Встатье рассмотрены основные факторы финансовой устойчивости банковского сектора в России, а также развитие системы мер в целом, обеспечивающих устойчивость банковской системы Российской Федерации в условиях современной экономики. Автор освещает тенденции совершенствования механизмов, применяемых Центральным Банком Российской Федерации в целях получения наиболее благоприятных условий для устойчивости банковского сектора в будущем, дает оценку развитию такого инструмента, как стресс-тестирование.
Ключевые слова: устойчивость банковской системы, система мер банковского надзора и регулирования, пруденциальные меры, совершенствование механизмов, развитие стресс-тестирования.
Устойчивость банковской системы — это залог развития экономики государства в целом. В ней заинтересованы как граждане, так и предприятия, как общество, так и правительство, как надзорные органы, так и организации, непосредственно составляющие саму банковскую среду. Хорошо отлаженный механизм оборота капитала, что, собственно, и представляет собой цель функционирования банковского сектора, обеспечивает финансовую стабильность в обществе и позволяет направлять кредиты и инвестиции на развитие рыночной экономики. Именно поэтому необходимо постоянно совершенствовать систему мер, направленных на обеспечение устойчивости банковского сектора. Банковские институты должны отвечать общественным потребностям и выполнять определенные социальные обязательства, ведь капиталы на их счетах — это средства, принадлежащие обществу, конкретным юридическим и физическим лицам. Комплекс взаимосвязанных мероприятий государственного регулирования, поддерживающих стабильность и устойчивость национальной банковской системы, и обеспечивающих эффективное функционирование финансового рынка, а также защиту интересов кредиторов и вкладчиков, называют банковским регулированием.
Каковы же факторы финансовой устойчивости банковского сектора? Есть мнение, что факторы финансовой устойчивости являются исключительно финансово-экономическими, макро (внешними) или микро (внутренними), но все же относящимися к категории цифр. Это частично подтверждается тем, что наиболее развиты пруденциальные меры, представляющие собой требования, к соблюдению нормативов, ограничивающих риски, то есть величины расчетные. Так, например, в целях обеспечения стабильности функционирования банковского сектора, Банком России установлены обязательные нормативы — показатели предельно-допустимых рисков — экономически обоснованные требования, предъявляемые к банкам для повышения их финансовой устойчивости.
На основании предоставляемой кредитными организациями отчетности Центральный Банк России анализирует показатели их деятельности в виде информации о соблюдении банками обязательных экономических нормативов, то есть осуществляет банковский надзор, и оценивает показатели устойчивости банковского сектора в целом. Это позволяет надзорному органу выявлять признаки возникновения банковских рисков и разрабатывать предупредительные меры, то есть осуществлять банковское регулирование, которое в свою очередь, заключается в своевременном и оперативном реагировании на нарушения установленных требований, а также иные возникающие проблемы в банковском секторе. К макропруденциальным показателям деятельности банковской системы относятся:
‒ достаточность капитала;
‒ оценка кредитного риска;
‒ оценка ликвидности;
‒ рыночный риск;
‒ финансовый результат банков за отчетный период.
Действительно, такой подход может обеспечивать стабильность банковского сектора, так как финансовая устойчивость, а скорее, стабильность — это соблюдение экономических нормативов, но нельзя согласиться с тем, что этого достаточно. Факторы, обеспечивающие финансовую устойчивость банковской системы, а тем более, влияющие на ее развитие в современных условиях, имеют не только финансовый характер, а представляют собой целый комплекс, в котором, помимо экономических, можно условно выделить следующие направления:
‒ законодательство и право, и не только банковское;
‒ техническая база и технологии, применяемые среди участников банковской сферы;
‒ квалификация персонала и деловая репутация, как сотрудников, так и непосредственно владельцев банков.
Рассмотрим вкратце тенденции их развития. Законодательное регулирование, реализуемое нормативно-правовыми актами, которые носят, как правило, пруденциальный характер, является фундаментом банковского регулирования и надзора, осуществляемого Банком России с целью обеспечения устойчивости банковской системы. За относительно небольшой промежуток времени сделан огромный шаг в этом направлении обеспечения устойчивости банковской системы. Так, например, всего лишь пятнадцать лет назад с принятием Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23.12.2003 № 177-ФЗ начал формироваться такой важный в обеспечении устойчивости банковского сектора механизм, как система страхования вкладов. Постоянно актуализируются основополагающие законодательные акты. Согласно Отчету о развитии банковского сектора и банковского надзора, в 2017 году были внесены изменения в Федеральный закон от 02.12.1990 № 395–1 «О банках и банковской деятельности» касающиеся вариации регулятивной нагрузки на банк в зависимости от размера его собственного капитала.
Также нормативная база развивается в направлении регулирования взаимодействия — корректировки Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» направлены на создание информационного ресурса — личных кабинетов кредитных организаций, и унифицирование требований информационного обмена между ними и Банком России.
Не остается без внимания регулятора и такое направление, как профессионализм и качественная репутация банковского сообщества. Совершенствуются требования к контролю деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций, расширяется перечень должностных лиц, подлежащий такому контролю.
Таким образом, можно отметить существующую тенденцию совершенствования механизмов банковского регулирования, применяемых Центральным Банком в целях создания наиболее благоприятных условий для устойчивости банковского сектора.
Но банковское регулирование не способно полностью исключить вероятность банкротства, и кроме того, на функционирование банковской системы зачастую влияют факторы, не поддающиеся регулированию государством. В таких случаях задача Банка России спрогнозировать ситуацию и составить комплекс мер, способствующих минимизации банковских рисков и предупреждающих банкротство кредитных организации, то есть сохраняющих устойчивость банковской системы. В рамках этой задачи немаловажной является оценка устойчивости банковского сектора. Относительно новым и динамично развивающимся инструментом для реализации указанного мероприятия считается стресс-тестирование. Стресс-тестирование — это механизм, позволяющий мониторить устойчивость банковского сектора, выявить банки, наиболее подверженные рискам, показать «слабые места», которые нужно поддержать при возникновении форс-мажора в экономике. Оно проводится надзорным органом на базе сценарного анализа с использованием макромоделирования. Необходимо отметить, что результаты стресс-тестирования являются не совсем прогнозом, а представляют собой возможные сценарии негативных событий. Кроме того, из-за постоянно изменяющихся показателей, применяемых в качестве индикаторов, а именно: ВВП, курс рубля к инвалютам, инфляция, агрегированные доходы населения, инвестиции в капитал, цена на нефть и другие, варианты реализации событий постоянно меняются.
Такой инструмент, как стресс-тестирование, применяется Банком России с 2003 года. Так, в 2017 году регулятором на постоянной основе проводилась аналитическая работа по выявлению негативных тенденций и потенциальных проблем в деятельности банков. А именно: еженедельно анализировались индикаторы, которые в ряде случаев сигнализировали о возможных негативных событиях в деятельности отдельных банков. В рамках этого мониторинга проводилась оценка потенциального влияния рисков на соблюдение банками пруденциальных норм, прежде всего нормативов достаточности капитала и снижения ликвидности. При этом банки, в деятельности которых достаточно часто выявлялись негативные тенденции, дополнительно анализировались на предмет необходимости ужесточения надзорного режима.
Тема устойчивости финансовой системы и ее институтов открыто обсуждается в мировом сообществе и не ограничивается узким кругом экономистов и банкиров. Так, в период с сентября 2015 года по июнь 2016 года Банк России принимал участие в Программе оценки российского финансового сектора, проводимой Международным валютным фондом и Всемирным банком. По ее итогам Банк России приступил к разработке методики макропруденциального стресс-теста для финансового сектора с использованием макросценариев. Данный вид стресс-тестирования имеет ряд принципиальных отличий от ранее применяемых Банком России, например, расширенный круг объектов, а не только кредитные организации; различные временные горизонты — от двух дней до двух лет в зависимости от вида риска; максимально возможная детализация показателей, в том числе по источникам получения; оценка эффектов обратной связи между экономикой и финансовым сектором и другие. Частично совершенствование данного инструмента было реализовано уже в прошлом году. Например, при оценке кредитного риска в модели в качестве объектов были включены не отдельные кредитные организации, а однородные группы банков. Также совершенствовалась методика стресс-теста риска ликвидности — применялся горизонт 30 дней, реализована более высокая детализация оттоков.
Курс на развитие и совершенствование надзорно-регулятивной функции поддерживается Банком России и в ближайшем будущем. Согласно Основным направлениям развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов (Проект, версия от 18.10.2018г.) в целях поддержания стабильности банковского сектора планируется продолжить поэтапное реформирование законодательства, а также внедрение новых регулятивных подходов, важным инструментом в которых станет стресс-тестирование, и моделирование бизнес-процессов в отдельных банках. Кроме того, для повышения качества надзора продолжится его централизация и внедрение новых стандартов. Одновременно с этим, продолжится развитие института профессиональных суждений, что совместно с совершенствованием методики проведения стресс-тестирования (в том числе макропруденциального), и распространением практики его использования, обеспечит превентивность надзору, оперативность надзорному реагированию и будет способствовать выявлению проблем на ранних стадиях, как в деятельности отдельных кредитных организаций, так и потенциальных системных рисков банковского сектора в целом.
Дополнительно, устойчивость инфраструктуре банковской системы планируется придать внедрением новых режимов восстановления финансовой устойчивости. Так, например, в 2017 году уже претерпел изменения такой инструмент банковского регулирования, как оздоровление банков — усовершенствован механизм санации: данная функция передана от Агентства по страхованию вкладов специально созданной организации — Фонду консолидации банковского сектора.
Таким образом, на фоне положительной динамики в развитии системы мер, обеспечивающих устойчивость банковской системы и с учетом намеченных Банком России направлений развития финансового рынка России на ближайшие три года, явно прослеживается приоритетная необходимость развития и применения такого инструмента как макропруденциальное стресс-тестирование. Причем, «устойчивость» и «стабильность» не совсем равнозначные понятия, и целью стресс-тестирования, на наш взгляд, необходимо обозначить именно достижение устойчивости, то есть устойчивого развития банковского сектора, нежели стабильности или, другими словами, неизменности в развивающейся экономике. Поэтому требуется не только изменять круг объектов стресс-тестов — от системно значимых банков до ассоциаций и иных финансовых союзов, и расширять перечень учитываемых в стресс-тестировании показателей, вводя в большей степени макроэкономические и дополняя их, так называемыми, «системными», такими как:
‒ достаточность нормативно-правовой базы и ее соответствие текущей ситуации и действующим нормам законодательства,
‒ технический и технологический уровень обеспеченности банковской сферы и ее элементов,
‒ профессионализм и деловая репутация сотрудников банков и банковского сообщества в целом.
Следует также варьировать периодичность применения стресс-тестов в зависимости от условий возникновения признаков нестабильности, скачков отдельных показателей и тем более при возрастании вероятности наступления форс-мажора в экономике либо иных критических ситуаций.
Литература:
- Федеральный закон от 02.12.1990 № 395–1 «О банках и банковской деятельности», http://www.consultant.ru
- Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», http://www.consultant.ru
- Устойчивость банковской системы и развитие банковской политики, Лаврушин О. И., Варламова С. Б., Валенцева Н. И., Бровкина Н. Е., Авис О. У., Ларионова И. В., 2014г.
- Аналитическая записка Департамента финансовой стабильности Банка России «Макропруденциальное стресс-тестирование финансового сектора: международный опыт и подходы Банка России», сентябрь 2017г., http://www.cbr.ru
- Аналитический портал «Отрасли права», статья Мейтарджян Д. А. «Деятельность государства по обеспечению стабильности банковской системы», 2015г.
- Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2017 году, http://www.cbr.ru
- Проект от 18.10.2018 «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов», http://www.cbr.ru
- https://www.kommersant.ru, материалы 2018г.
- https://www.banki.ru, раздел «Новости», 2018г.