Современное развитие мировой экономики увеличило значимость устойчивости коммерческих банков, что обусловлено прошедшим финансовым кризисом, а также посткризисным периодом, что весьма важно для сохранения доверия населения и коммерческих институтов к банковской отрасли.
Российская банковская система все еще не обладает достаточной прочностью и устойчивостью, что подтвердил мировой финансовый кризис. Глобализация финансовых рынков способствует усилению регулирования банковской деятельности, отмене законодательных ограничений, защищавших банки от чрезмерных рисков [2, 4–9]. Кроме того, глобализация спровоцировала ряд негативных явлений в банковском секторе, регулирование финансового сектора в условиях отсутствия надлежащего надзора и контроля за деятельностью банков и других кредитно-финансовых институтов привело к увеличению числа мошеннических операций, расширило возможности для банков принимать на себя чрезмерные риски, не подкрепленные финансовыми ресурсами, что, в конечном счете, неизбежно ведет к банкротству этих банков и утрате ими соей финансовой устойчивости.
Возросшее внимание к вопросу финансовой устойчивости банков обусловлено отличительной особенностью деятельности современных банков, в первую очередь, их ориентацией на удовлетворение запросов в оперативном и сервисном обслуживании не только солидных клиентов в лице крупных предприятий и организаций, но и представителей малого и среднего бизнеса, а также граждан, число которых неуклонно увеличивается, что одновременно сопряжено с возрастающими рисками и, соответственно, с необходимостью укреплять устойчивость банков к негативным последствиям (издержкам) данных процессов.
Устойчивость коммерческого банка как элемента банковской системы является как теоретической так и практической проблемой функционирования банковской системы. В научных публикациях по экономической и финансовой проблематике категорию устойчивости отождествляют с надежностью, стабильностью и равновесием. В условиях увеличения масштабов банковской деятельности, сопряженных с ростом риска потерь, ужесточением конкурентной борьбы банков за инвесторов, платежеспособных заемщиков, требуются концептуальные уточнения в понимании категории «финансовая устойчивость банка» с целью обеспечить стабильное развитие банка и на этой основе — устойчивость банковской системы в целом.
«Устойчивость» как категория означает «пребывание в одном состоянии». Финансовая устойчивость является одной из наиболее острых проблем в деятельности коммерческих банков. Если коммерческий банк финансово устойчив, то он имеет конкурентные преимущества перед другими коммерческими банками, что находит выражение в привлечении дополнительных ресурсов, доминировании на том или ином сегменте рынка, увеличении вкладов населения как основного источника банковских ресурсов и, соответственно, в расширении сферы инвестиционных вложений, возможности осваивать новые нетрадиционные виды услуг и внедрять передовые банковские технологии.
Кроме этого, финансово устойчивый банк создает благоприятную внешнюю среду, то есть не вступает в конфликтные отношения с государством и обществом, так как своевременно и в полном объеме уплачивает налоги в бюджет и внебюджетные фонды, заработную плату своим служащим, Нынешнее состояние банковской системы, сформированное под влиянием внешних и внутренних факторов, позволяет делать неоднозначные прогнозы по поводу дальнейшего развития и функционирования банковской системы нашей страны. Некоторые из них делают наибольший акцент на несостоятельность российских коммерческих банков, констатируя факты о достаточно малом проценте предприятий и организаций, которые не в состоянии обойтись без кредитования со стороны банков.
Другой стороной настоящей ситуации является заметное улучшение финансового положения многих банков, рост спроса на услуги, предоставляемые коммерческими банками, а также общая стабилизация банковской деятельности, связанная с сохранением положительных макроэкономических тенденций российской экономики.
Так или иначе, большинство ожиданий направлено на улучшение основных показателей деятельности коммерческих банков, повышение деловой активности банковских институтов, увеличение доходности от банковской деятельности.
Благоприятным фактором здесь могут выступать различные меры, принимаемые Правительством Российской Федерации, Центральным Банком РФ, а также другими органами законодательной и исполнительной власти, направленные на совершенствование правовой базы функционирования банковских структур. Немаловажным аспектом также является осуществление контроля и надзора за деятельностью банков со стороны территориальных учреждений Центрального банка, а также активное вмешательство самого Центрального банка в процесс функционирования банковской системы страны. Банковский надзор должен быть построен таким образом, чтобы обеспечивать бесперебойную эффективную работу каждого банка с субъектами различных сфер экономической системы.
В настоящее время внутренний контроль в коммерческих банках функционирует на основании Положения ЦБ РФ № 242-п «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» от 16.12.2003 г. Опубликованные Банком России документы по вопросам организации внутреннего контроля в банках стали правовой основой действий, направленных на обеспечение устойчивости российской банковской системы.
Банковская реформа включила в себя Совместную стратегию Банка России и Правительства Российской Федерации о развитии банковской системы. Организация внутреннего контроля занимает в указанной стратегии не последнее место и названа важным элементом реформирования банковского дела в России.
В связи с реализацией этой стратегии, кредитные организации должны самостоятельно реализовывать меры по формированию систем управления устойчивостью, адекватных характеру деятельности. Система управления устойчивостью должна обеспечивать эффективную защиту от принятых рисков, а также носить адекватный характер, оказывая влияние на определение конкретных направлений деятельности, осуществляемых кредитными организациями. При этом существенным условием развития и повышения эффективности функционирования системы внутреннего контроля устойчивости, является полноценная реализация принципов деятельности, вытекающая из статуса банков как коммерческих организаций. Предпосылкой для реализации этих принципов выступает независимость каждого коммерческого банка как самостоятельного хозяйствующего субъекта, отсутствие любой формы вмешательства в деятельность банка и влияния на решения кредитных организаций вне рамок действующего законодательства.
Система внутреннего контроля создана практически во всех кредитных организациях. Формирование такой системы представляет собой комплексный процесс, включающий методологические, организационные и технологические вопросы, направленные на разработку процедур и механизмов поддержания комплексной устойчивости банка. Внутренний контроль, являющийся важным компонентом банковского менеджмента, становится основой стабильного функционирования банка.
При организации системы внутреннего контроля устойчивости в коммерческих банках проявляются недостатки, существенно снижающие эффективность внутреннего контроля устойчивости. К основным недостаткам принято относить:
- неспособность сформировать контрольную среду в банке;
- неспособность оценить степень риска отдельных банковских операций;
- отсутствие ключевых контрольных процедур и эффективных инструментов контроля;
- неадекватность процедур информационного обмена между различными уровнями управления;
- неадекватные программы аудиторских проверок и мониторинга [3, 52–79].
Организация системы внутреннего контроля устойчивости находится под воздействием многих факторов, среди которых можно выделить такие, как отношение руководства к процессу создания эффективной системы внутреннего контроля устойчивости, особенности конкретного банка (размеры, масштабы деятельности, организационная структура), основные цели и задачи банка, ресурсное обеспечение, информационное обеспечение и уровень автоматизации банковской деятельности, кадровый состав и т. д.
Структура элементов системы внутреннего контроля может изменяться в зависимости от видов контроля устойчивости (можно выделить административный, правовой, технологический, финансовый, бухгалтерский, налоговый).
И. Е. Устинов, В. Н. Болеев включают в систему внутреннего контроля устойчивости контрольную среду, регламентацию, систему бухгалтерского учета, контрольные процедуры, службу внутреннего контроля [4, 9–13].
Нормативно-правовое обеспечение внутреннего контроля устойчивости опирается на два блока: систему законодательных и нормативных документов и систему внутренних нормативных документов банка. Система законодательных и нормативных документов включает в себя Федеральное законодательство, регулирующее банковскую деятельность в РФ; законодательство, регулирующее функционирование системы внутреннего контроля в РФ; правила аудиторской деятельности. Внутренняя регламентация внутреннего контроля включает в себя совокупность внутренних положений, инструкций, предписаний, составленных самим банком с учетом основных целей его деятельности на рынке банковских услуг, специфики работы, специализации.
Информационное обеспечение системы внутреннего контроля включает в себя систему управления базами данных, систему операционных данных и документооборота, сетевое программное обеспечение, осуществляющие информационное взаимодействие между подразделениями банка и самого банка с внешней средой.
Выделяют различные виды внутреннего контроля. Наиболее детальная классификация предложена Г. Г. Лоботаревой и С. Ю. Сидоренко, в соответствии с данной классификацией внутренний контроль устойчивости различается по форме осуществления — административный (правовой и управленческий), финансовый и технологический, в зависимости от методов его осуществления — дистанционный контроль и контроль на местах; по полноте охвата — комплексный, тематический и целевой; по характеру контрольных мероприятий — плановый и внеплановый; по глубине проверяемых вопросов — локальный и сквозной; по степени охвата проверяемых данных — выборочный, сплошной и комбинированный; по повторяемости проверки — первичный, дополнительный, повторный; по ожидаемости для проверяемого объекта — ожидаемый и внезапный; в зависимости от используемых приемов (процедур) — контроль с приемом общеметодических и документально-фактических приемов; по уровню контроля — контроль на индивидуальном уровне, макро- и микроуровне; по периодичности осуществления контрольных мероприятий — систематический, периодический и эпизодический; по уровню автоматизации — автоматизированный, не полностью автоматизированный и неавтоматизированный; по времени осуществления контрольных действий — предварительный, текущий и последующий; по качеству наполнения — реальный и формальный.
В зависимости от вида осуществляемого контроля банк может самостоятельно формировать контрольную среду и разрабатывать контрольные процедуры, направленные на достижение одной из перечисленных целей.
При создании системы внутреннего контроля следует учитывать индивидуальные особенности организационного построения и деятельности коммерческого банка. К общим рекомендациям необходимо отнести также разработку собственной методологической базы, переход на автоматизированные информационно-аналитические системы и комплексы, использование современных банковских технологий, позволяющих проводить более глубокий и всесторонний анализ.
В настоящий момент Банк России ужесточил свои требования к формированию служб внутреннего контроля, ответственных за надзор и регулирование деятельности внутри каждого банка, а сами службы получают все большие возможности принятия реальных, а не формальных решений по предупреждению негативных или сомнительных действий со стороны сотрудников банка.
Таким образом, внутренний контроль устойчивости, осуществляемый с помощью сформированной в банке системы внутреннего контроля, является частью системы управления комплексной устойчивости коммерческого банка, так как он позволяет своевременно производить оценку воздействий окружающей среды, способствует предупреждению кризисных ситуаций, также определяет, какие именно направления деятельности кредитной организации наиболее эффективно обеспечивают достижение поставленных целей.
Литература:
1. Круглый стол: «Взаимодействие реального сектора экономики и банков в условиях финансового кризиса» // Управленец. Уральский государственный экономический университет. — 2009. — № 1–2. — С. 26–30.
2. Рыкова, И. Н. Рынок потребительских кредитов: российский и зарубежный опыт // Финансы и кредит. — 2007. — № 36. — С. 4–9.
3. Тавасиев А. М. Банковское дело. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 318 с.
4. Устинов И. Е., Болеев В. Н. Концепция формирования системы внутреннего контроля коммерческого банка // Бухгалтерия и банки. — 2001. –№ 3. — С.9–13.