т. д.); группа социальных составляющих (по аналогии с Е. В. Егоровой-Гантман, автор включает в данную группу собственно сам статус руководителя, причем не только официальный, регламентируемый официальной должностью, а также происхождение, личное состояние и т. д.); личная миссия руководителя — стратегическое видение руководителя себя в настоящий момент и в будущем); ценностные ориентации руководителя [8].

Учитывая вышеизложенное, в самом общем виде структуру имиджа руководителя можно представить следующим образом (рис. 1):

Рис. 1. Структура имиджа руководителя.

Причем, как отмечают многие исследователи, кроме указанных на рисунке компонентов, в структуру имиджа могут входить и другие, дополнительные элементы.

Таким образом, в подведении итогов данной статьи можно сформулировать следующие выводы:

‒ понятие «имидж» — довольно сложное понятие, как по своему объему, так и по содержанию;

‒ понятие «имидж» формировалось в поле зрения разных наук и стало практически междисциплинарным понятием;

‒ в развитии понятия «имидж» выделяют несколько этапов — от самого простого, этимологического, до научно структурированного понятия;

‒ имидж определяют как совокупность внешних характеристик; как совокупность внешних характеристик и поведенческих навыков; имидж не только как совокупность всех вышеназванных компонентов, но и объект; все компоненты при этом играют роль имиджформирующей информации; как устойчивое мнение, которое складывается у реципиента на основе воспринятой информации, как репутация объекта или явления.

Имидж руководителя — это целостная, индивидуальная характеристика его личностных и профессиональных, которые в виде образа воспринимается членами коллектива и другими лицами, находящимися с ним во взаимодействии, как прямом, так и косвенном.

Литература:

  1. Берд П. Социально-психологические факторы профессиональной подготовки государственных служащих. — М.: 1998. — 112 с.
  2. Березина Д. В. Психологические условия формирования имиджа руководителя учреждения образовании. Автореф. … канд. психол. наук. — Новосибирск, 2006. — 37с.
  3. Имидж лидера. Психологическое пособие дня политиков / под ред. Е. В. Егоровой-Гантман. — М.: Об-во «Знание» России, 1994. — 265 с.
  4. Коско А. А. О понятии имиджа. Имидж руководителя (начальника) органа внутренних дел // Символ науки. — Выпуск № 4–4. — 2016. — С. 205–210.
  5. Лисовский С. Ф. Политическая реклама. — М.: «Маркетинг», 2000. — 181с.
  6. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. — М.: Аспект-Пресс, 2002. — 223с.
  7. Почепцов Г. Г. Профессия: имиджмейкер. 2-е изд., испр. и доп. — СПб., 2001. — 256 с.
  8. Райков А. Имидж как инструмент управления // Информация и бизнес. — 2012. — № 2. — С. 37–41.
  9. Сэмпсон, Э. Имиджелогия. — М., 1995. — 40 с.
  10. Шепель В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 472 с.
Основные термины (генерируются автоматически): имидж, имидж руководителя, индивидуальный имидж, образ, структура имиджа руководителя, характеристика.


Похожие статьи

Самостоятельная работа студентов по созданию собственных образовательных продуктов как средство компетентной профессиональной деятельности будущего учителя в условиях продуктивного обучения

В статье рассмотрены история, предпосылки (международные, отечественные), способствующие возникновению и развитию феномена «продуктивное обучение». Представлены сущностные характеристики и особенности исследуемого понятия. Раскрыты содержательные асп...

Понятие «личный бренд», области его применения: теоретические аспекты

В статье рассмотрена актуальная тема, относительно новое явление для российской действительности — персональный бренд. Авторами предпринята попытка провести обзор научных подходов отечественных и зарубежных исследователей к толкованию понятий «бренд»...

Государственные служащие: особенности формирования современного имиджа

В работе рассмотрена проблема имиджа государственных служащих в глазах граждан. Для этого определен термин «имидж», учитывая мнение разных авторов. Также проанализирована роль имиджа государственных служащих для самой государственной политики и орган...

Лидерская позиция в современном обществе

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа разных типов личности человека, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности человека в современном обществе, ее перспектив...

Развитие конкурентных преимуществ ресторанного бизнеса

В данной статье рассмотрен ряд конкурентных преимуществ ресторанного предприятия, условиях их применения и формирования. Особое внимание уделяется вопросу управления ресторанным предприятием в целом, опираясь на изменения, как внешней, так и внутренн...

Некоторые аспекты интерпретации понятий «задание» и «упражнение»

В статье раскрыта сущность понятия «задание» с позиции известных психологов и дидактов, охарактеризованы функции упражнений и заданий применительно к урокам родного языка.

Разработка методики оценки сущности бренда

Большинство методов, применяемых на практике, сводятся к оценке стоимости бренда, то есть материальной составляющей брендового капитала и практически не затрагивают субъективную составляющую. Анализ специализированной литературы и маркетинговой практ...

Понятие мотивации трудовой деятельности

В статье идет речь о мотивации трудовой деятельности персонала. Рассматриваются задачи и функции мотивации, факторы, влияющие на мотивацию труда. Дается определение понятиям «потребность», «мотив», «стимул», «вознаграждение. Проводится сравнение данн...

Электоральное поведение: проблемы определения понятия

Проблема определения понятия «электоральное поведение» продолжает оставаться актуальной темой исследования в политической науке по причине недостаточной изученности данного явления. В статье приведена попытка определения понятия электорального поведе...

Социокультурные предпосылки творчества «сетевых поэтов» (на материале творчества Димы Птицами)

Материал статьи содержит обзор и анализ тенденций современного литературного процесса с точки зрения новых форм подачи творческого материала. Приводится пример реализации творческого потенциала посредством «блога», вводится и раскрывается основное со...

Похожие статьи

Самостоятельная работа студентов по созданию собственных образовательных продуктов как средство компетентной профессиональной деятельности будущего учителя в условиях продуктивного обучения

В статье рассмотрены история, предпосылки (международные, отечественные), способствующие возникновению и развитию феномена «продуктивное обучение». Представлены сущностные характеристики и особенности исследуемого понятия. Раскрыты содержательные асп...

Понятие «личный бренд», области его применения: теоретические аспекты

В статье рассмотрена актуальная тема, относительно новое явление для российской действительности — персональный бренд. Авторами предпринята попытка провести обзор научных подходов отечественных и зарубежных исследователей к толкованию понятий «бренд»...

Государственные служащие: особенности формирования современного имиджа

В работе рассмотрена проблема имиджа государственных служащих в глазах граждан. Для этого определен термин «имидж», учитывая мнение разных авторов. Также проанализирована роль имиджа государственных служащих для самой государственной политики и орган...

Лидерская позиция в современном обществе

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа разных типов личности человека, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности человека в современном обществе, ее перспектив...

Развитие конкурентных преимуществ ресторанного бизнеса

В данной статье рассмотрен ряд конкурентных преимуществ ресторанного предприятия, условиях их применения и формирования. Особое внимание уделяется вопросу управления ресторанным предприятием в целом, опираясь на изменения, как внешней, так и внутренн...

Некоторые аспекты интерпретации понятий «задание» и «упражнение»

В статье раскрыта сущность понятия «задание» с позиции известных психологов и дидактов, охарактеризованы функции упражнений и заданий применительно к урокам родного языка.

Разработка методики оценки сущности бренда

Большинство методов, применяемых на практике, сводятся к оценке стоимости бренда, то есть материальной составляющей брендового капитала и практически не затрагивают субъективную составляющую. Анализ специализированной литературы и маркетинговой практ...

Понятие мотивации трудовой деятельности

В статье идет речь о мотивации трудовой деятельности персонала. Рассматриваются задачи и функции мотивации, факторы, влияющие на мотивацию труда. Дается определение понятиям «потребность», «мотив», «стимул», «вознаграждение. Проводится сравнение данн...

Электоральное поведение: проблемы определения понятия

Проблема определения понятия «электоральное поведение» продолжает оставаться актуальной темой исследования в политической науке по причине недостаточной изученности данного явления. В статье приведена попытка определения понятия электорального поведе...

Социокультурные предпосылки творчества «сетевых поэтов» (на материале творчества Димы Птицами)

Материал статьи содержит обзор и анализ тенденций современного литературного процесса с точки зрения новых форм подачи творческого материала. Приводится пример реализации творческого потенциала посредством «блога», вводится и раскрывается основное со...

Задать вопрос