В статье описаны основные компоненты президентской личности и биографический фактор лидеров РФ.
Ключевые слова: Конституция, президент, личность.
С самого раннего детства у детей постоянно спрашивают о том, кем они хотят быть, когда станут взрослыми. Что только дети не отвечают. И как правило, выбранная профессия потом очень далека от этих детских мечтаний! Многие хотят стать космонавтами, бизнесменами, банкирами и даже миллионерами. Также одним из самых распространенных ответов является желание стать президентом.
Стать президентом – вполне реальное желание для человека, который достаточно образован, с характером лидера, обладающего умом, эрудицией, знаниями во многих областях. Но и такому серьезному человеку необходимо приложить много усилий для воплощения своей мечты.
Если кто-то считает, что стать президентом – это и есть цель, то они глубоко заблуждаются. Гораздо труднее, не стать президентом, а удержаться в президентском кресле и заслужить уважение и любовь народа – вот верх политического искусства!
Институт президентства возник в Соединенных Штатах Америки и за 200 лет своего существования он распространился по всему миру, претерпевая изменения с учетом особенностей разных государств.
Президент – это выборный глава государства, избираемый на определенный срок всеобщим голосованием.
В Российской Федерации на высшем государственном посту было три политических лидера, а во главе Соединенных Штатов – сорок пять.
Российская политика зависит от индивидуальных особенностей тех, кто руководит страной в тот или иной период.
Многое зависит от того, какими человеческими качествами обладает лидер России, как проявляет себя и свою политическую роль, трактует текущие события, какими мотивами руководствуется.
Личность президента имеет сложную структуру, элементы которой находятся в постоянном взаимовлиянии, формируются в раннем возрасте и постоянно развиваются.
Были изучены основные компоненты президентской личности и биографический фактор лидеров РФ.
Борис Николаевич Ельцин стал первым Президентом России после инаугурации в 1991 г. в возрасте 60 лет. Согласно биографическим материалам, первый Президент РФ стартовал в политике с относительно скромных позиций. Его мать – портниха, посвятила себя семье. Отец – строитель, увлекался техническим изобретательством, прошел от плотника до начальника подразделения. Оба вышли из среды уральских крестьян-середняков, строго соблюдали устои старообрядчества, запрещавшие сквернословие и курение.
Ельцина отличало чувство собственного достоинства и обращение к подчиненным на «вы», нетерпимость к ненормативной лексике, благоговейное отношение к женщине и почитание семейных уз.
Ельцин играл роль «всенародно избранного монарха», используя карьерный опыт партийного чиновника и впоследствии – опального борца с коммунистической системой. В конце 1999г. добровольно ушел в отставку, что оказалось беспрецедентным в истории нашей страны.
Дмитрий Анатольевич Медведев стал первым главой государства в истории России, получившим конституционную власть в установленный законом период и в соответствии с классическим сценарием – от действующего лидера к избранному.
Дмитрий Медведев единственный ребенок в семье, его родители – интеллигенты во втором поколении. Отец – профессор, мать – преподаватель. Детские и юношеские годы Медведева прошли в Ленинграде, что повлияло на его мировоззрение, свободу мысли и самовыражения, а также уважительное отношение к теме Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда.
Дмитрий всегда много читал и по окончании школы поступил в ленинградский университет, а после него в аспирантуру, где защитил кандидатскую по частному праву и был соавтором учебника по гражданскому праву.
В преподавательском коллективе кафедры, где остался работать Дмитрий Анатольевич царила атмосфера уважения к закону, умение отстаивать точку зрения не задевая самолюбие оппонента, кем бы он ни был. Эта черта была характерна и для президента Д.А. Медведева.
Дмитрий Медведев исполнил роль президента в тандеме с влиятельным премьер-министром Владимиром Путиным.
Владимир Владимирович Путин начал исполнять обязанности главы государства с 31 декабря 1999 года в качестве Председателя Правительства России в связи с досрочной отставкой Ельцина.
Согласно биографическим материалам, предки Путина происходили из помещичьих крестьян Тверской губернии.
Семью отца скорее можно отнести не к крестьянству, а к мещанам. Дед хорошо знал сельский труд, именно это помогло семье выжить в тяжелые времена.
Отец В. В. Путина всю свою жизнь преданно служил идеалам коммунизма, редактировал заводскую многотиражку, возглавлял партийную ячейку. А его мать всегда посещала церковь и в свое время, в тайне от мужа, окрестила маленького Володю.
Большую роль в формировании личности нынешнего Президента России сыграло увлечение спортом, в особенности боевыми искусствами, которые имеют свою особую философию, воспитывают самодисциплину и привычку к самоограничениям.
Путин всегда демонстрировал твердость в подходе к решению проблем и собственное видение перспектив страны, а при кадровых назначениях опирался на собственную команду.
Путин в 2000 – 2008 гг. выступал в роли «менеджера, нанятого по контракту», опираясь на профессиональный̆ опыт кадрового разведчика. В 2012 г. Путин вернулся к модели сильного президентства в сильном государстве.
Политико-биографическое сравнение российских президентов позволяет сделать вывод о том, что их социализация проходила в разных условиях, поскольку они принадлежат к трем последовательным поколениям политических лидеров.
В процессе анкетирования были выяснены качества, которыми должен обладать идеальный президент.
Наиболее важными качествами идеального президента оказались:
1. Порядочность. Президент должен быть человеком, у которого слово не расходится с делом.
2. Здоровье, дееспособность. Президент должен быть здоров как физически, так и психически.
3. Патриотизм.
4. Профессионализм.
5. Ум, эрудиция, образованность.
КАЧЕСТВА, КОТОРЫМИ НЕ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ИДЕАЛЬНЫЙ ПРЕЗИДЕНТ:
1. Жестокость, агрессивность, авторитарность.
2. Коррумпированность, непорядочность.
3. Невежественность, необразованность.
4. Слишком молодой возраст, отсутствие опыта.
5. Болезнь, отсутствие физического и психического здоровья.
6. Отсутствие воли, мягкотелость.
Рождается ли человек таким или нужные лидерские качества развиваются в процессе жизни – вопрос, открытый для дискуссий. Можно выделить следующие этапы развития лидерства:
- Сам себе лидер – Это нулевой уровень – способность брать ответственность за свою жизнь, уметь мотивировать и дисциплинировать себя, ставить цели и достигать их.
- Лидер в ситуации – Это первый уровень —когда человек берет на себя ответственность за действия целой группы в какой-либо ситуации.
- Лидер в коллективе – Это второй уровень – лидерство уже на более высоком уровне, предполагает решение более важных и сложных целей.
- Лидер в команде – Это третий уровень – когда появляется амбициозная цель в жизни, и он собирает команду для ее достижения.
Человек должен стать сопричастным к происходящему, должен понять, что демократия, это не только право критиковать, но и личная ответственность перед потомками.