This article is devoted to topical issues of the functioning of the backbone enterprises in Russia. This study allows to assert that the role of such companies has a large absolute value, i.e. aimed not only at profit used for business development, but also on social needs of the municipality, creation of resource — saving technologies, development of infrastructure,
Keywords: backbone enterprise, factor, criterion, revenue, territory, subject, list, organization
Системообразующее предприятие можно определить как предприятие, отвечающее критерию значимости производимой продукции и оказываемых услуг для жизнеобеспечения той или иной территории или функционирования той или иной отрасли или социально-экономической системы. Различают системообразующие предприятия определенного населенного пункта, территориальной единицы региона, самого региона, а также страны. Системообразующее предприятие можно определить как предприятие, отвечающее критерию значимости производимой продукции и оказываемых услуг для жизнеобеспечения той или иной территории или функционирования той или иной отрасли или социально-экономической системы. Различают системообразующие предприятия определенного населенного пункта, территориальной единицы региона, самого региона, а также страны [1].
Системообразующее предприятие — это субъект хозяйствования, отвечающий набору определенных критериев. В оборонной промышленности «системообразующее предприятие» является синонимом «стратегического предприятия» [2].
Обратившись к происхождению данного понятия, следует отметить, что системообразующий фактор, с одной стороны, представляется объективным явлением, ибо характеризует способность материи обретать и проявлять системность [3]. Но, с другой стороны, он выступает средством для вычленения исследователем системы из среды, т. е. он является инструментом проверки того, есть ли то, что определяется им, системой. Таким образом, системообразующий фактор — это одно из проявлений активности материи в аспекте реализации ее способности формировать системы. Вместе с тем поиск системообразующих факторов отражает способность человеческого мозга видеть мир в системном измерении.
Перечень системообразующих организаций России, имеющих стратегическое значение, впервые был сформирован в 2008г. В перечень системообразующих предприятий России включаются субъекты хозяйствования, признанные таковыми на заседании специальной комиссии Минэкономразвития, работа которой построена на результатах мониторинга финансово-экономической деятельности крупных предприятий [3].
Список системообразующих предприятий формируется в рамках конкретного населенного пункта, территориальной региональной единицы, а также государства в целом. Основная цель формирования списка — это снижение социальной напряженности.
Среди качественных критериев, при соблюдении которых предприятие может быть отнесено к категории системообразующих, необходимо выделить следующие:
– технологический потенциал субъекта хозяйствования (наличие перспективных и уникальных технологий, которые включены в соответствующий перечень и имеют важное значение для организации обороноспособности страны);
– оказание влияния на социальную стабильность, связанную с сохранением рабочих мест и недопущением массовой безработицы;
– важное значение в сохранении как инфраструктуры, так и производственных цепочек; — реализация инвестиционных перспективных проектов;
– выполнение договоров и обязательств международного характера.
Существует и ряд количественных критериев, которым должно соответствовать системообразующее предприятие. Это:
– объем годовой выручки (например, за 2014 год) — от 10 млрд. руб. (для производственной сферы) и от 4 млрд. руб. (для сельского хозяйства);
– величина налоговых уплат в бюджеты всех уровней за последние три года должна составить в промышленности — свыше 5 млрд. руб., в сельском хозяйстве — от 2 млрд. руб.);
– численность сотрудников — в производстве и сельском хозяйстве от 4 тыс. чел. и 1,5 тыс. чел. соответственно [1].
Перечень системообразующих организаций России в 2015 года, в перечень вошли:
– крупнейшие юридические лица, находящиеся в юрисдикции Российской Федерации, оказывающие существенное влияние на формирование ВВП, занятость населения и социальную стабильность и осуществляющие деятельность в секторах промышленности, агропромышленном комплексе, строительстве, транспорте и связи;
– юридические лица, находящиеся в юрисдикции Российской Федерации, оказывающие существенное влияние на формирование ВВП, занятость населения и социальную стабильность и входящие в промышленные группы, холдинговые структуры, вертикально интегрированные компании (в Перечне указывается наименование управляющей компании либо головной организации группы);
– организации, осуществляющие свою деятельность в том числе на территории Российской Федерации, оказывающие существенное влияние на формирование ВВП, управляющие компании которых находятся в иностранной юрисдикции [3].
Формирование данного перечня является своеобразным планом поддержки представителей крупного бизнеса. На его долю приходится порядка 57 % ВВП и 69 % общего объема производимой продукции.
Однако, если субъект хозяйствования рассматривается как системообразующее предприятие, это еще не значит, что он однозначно сможет получить поддержку государства. К нему, в первую очередь, будут предъявлены жесткие требования по повышению эффективности работы [2].
По итогам 2015 года в данный список попали не только крупнейшие холдинги и компании со стратегическим значением для государства (например, аэропорты или авиалинии). В перечень включены и менее значимые предприятия, например, представители таких крупных торговых сетей, как «Дикси Групп», «Ашан», «Метро Кэш энд Керри». Такая ситуация неоднозначно трактуется, так как при наличии высочайшей рентабельности в торговле, а также отсутствии требований по сдерживанию цен вопросы о государственной поддержке торговых сетей вызывают определенное недоумение. У современных супермаркетов и гипермаркетов отсутствуют убытки, а возрастающие издержки возмещаются повышением цен на товары.
Системообразующее предприятие — это крупная хозяйствующая единица, отвечающая определенным критериям, которые разрабатываются Межведомственной комиссией и просто представителями Минфина и Минэкономразвития РФ. В ходе таких заседаний участниками рассматриваются вопросы, которые связаны с основными направлениями мониторинга финансово-экономических результатов деятельности предприятий, а также развития бюджетообразующих отраслей России [1].
В то же время следует отметить, что согласно данному перечню в ряде регионов отсутствуют системообразующие предприятия, а именно:
– в Центральном федеральном округе: Брянская, Владимирская, Калужская, Костромская, Курская, Орловская и Тамбовская области; в Северо-Западном федеральном округе: Республика Коми, Ненецкий автономный округ, Псковская область;
– в Южном федеральном округе: республики Адыгея, Калмыкия, Астраханская область;
– в Северо-Кавказском федеральном округе: Чеченская Республика; − в Приволжском федеральном округе: Республика Марий Эл, Оренбургская, Пензенская, Саратовская и Ульяновская области;
– в Уральском федеральном округе: Курганская область;
– в Сибирском федеральном округе: республики Алтай, Тыва, Хакасия, Омская область;
– в Дальневосточном федеральном округе: Камчатский край, Магаданская и Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.
Наибольшая доля предприятий в 2015 г. приходится на Центральный федеральный округ (27,57 %) и Приволжский федеральный округ (21,28 %), наименьшая доля — на Северо-Кавказский федеральный округ (3,89 %). Следует отметить, что в целом по России количество крупных и средних предприятий значительно уменьшилось (на 27 371 ед.), что является следствием финансового кризиса [5].
В то же время в Центральном федеральном округе доля предприятий увеличилась на 0,7 %.
Роль системообразующих предприятий в экономике муниципального образования можно рассматривать с точки зрения экономической, социальной и бюджетообразующей. Деятельность таких компаний имеет безусловное большое значение, т. е. направлена не только на извлечениеприбыли, используемой на развитие бизнеса, но и на социальные нужды муниципального образования, созданиересурсо- и энергосберегающих технологий, развитиеинфраструктуры, поддержку национального спорта, искусства, здравоохранения, образования и т. д., в конечном итоге, на прогрессивное развитие муниципального образования, региона и в целом государства и обеспечение национальной безопасности [2].
Анализ динамики выручки и территориальной структуры системно-значимых компаний показал, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, рост выручки компаний составил от 5 % до 55 %. В территориальном разрезе структура не претерпела значительных изменений [5].
Таблица 1
Динамика выручки системно-образующих предприятий вразрезе федеральных округов
Федеральный округ |
Объем выручки, (млрд. руб.) |
Динамика изменения |
Доля вобщей выручке системно–значимых предприятий |
Динамика изменения |
||
2013г. |
2014г. |
2013г. |
2014г. |
|||
Сибирский ФО |
68207,2 |
66078,0 |
96,88 |
6,091 |
4,661 |
–1,430 |
Центральный ФО |
309977,7 |
387453,7 |
124,99 |
27,680 |
27,331 |
–0,349 |
Дальневосточный ФО |
176,3 |
192,3 |
109,08 |
0,016 |
0,014 |
–0,002 |
Приволжский ФО |
188020,5 |
198451,0 |
105,55 |
16,790 |
13,999 |
–2,791 |
Северо-Кавказский ФО |
2,2 |
1,8 |
84,95 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Уральский ФО |
310594,6 |
388384,3 |
125,05 |
27,736 |
27,397 |
–0,339 |
Северо-Западный ФО |
121819,7 |
188985,6 |
155,14 |
10,878 |
13,331 |
2,453 |
Южный ФО |
121046,1 |
188072,7 |
155,37 |
10,809 |
13,267 |
2,458 |
Итого |
1119844,6 |
1417619,8 |
126,59 |
100,000 |
100,000 |
|
Развитие кризисных явлений в экономике России в 2013–2015 гг. наложило серьезный отпечаток на деятельность системно-значимых предприятий. Из утвержденного Постановлением правительства общего списка, состоящего из 200 предприятий, в настоящее время прекратили свою деятельность в той или иной форме 42.
С целью минимизации последствий негативных процессов для помощи системно значимым предприятиям из Фонда национального благосостояния (ФНБ), возможно, потребуется пересмотреть часть уже принятых решений по финансированию проектов из фонда.
Кроме того, мерами воздействия должны стать:
– предоставление субсидий и дотаций, государственное кредитование в том числе через банки с государственным участием, предоставление различных льгот при выдаче кредитов, а также государственное участие в финансировании научно-исследовательских проектов;
– активное применение возможностей организационно-правового и экономического механизмов формирования и размещения государственных заказов и их аналогов;
– активное внедрение и реализация государственных общенациональных программ;
– меры по ограничению внешней конкуренции с целью поддержания ряда отечественных отраслей и производств [4];
– создание хозяйственно-правовой системы в целях регламентации деятельности и защиты интересов хозяйственных субъектов, обеспечения им равных конкурентных возможностей, а также защиты собственности и охраны, авторских прав;
– создание необходимой инфраструктуры, в частности, транспортных, энергетических, а также информационных систем, сетей и коммуникаций.
Таким образом, можно выделить следующие тенденции:
– отсутствует единый методический подход и инструментарий выбора и определения системообразующего предприятия;
– системообразующие предприятия России занимают в структуре крупных и средних предприятий менее 1 %;
– чистая прибыль системообразующих предприятий имеет достаточно низкие значения, менее 10 % в структуре ВРП того или иного региона.
Литература:
- Скурихина Т. Г. Роль системообразующего предприятия в решении вопрсово местного значения на урвоне сельского поселения / Т. Г. Скурихина // Вестник Челябинского государственного университета. -2010. -№ 2. –С.55
- Неклюдова Т. А. Город — градообразующее предприятие: социально-экономическое взаимодействие / Т. А. Неклюдова. — Челябинск: Че-ляб. гос. ун-т, 2012. — 47 с.
- Перечень системообразующих организаций России (2015). Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki
- Тимофеев А. Г. Финансовый кризис в мире, в России, в регионах / А. Г. Тимофеев // Фед ральное агентство по образованию. — Йошкар-Ола: ГОУВПО «Марийский гос. ун-т. Ин-т экономики, управления и финансов». — 2009.
- Тимофеев А. Г. Трансформация роли системообразующих предприятий в экономике России / А. Г. Тимофеев, О. Г. Лебединская // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (8). — С. 396–398.