Участие государства в структуре капитала компании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (237) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 21.12.2018

Статья просмотрена: 1988 раз

Библиографическое описание:

Леонова, И. В. Участие государства в структуре капитала компании / И. В. Леонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 248-251. — URL: https://moluch.ru/archive/237/54985/ (дата обращения: 17.12.2024).



В современной российской экономике сложилась ситуация, когда существуют отрасли, в которых государственное участие в структуре капитала занимает ведущее место, в частности: энергетика, железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс, добыча полезных ископаемых, банковский сектор, пенсионные и страховые фонды.

Участие государства в структуре капитала компаний можно разделить на три группы: [1]

1) компании, в которых государству принадлежит пакет в размере 100 %;

2) компании, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций;

3) компании, в которых государство выступает миноритарным акционером.

Особенности групп:

1) При сохранении государством 100 % капитала компании, что объясняется стратегической важностью отраслей, в которых они функционируют, государство направляет и координирует работу компаний через своих уполномоченных в акционерном обществе.

В государственных компаниях отсутствует собрание акционеров. Его заменяет совет директоров, который создается государственным органом. Данный совет осуществляет контроль над деятельностью исполнительного органа в обществе, который формируется государством.

2) Компании, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций, являются компаниями со смешанной собственностью.

Анализируя смешанную собственность, важно подчеркнуть, что наряду с отнесением организаций к определенным группам по доле собственности государства, также происходит процесс отнесения организаций к двум категориям: публичным и непубличным. Публичные и непубличные акционерные общества различаются в размещении и обращении акций на фондовый рынок, что корректирует корпоративное управление. Компании, публично обращающие свои акции на фондовом рынке, вынуждены сталкиваться с повышенными требованиями к раскрытию данных и корпоративному управлению. Для таких предприятий, акции которых в открытом доступе, особую значимость также приобретают взаимоотношения государства и миноритарных акционеров. Выступая в роли доминирующего акционера, государство может действовать вразрез с интересами миноритарных акционеров и способствовать принятию необходимых государству решений на общем собрании акционеров при отсутствии учета мнения миноритариев. Государство также имеет возможность контролировать совет директоров и его состав. Государство может иметь и другие политические и государственные задачи, реализация которых затрагивает интересы миноритарных акционеров.

Государство заинтересовано в восприятии его акционерами как прозрачного и предсказуемого субъекта, который всецело соблюдает их права. Уважая права миноритарных акционеров, государство положительно влияет на свою репутацию, в результате чего изменяются котировки акций и привлекаются инвестиции с внешних рынков. Размещение акций государственных компаний на рынке привело к увеличению влияния государства на экономику, так как появилось средство воздействия на нее в более широких масштабах.

Акционерные общества с государственным участием управляются уполномоченными государством в органах управления акционерного общества (чаще всего, это госслужащие). В таких организациях создается собрание акционеров, которое обеспечивает принятие решений посредством большинства голосов его членов.

Представитель государства играет важную роль в организации. Он не является простым контролером, представляющим государство. Представитель является также активным участником управления, который вырабатывает политику компании, реализует ее, принимает решения, занимается разработкой стратегии развития компании. В том числе через представителей государством оказывается воздействие на величину и направленность инвестиций и на другие аспекты деятельности компании с государственным участием. При управлении предприятием государству необходимо обеспечить баланс интересов всех сторон — держателей акций.

3) Компании, в которых государству не принадлежит контрольный пакет акций.

В этой ситуации государство выступает в роли обыкновенного акционера, который получает прибыль от собственности — дивиденды. Имея в собственности часть акций организации, государство имеет возможность реализовать одну из важнейших функций менеджмента в управлении государственной собственностью — «отрицательный контроль», заключающийся в том, что совету директоров общества необходимо учитывать мнение государства в принятии важных постановлений. Минимальный пакет акций дает возможность государству запрашивать созыв внеочередного собрания акционеров для обсуждения необходимых вопросов и призывать проверки финансовой деятельности компании ревизионной комиссией.

В случаях если в акционерных обществах с минимальной долей государства не предусмотрено право «золотой акции», уполномоченный государства имеет возможность существенно повлиять на принятие важных решений через создание блоков с другими инвесторами.

Нет сомнений, государство, являясь собственником в том или ином акционерном обществе, вносит особенности в корпоративное управление, в том числе в случаях, если государство обладает небольшим пакетом акций. Государство через своих представителей имеет все рычаги воздействия на стратегическую политику компании для достижения своих целей, но принятие и реализация решений зависят, в том числе, и от других акционеров.

Благодаря государственным компаниям государство становится активным участником финансового рынка, способным влиять как на экономику страны в целом, так и на показатели эффективности деятельности компаний.

Рис. 1. Количество акционерных обществ, включенных в перечни, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р (ред. от 20.11.2018) [2]

Одним из важнейших вопросов, которые возникают при оценке уровня государственного участия в национальной экономике, является сравнение эффективности деятельности частных предприятий и компаний, контролируемых государством. Проведенный анализ показывает, что на уровне крупнейших отраслевых компаний нельзя сделать однозначный вывод о преимуществах той или другой стороны. [3]

Список акционерных обществ, входящих в перечни:

  1. Авиакомпания «Аэрофлот — российские авиалинии», г. Москва
  2. Акционерное общество «ДОМ.РФ», г. Москва
  3. Акционерная компания «АЛРОСА», г. Мирный, Республика Саха (Якутия)
  4. Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть», г. Москва
  5. Внешторгбанк, г. Москва
  6. Газпром, г. Москва
  7. Международный аэропорт Шереметьево, г. Москва
  8. Нефтяная компания «Роснефть», г. Москва
  9. Современный коммерческий флот, г. Москва
  10. Российские железные дороги, г. Москва
  11. Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз — Антей», г. Москва
  12. Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», г. Королев, Московская область
  13. Корпорация «Росхимзащита», г. Москва
  14. «Первый канал», г. Москва
  15. «РОСНЕФТЕГАЗ», г. Москва
  16. «Зарубежнефть», г. Москва
  17. Объединенная судостроительная корпорация, г. Санкт-Петербург
  18. Росагролизинг, г. Москва
  19. Российский Сельскохозяйственный банк, г. Москва
  20. РусГидро, г. Красноярск
  21. Системный оператор Единой энергетической системы, г. Москва
  22. Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы, г. Москва
  23. Российские сети, г. Москва
  24. Открытое акционерное общество «Объединенная зерновая компания», г. Москва
  25. Корпорация «Московский институт теплотехники», г. Москва
  26. Открытое акционерное общество «Росгеология», г. Москва
  27. Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», г. Москва
  28. «Российские ипподромы», г. Москва
  29. Роскартография, г. Москва
  30. РОСНАНО, г. Москва
  31. ГЛОНАСС, г. Москва
  32. Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», г. Москва
  33. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (публичное акционерное общество), г. Симферополь, Республика Крым
  34. Акционерное общество «Гознак», г. Санкт-Петербург
  35. Публичное акционерное общество «Промсвязьбанк», г. Москва.

1) Промышленность

  1. Концерн «Океанприбор», г. Санкт-Петербург
  2. Концерн «Моринформсистема-Агат», г. Москва
  3. Росспиртпром, г. Москва
  4. «Центр технологии судостроения и судоремонта», г. Санкт-Петербург
  5. «Концерн «Научно-производственное объединение «Аврора», г. Санкт-Петербург
  6. Государственная акционерная компания «Оборонпромкомплекс», г. Москва
  7. Концерн «Центральный научно-исследовательский институт «Электроприбор», г. Санкт-Петербург
  8. Приокский завод цветных металлов, г. Касимов, Рязанская область
  9. Производственное объединение «Кристалл», г. Смоленск
  10. Новороссийский морской торговый порт, г. Новороссийск, Краснодарский край

Непроизводственная сфера

  1. Государственная транспортная лизинговая компания, г. Москва
  2. Трансинжстрой, г. Москва
  3. Корпорация развития Северного Кавказа, г. Ессентуки

Энергетика

  1. ИНТЕР РАО ЕЭС, г. Москва

Агропромышленный комплекс

  1. Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных, пос. Быково, Московская область

Система управления публичными государственными активами децентрализована. Номинальными владельцами имущества РФ являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), подведомственное Правительству РФ, ГК Ростех и ГК Внешэкономбанк, являющиеся некоммерческими организациями, а также Центральный Банк РФ. Также в список компаний включены доли субъектов РФ и муниципальных органов власти.

Для оценки участия государства в структуре капитала компании вводится показатель «Эффективная доля государства» — это часть голосующих акций эмитента, которая находится в прямом или косвенном владении государственных структур. [4]

Московская биржа выделила отдельный индекс для компании с государственным участием — MOEX SCI. В основе индекса на 2018 г. лежат 16 акций: АЛРОСА, Ростелеком, Газпром, Россети, ВТБ, РусГидро, Роснефть, ФСК ЕЭС, Татнефть, Транснефть, Интер РАО, Башнефть, Аэрофлот, Сбербанк и НМТП.

Литература:

  1. Вишневская Н. С. Лучшая практика корпоративного управления на государственных предприятиях: европейский подход [Текст] / Н. С. Вишневская // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. -2009. — № 12
  2. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом [электронный ресурс]. URL: http://www.rosim.ru/about/reports/statistics
  3. Российская Бизнес-газета — Бизнес и власть № 803 (21) [электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2011/06/28/biznes.html
  4. ООО «Компания БКС» [электронный ресурс]. URL: https://bcs.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): москва, государство, акционерное общество, санкт-петербург, государственное участие, компания, контрольный пакет акций, корпоративное управление, открытое акционерное общество, Единая энергетическая система.


Задать вопрос