Социологическое исследование «Что бы я сказал Президенту России?» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Общественно значимое исследование Исследование о родном крае

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №6 (26) июнь 2019 г.

Дата публикации: 20.05.2019

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Верзунова, В. В. Социологическое исследование «Что бы я сказал Президенту России?» / В. В. Верзунова, И. С. Шаповалова, Э. В. Уренкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 6 (26). — С. 29-37. — URL: https://moluch.ru/young/archive/26/1558/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

Очень часто телевизионные каналы транслируют программы, в которых граждане обращаются к Президенту РФ (например, «Прямая линия с Владимиром Путиным») и знакомят с тем, что позитивного произошло в регионе, в школе, на заводе, а также просят помочь с текущими проблемами, обращаются с просьбами. Конечно, участие в таких мероприятиях недоступно для большинства молодых людей, именно поэтому нам показалось важным дать им возможность высказаться за рамками такого «прямого эфира». Цель нашего проекта — узнать, что школьники нашего города могли бы сказать Президенту России о городе, школе и о себе, о каких проблемах рассказали бы ему при встрече, какие бы осветили позитивные моменты из своей жизни и жизни города, с какими бы просьбами обратились. На основе этого можно выделить проблемы нашей территории, существующие, по мнению молодежи, и предложить позитивные изменения.

Для проведения социологического исследования нами была составлена анкета в форме обращения к Президенту РФ, в которой было предложено 11 вопросов. Все вопросы были предложены в открытом формате, что позволило получить качественную информацию, которая в дальнейшем была обработана при помощи многоступенчатого кодирования. Условно вопросы анкеты можно разбить на четыре группы: 1 — вопросы о сильных и слабых сторонах нашего города, о его проблемах; 2 — вопросы о преимуществах и недостатках нашей школы, 3 — вопросы об проблемах и потребностях учащихся, 4- вопросы о том, насколько вероятно решить обозначенные проблемы.

По данным анкетам нами в марте и апреле 2019 года были опрошены 90 учащихся одной из школ города Белгорода из третьих, пятых, шестых, седьмых, и десятых классов, в том числе: 3 класс — 26 человек, 5 класс — 23 человека, 6 класс — 16 человек, 7 класс — 20 человек, 10 класс — 5 человек. Среди опрошенных 49 девочек и 41 мальчик. Средний возраст опрошенных 12,1 лет. Данные по 90 учащимся являются репрезентативными с достоверностью 90±5 %.

Обработка полученных ответов.

Мы внесли все ответы школьников в таблицу Excel и обрабатывали все полученные анкеты, в том числе с помощью ее сервисов.

1 вопрос. За что бы ты похвалил свой город, беседуя с Президентом? Ответ на этот вопрос позволили выявить те положительные моменты, которые ощущаются школьниками нашего города, которые можно транслировать на всю страну и можно ими гордиться. Более 95 % опрошенных написали, что им есть за что похвалить наш город. Большинство ответов (47,9 %) — опрошенным нравится, что наш город чистый и красивый. Наиболее типичные ответы: «Наш город очень чистый и красивый», «Наш город ухоженный». Второй по популярности ответ — город с богатой историей (24,4 %). «Город с дружественной атмосферой» — указывают 7,8 % опрошенных.

Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос «За что бы ты похвалил свой город, беседуя с Президентом?»

 

2 вопрос. Какие проблемы своего города ты бы обозначил в разговоре с Президентом? Этот вопрос позволил выявить проблемы и трудности, которые есть в нашем городе или у жителей нашего города. Более 80 % опрошенных говорят о том, что у города и его жителей есть проблемы, только 17,8 % опрошенных говорит о том, что нет проблем или они таковы, что не стоит о них говорить Президенту. Самый популярный ответ — 31,1 % опрошенных говорят о проблемах дорог в городе (типичные ответы «Плохие дороги», «Разбитые дороги», «Нет светофоров там, где они нужны»), 14,4 % — о проблемах мусора, другие выделенные проблемы — проблемы с жилым фондом, проблемы в системе здравоохранения, с работой полицейских, с отсутствием денег (наш город «бедный»).

Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос «Какие проблемы своего города ты бы обозначил в разговоре с Президентом?

 

3 вопрос. Что бы ты попросил у Президента для города? Этот вопрос продолжает предыдущий и позволяет выявить те проблемы, которые обострены и требуют вмешательства Президента. Возможно, именно с этими проблемами не могут справиться власти нашего города. Только 14,5 % опрошенных ничего не хотели бы попросить у Президента РФ. Остальные 85,5 % — высказали такую необходимость. В ответах опрошенных вновь повторилась проблема плохих дорог (16,7 %) и новых построек зданий (7,8 %), проблема денег и как вариант снижения платежей (10 %). Однако в ответах появились иные проблемы и просьбы: о новых центрах развлечений для горожан (11,1 %) — респонденты просят о новых аквапарке, зоопарке, новом «Мега-гринне» (развлекательном торговом центре). Есть просьбы о новых парках, музеях, садах, театре, площади (14,5 %), новых школах (11,1 %), больницах, поликлинике (3,3 %).

Рис. 3. Ответы респондентов на вопрос «Что бы ты попросил у Президента для города?»

 

4 вопрос. За что бы ты похвалил свою школу, встречаясь с Президентом? С этого вопроса начинается второй блок анкеты, в которой речь идет о нашей школе. Основная цель вопрос — выявить положительные характеристики нашей школы, узнать, какое общественное мнение о нашей школе — позитивное или негативное. В целом, практические все опрошенные (96,7 %) говорят о школе в позитивном ключе. Отмечают ее как «хорошую школу» в целом (31,1 %), так и хороших учителей (45,6 %), комфортность нахождения в ней (14,4 %).

Рис. 4. Ответы респондентов на вопрос «За что бы ты похвалил свою школу, встречаясь с Президентом?»

 

5 вопрос. На какие проблемы, существующие в твоей школе, ты указал бы Президенту? Этот вопрос позволил выявить проблемы и трудности, которые есть в нашей школе. Более 80 % опрошенных говорят о том, что в школе есть проблемы. В итоге нами выявлен целый спектр проблем, среди которых самыми популярными являются плохой стадион (15,6 %), плохая столовая (13,3 %). Также были обозначены проблемы тесноты в школе (10 %), необходимости в ремонте (10 %), неудобного режима работы школы (5,6 %), неудобных туалетов (5,6 %)

Рис. 5. Ответы респондентов на вопрос «На какие проблемы, существующие в твоей школе, ты указал бы Президенту?

 

6 вопрос. Что бы ты попросил у Президента для школы? Этот вопрос продолжает предыдущий и позволяет выявить те проблемы, которые обострены и требуют вмешательства Президента. Возможно, именно с этими проблемами не может справиться администрация школы. Только 10 % опрошенных ничего не хотели бы попросить у Президента РФ для школы. Остальные 90 % — высказали такую необходимость. Самый популярный ответ — наша школа нуждается в ремонте или реконструкции. Об этом попросили 41,1 % опрошенных. Второй по популярности ответ — школе нужен стадион (14,5 %). Эти просьбы в большинстве своем повторяют те проблемы, которые были обозначены в вопросе 5 (туалеты, еда, режим работы).

Рис. 6. Ответы респондентов на вопрос «Что бы ты попросил у Президента для школы?

 

7 вопрос. Что бы ты положительного сказал о себе Президенту при встрече? С этого вопроса начинается третий второй блок анкеты, в которой речь идет о нашей школе. Основная цель вопрос — выявить отношение к себе как к ученику школы, перечень положительных или негативных характеристик учеников. Почти четвертая часть опрошенных (74,4 %) смогла сформулировать свои сильные стороны, которые можно представить Президенту. Самый популярный ответ — у меня много положительных качеств (я добрый, коммуникабельный, веселый, красивый, умный, воспитанный, дружелюбный, ответственный, честный, аккуратный) — 47,8 %. О своих достижениях в учебе сказали 16,7 % учеников (назывались, в основном, свои любимые предметы и отметки по ним), 3,3 % опрошенных говорили о том, какая у них хорошая семья.

Рис. 7. Ответы респондентов на вопрос «Что бы ты положительного сказал о себе Президенту при встрече?»

 

8 вопрос. О каких своих личных проблемах ты рассказал бы Президенту? Этот вопрос позволил выявить те проблемы и трудности, с которыми ученик сталкивается в школе и не только в школе, что его беспокоит. Большинство опрошенных не обозначили никаких проблем (56,6 %) — это самый популярный ответ. В своих ответах опрошенные упоминают о школьных проблемах (большая нагрузка, много домашних заданий) — 5,6 %, о проблемах со здоровьем (плохое зрение, проблемы со сном) — 10 %, о проблемах во взаимоотношениях (обижают старшие, не умею заводить друзей) — 11,1 %, о жилищных проблемах (5,6 %) и проблемах с деньгами (5,6 %).

Рис. 8. Ответы респондентов на вопрос «О каких своих личных проблемах ты рассказал бы Президенту?»

 

9 вопрос. Что бы ты пообещал Президенту? Этот вопрос позволяет узнать, к чему стремятся школьники, какие ставят перед собой цели. Как показало анкетирование, более четверти опрошенных (26,6 %) ничего не захотели пообещать Президенту — это самый популярный ответ. Другие ответы — буду хорошо или лучше, чем сейчас, учиться (21,1 %), буду хорошо себя вести (15,6 %), популярным ответом для мальчиков оказался ответ о том, что они будут защищать Родину (14,4 %), заботиться о городе (5,6 %). Из иных ответов — буду меньше врать, буду голосовать за Президента на выборах, и др.

Рис. 9. Ответы респондентов на вопрос «Что бы ты пообещал Президенту?»

 

10 вопрос. Что бы ты попросил у Президента для себя? Этот вопрос завершает третий блок анкеты. Цель этого вопроса — узнать о потребностях современных школьников. Более трети школьников (35,5 %) не стали просить ничего, потребностей нет или не выражены. Большая же часть школьников просит различного рода блага — деньги (14,4 %), к этим данным можно было бы добавить данные о просьбах о бесплатном образовании или оплате образования (6,7 %). Много просьб о конкретных вещах, которые школьникам хотелось бы иметь — телефоны, ноутбуки, игровые приставки, машины, скутеры (15,6 %). Еще одна группа просьб — это встречи (чаще с известными блогерами), путешествия на популярные курорты (8,9 %). В целом можно потребности школьников в большинстве своем охарактеризовать как ярко выраженные материальные.

Рис. 10. Ответы респондентов на вопрос «Что бы ты попросил у Президента для себя?»

 

11 вопрос. Как ты думаешь, исполнит ли Президент твои просьбы — для города, для школы, для себя? Это последний содержательный вопрос, который говорит об исполнимости тех просьб, которые были высказаны в вопросах 3, 6 и 10. Отдельно мы спрашивали об исполнении просьб для города, школы и себя. Большинство учащихся (84,4 %) считают, что Президент сможет исполнить их просьбы для города. 67,8 % считают, что сможет исполнить просьбы для школы.

а)б)

Рис. 11. Распределение ответов по 11 вопросу: а) исполнит ли Президент твои просьбы для города; б) исполнит ли Президент твои просьбы для школы

 

Вместе с тем большинство учеников считают, что их просьбы относительно их собственных просьб в большинстве своем выполнены не будут (51,1 %).

Рис. 12. Распределение ответов по 11 вопросу — исполнит ли Президент твои личные просьбы

 

Выводы. Направления позитивных перемен для города и школы.

  1.     Проблемы города. Городу нужны хорошие дороги. Предлагаю обратиться к мэру города с просьбой о том, чтобы, например, подъезды к школе были отремонтированы. У города существует проблема с мусором, однако данных этого проекта недостаточно, чтобы сделать предложение с решением проблемы. Например, наш город только начал проект по раздельному сбору мусора (в конце 2018 года), но вокруг школы такого сбора нет. Можно провести дополнительное исследование, например, о том, как люди города относятся к раздельному сбору мусора, будут ли они это делать. В качестве эксперимента можно попробовать раздельный сбор мусора в школе.
  2.     Проблемы школы. У школы старый стадион. Предлагаю обратиться в Департамент образования с письмом о необходимости реконструкции стадиона. Также предлагаю написать письмо от имени учащихся нашей школы к депутату горсовета о нашей проблеме. Поскольку реконструкция стадиона требует вложения больших средств, предлагаю обратиться за спонсорской помощью к крупным компаниям Белгородской области. Для решения проблемы невкусной еды предлагаю обсудить новое меню со школьниками и администрацией. Можно сделать интерактивное голосование в социальных сетях или на сайте школы. Можно организовать проект «Кухонный спецназ», который бы каждое утро фотографировал обеды, рекламировал их пищевую ценность и полезность. В школе выявилась проблема поведения и взаимоотношений между учениками. Предлагаем обсудить эту проблему на классных часах во всех классах школы. Однако данных этого проекта недостаточно: можно провести еще дополнительные исследования, например, «Об отношениях между учениками — старшими и младшими, мальчиками и девочками».
  3.     Проблемы учеников. Проблема нагрузки и больших домашних заданий — можно решить путем тренингов и упражнений по грамотному распределению своего времени. Предлагаю ввести внеурочный курс «Я всё успею!» или проводить соответствующие занятия на классных часах. Для решения других проблем — проблем со зрением, со сном — необходимо совместные усилия родителей, школы, учреждений здравоохранения.

Таким образом, социологическое исследование «Что бы я сказал Президенту РФ?» позволило выявить проблемы, которые существуют в нашем городе, школе, а также у конкретных учеников. На основании этого социологического исследования можно построить перспективы и планы дальнейшего развития.

Основные термины (генерируются автоматически): проблема, город, школа, ответ респондентов, Президент, просьба, самый популярный ответ, Президент РФ, ответ, раздельный сбор мусора.


Задать вопрос