Электоральное поведение: проблемы определения понятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 01.03.2019

Статья просмотрена: 1586 раз

Библиографическое описание:

Медведев, В. Ю. Электоральное поведение: проблемы определения понятия / В. Ю. Медведев, А. Р. Панкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 63-64. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56880/ (дата обращения: 22.12.2024).



Проблема определения понятия «электоральное поведение» продолжает оставаться актуальной темой исследования в политической науке по причине недостаточной изученности данного явления. В статье приведена попытка определения понятия электорального поведения, выявление подходов, факторов и типов электорального поведения, дано авторское определение понятии «электоральное поведение».

В современной политологии одним из значимых определений считается электоральное поведение. Система выборов довольно значимый механизм демократии в создании административной общественно-политический силы в стране, по этой причине весьма немаловажно понимать ключевые основы развития электорального поведения из числа жителей государства. Однако в русской политологической литературе отсутствует конкретное определение электорального поведения. Но сущность этого термина подразумевается весьма многообразно.

С одной стороны, под электоральным поведением зачастую подразумевается модель проявления политического поведения людей по поводу делегирования своих возможностей. С другой стороны, электоральное поведение считается составляющей политического поведения, что предполагает собою комплекс взаимодействий общественных субъектов в работе общественно-политической системы.

Эксперт в области общественно-политического маркетинга Ф. Н. Ильясов под электоральным поведением подразумевает «содействие субъекта в избраниях в органы представительной власти, а кроме того референдум за конкретного кандидата либо партию» [1, с. 25].

В политической науке сформировались три основных подхода определяющие электоральное поведение.

Первый подход, социологический, основан на признании преобладающего воздействия социальных факторов: социального статуса и социальной среды. Основателями этого подхода считаются А.Зигфрид, С. М. Липсет, С.Роккан, П.Лазерсфельд, Б.Берельсон. А. Зигфрид впервые разработал аналитическую модель, объясняющую мотивы голосования.

Согласно его суждению, развитие общественно-политических взглядов и предпочтений жителей обуславливается соответствующими условиями: особенностями управленческого и общественно-политического формирования региона; общественной структурой и религиозными предпочтениями регионального сообщества; природно-географическими особенностями [2, с. 48].

Социально-психологический подход базируется на главном условии, оказывающий большое влияние на голосование –это партийная либо идеологическая идентификация. Основоположниками данного подхода являются ученые Мичиганского института: А.Кэмбелл, У.Миллер, Ф.Конверс и прочие. В их трудах была применена «воронка причинности» — форма, дозволяющая принимать во внимание совместное воздействие на голосование разных условий доминирования партийной идентификации. Одной из наиболее поздних концепций изучения электорального поведения считается «теория рационального выбора», развывшаяся из-за определенной ограниченности предыдущих концепций. Основополагающим трудом в этом направлении стала работа Э. Даунса «Экономическая теория демократии», его главная идея заключается в следующем: «каждый гражданин голосует за ту партию, которая, как он полагает, предоставит ему больше выгод, чем любая другая» [3, c. 36]. Даунс также отводил значительную роль идеологическим установкам.

Описывая ключевые модели электорального поведения, сформировавшиеся в иностранной общественно-политической науке, невозможно пройти мимо формирования данных теорий в Российской федерации.

Так, российский политолог и политический географ Р. Ф. Туровский акцентировал следующие условия электорального поведения [4, c.78]:

  1. Фактор общественно-финансовых условий. Прослеживается эффективность наибольшего количества голосов за оппозицию в регионах и городах с серьезными общественно-финансовыми критериями.
  2. «Отраслевое голосование». Партии обращаются к избирателям разных высококлассных групп и обретают их помощь.
  3. Национальный фактор. В государственных республиках существенную значимость представляют местные власти, которые больше всего осуществляют контроль над местными СМИ и подобным способом оказывают большое влияние на жителей.
  4. Фактор возрастной структуры населения. Итоги голосования непосредственно связанны с возрастным составом жителей и, в соответствии с долей различных возрастов.
  5. Местные условия. Имеются местные требования, которые накладываются на голосования и никак не зависят от других. Это происходит в какой-то исторической данности.

Также выделяют и такие факторы в электоральном поведении, как долгосрочные и краткосрочные. К долгосрочным причисляют такие факторы как: пол, возраст, тип поселения, образование, доход, сфера профессиональной деятельности, религиозная и национальная принадлежность. К краткосрочным причисляются экономическая конъюнктура, влияние средств массовой информации, воздействие политических лидеров, ведения избирательной кампании и ряд других.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что электоральное поведение включает в себя процесс принятия гражданами своего решения по поводу участия или неучастия в выборах за того или иного кандидата.

Литература:

  1. Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах [Текст] / Ильясов Ф. Н. — М.: ИМА-пресс, 2000. — 200с.
  2. Охременко И. В. Электоральное поведение: теория вопроса [Текст]: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1. / Охременко И. В. — Волгоград, 2002. — 52с.
  3. Downs A. An Economic Theory of Democracy [Text] / Downs A. — N.Y., 1957. — 57p.
  4. Туровский Р. Ф. Политическая география [Текст] / Туровский Р. Ф. — Москва-Смоленск, 1999. — 381с.
Основные термины (генерируются автоматически): электоральное поведение, политическая наука.


Похожие статьи

Библиографическое исследование сущности интеллектуального капитала и его роли в современном обществе

Данная статья посвящена библиографическому исследованию сущности интеллектуального капитала и его роли в современном обществе. Проведенное исследование позволяет выявить разные трактовки понимания интеллектуального капитала, выявить их общие черты и ...

Потребительский экстремизм: понятие и пути решения

Работа посвящена исследованию определения потребительского экстремизма — понятия, которое не регламентировано в законодательстве. Рассмотрена нормативно-правовая база регулирования рассматриваемой сферы, история возникновения потребительского экстрем...

Понятие и правовая природа злоупотребления правом в науке гражданского права

В статье раскрывается аспект появления и зарождения злоупотребления правом как института. Также внимание уделяется проблеме неоднозначного толкования злоупотребления правом, приводится несколько позиций ученых относительно самого понятия.

Понятие «корпорация» в зарубежной и российской теории и практике

В данной статье рассматривается понимание такого явления, как корпорация, опыт определения и классификации данного понятия в развитых странах мира, а также возможность применения зарубежного понимания корпорации в рамках российской специфики.

Особенности и варианты использования логистического подхода к управлению знаниями в организации

Актуальность данной статьи обусловлена увеличением интереса теории и практики к логистике и управлению знаниями. Данные направления достаточно активно используются в различных сферах деятельности. Целью статьи является рассмотрение теоретической осно...

Мотивация преступления: понятие и содержание

Статья посвящена исследованию понятия «мотивации преступления» в теории уголовного права, с учетом положений психологической науки. Анализируются основные проблемы в обозначенной области. Предложено авторское определение мотивации преступления, мотив...

Правовой режим электронных расчетов в отношениях с участием потребителей

Настоящая статья посвящена проведению классификации правовых режимов, регулирующих осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации, на общие, специальные и особые с приведением примеров из действующего законодательства, делающих...

Технология проектного обучения: история и современность

Статья представляет попытку зафиксировать первые этапы формирования технологии проектного обучения. В результате проведённого анализа, касающегося истории создания метода проектного обучения, были выявлены общие признаки на начальном этапе развития м...

Экстремизм и радикализм как политологические категории: понятийно-терминологический аппарат

В статье рассматриваются определения политологических категорий таких, как экстремизм и радикализм, а также дается авторское определение данных категорий, основанное на анализе словарных статей и исследований указанных политологических феноменов.

Трансформация и закрепление термина «цифровизация» на законодательном уровне

В статье рассматривается определение термина «цифровизация» и закрепление как единого термина в нормативных правовых актах на федеральном уровне. В качестве методов исследования был использован системный анализ, контент-анализ, сравнительный анализ, ...

Похожие статьи

Библиографическое исследование сущности интеллектуального капитала и его роли в современном обществе

Данная статья посвящена библиографическому исследованию сущности интеллектуального капитала и его роли в современном обществе. Проведенное исследование позволяет выявить разные трактовки понимания интеллектуального капитала, выявить их общие черты и ...

Потребительский экстремизм: понятие и пути решения

Работа посвящена исследованию определения потребительского экстремизма — понятия, которое не регламентировано в законодательстве. Рассмотрена нормативно-правовая база регулирования рассматриваемой сферы, история возникновения потребительского экстрем...

Понятие и правовая природа злоупотребления правом в науке гражданского права

В статье раскрывается аспект появления и зарождения злоупотребления правом как института. Также внимание уделяется проблеме неоднозначного толкования злоупотребления правом, приводится несколько позиций ученых относительно самого понятия.

Понятие «корпорация» в зарубежной и российской теории и практике

В данной статье рассматривается понимание такого явления, как корпорация, опыт определения и классификации данного понятия в развитых странах мира, а также возможность применения зарубежного понимания корпорации в рамках российской специфики.

Особенности и варианты использования логистического подхода к управлению знаниями в организации

Актуальность данной статьи обусловлена увеличением интереса теории и практики к логистике и управлению знаниями. Данные направления достаточно активно используются в различных сферах деятельности. Целью статьи является рассмотрение теоретической осно...

Мотивация преступления: понятие и содержание

Статья посвящена исследованию понятия «мотивации преступления» в теории уголовного права, с учетом положений психологической науки. Анализируются основные проблемы в обозначенной области. Предложено авторское определение мотивации преступления, мотив...

Правовой режим электронных расчетов в отношениях с участием потребителей

Настоящая статья посвящена проведению классификации правовых режимов, регулирующих осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации, на общие, специальные и особые с приведением примеров из действующего законодательства, делающих...

Технология проектного обучения: история и современность

Статья представляет попытку зафиксировать первые этапы формирования технологии проектного обучения. В результате проведённого анализа, касающегося истории создания метода проектного обучения, были выявлены общие признаки на начальном этапе развития м...

Экстремизм и радикализм как политологические категории: понятийно-терминологический аппарат

В статье рассматриваются определения политологических категорий таких, как экстремизм и радикализм, а также дается авторское определение данных категорий, основанное на анализе словарных статей и исследований указанных политологических феноменов.

Трансформация и закрепление термина «цифровизация» на законодательном уровне

В статье рассматривается определение термина «цифровизация» и закрепление как единого термина в нормативных правовых актах на федеральном уровне. В качестве методов исследования был использован системный анализ, контент-анализ, сравнительный анализ, ...

Задать вопрос