ИКТ в начальной школе: необходимость и поиск нового смысла урока | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хаустова, В. Н. ИКТ в начальной школе: необходимость и поиск нового смысла урока / В. Н. Хаустова, О. М. Панкова, Н. Н. Солошенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 306-308. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54611/ (дата обращения: 26.04.2024).



В условиях современного общества появилась потребность в обработке, передаче больших объемов информации и управлении сложными системами, что послужило стимулом развития информационных технологий. Информационные технологии в начальных классах нашей школы широко стали использоваться с появлением новой техники, которая намного улучшила качество работы, возможности и показала заинтересованность в её применении. Это помогает перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, что помогает ученику не просто усваивать знания, но самостоятельно приобретать их. Человек более 80 % информации воспринимает и запоминает через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий — создание эффекта присутствия («Я это видел!), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть еще больше.

Мы как учителя начальных классов владеем основами работы в операционной системе Windows, основами подготовки методических материалов в программе Windows Word, составляем презентации с использованием программы Microsoft Power Point, знаем общие принципы работы с электронными таблицами Microsoft Ехсеl, владеем основами навигации в сети Internet, умеем пользоваться информационными ресурсами сети Internet в профессиональных целях.

Мы уверены, что использование информационных технологий позволяет: развивать информационную компетенцию учащихся; активизировать их познавательную деятельность; формировать навыки исследовательской деятельности; обеспечивать доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам. А для нас, учителей стало реальным: проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивать высокую степень дифференциации обучения; повысить объём выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний; рационально организовать учебное время на уроке.

В своей работе мы используем: программы-тренажеры (репетиторы); контролирующие (тесты); информационно-справочные (энциклопедии); демонстрационные (слайд или видеофильмы); учебно-игровые.

Первоначальное знакомство младших школьников с компьютером, как правило, мы используем во время учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров, работе над олимпиадами и конкурсами. В процессе работы наши ученики с одной стороны отрабатывают основные пользовательские навыки (чтение с экрана, работа с клавиатурой, мышью) и навыки самостоятельной работы, а с другой стороны — повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам. Ребятам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, предлагаем компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам.

Особое значение имеет работа за компьютером с детьми, часто пропускающими занятия по болезни. Помощь таким учащимся такова: привлекая к изучению, материал кратко и структурировано изложен. Во время проведения устного счета, орфографической разминки, фронтального опроса или повторения изученного материала наработаны определенные схемы, задания. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников мы рекомендуем проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы.

На уроках закрепления и обобщения полученных знаний используем компьютер для организации промежуточного контроля. В начале урока, используя мультимедийный проектор, очень удобно проводить устный счет (например, разгадывание кроссвордов и т. п.).

На уроках изучения нового материала мы используем мультимедиатехнологии для иллюстрации. Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширит спектр информации, но и активизирует внимание школьников. Медиаурок имеет свои преимущества: повышается эффективность образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появляется возможность моделировать объекты и явления; возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач (а не только для игры); проще организуется индивидуальная работа школьников, развивается их самостоятельность и творчество; повышается мотивация к учению; развивается наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки учащихся; формируются навыки работы с информацией (поиск, отбор, переработка, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.). На уроках используем и тезисность (для выступающего) и наглядность (для школьников) презентации. На занятиях по внеурочным предметам учим детей составлять презентации. На уроках чтения учащиеся рисуют рисунки к прочитанным стихотворениям, а потом создают диафильмы в программе Power Point [3].

Такие формы работы, как: фронтальная — просмотр видео фрагментов, наблюдение за изменениями объектов, индивидуальная — выполнение практических работ, решение задач; работа малыми группами — выполнение общего учебного проекта, постановка модельного эксперимента направляют учебный процесс на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности и развитие информационной компетенции учащихся.

Благодаря возможностям информационных технологий интерес учащихся к урокам возрос непредсказуемо. Формируя последовательное «живое созерцание» учебной математической информации, развивается способность трансформировать визуальное мышление в продуктивное мышление. Таким образом, использование ИКТ в начальной школе –необходимость и поиск нового смысла урока.

Литература:

  1. Волков, В. Современные мультимедиа // Компьютер — ИНФО, — 2009. — С. 64.
  2. Дьяконов, В. Мультимедиа-ПК. // Домашний компьютер, 2006. С.37–38.
  3. Кехтер, Т. А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. — 2008. — С. 128.
Основные термины (генерируются автоматически): информационная компетенция учащихся, работа, урок, устный счет.


Похожие статьи

Современные подходы по формированию информационной...

.Способы развития информационной компетентности учащихся. - информационная практика как способ приобщения учащихся к информационной

Формы работы. фронтальный опрос, устная работа; работа в парах; самостоятельная работа; работа с использованием ЭСО.

Информационные компетенции на уроках математики...

Определение информационно коммуникационных компетенций дает Андрей Викторович Хуторских: ИКТ – компетенция — это совокупность

Одним из условий развития высокого уровня самостоятельной деятельности учащихся является работа по созданию и...

Информационная компетентность как планируемый результат...

Информационная грамотность учащихся является начальным уровнем формирования информационной компетентности.

Сформировать информационную компетентность у детей позволяют также различные типы уроков (урок — путешествие, урок — экскурсия, урок...

Активизация познавательных процессов в курсе математики...

Координатная плоскость, минута, информационная компетентность, урок, координата, работа, решение задач, осмысление информации, информационная компетенция, учащийся. О применении игровых технологий на уроке математики. Основная цель игры — отработать...

Диагональная схема урока с применением компьютеров...

Форма работы на уроке. устная работа; самостоятельная работа; работа с использованием ЭСО.

Ключевые компетентности – как результат на данном этапе. Деятельность учителя на уроке. Деятельность учащихся, связанная с развитием информационной компетенцией.

Задания для развития информационной компетенции на уроках...

Информационная грамотность учащихся является начальным уровнем формирования информационной компетентности.

Информационные компетенции на уроках математики... Опираясь на исследования Е.К.Хеннера, можно выделить следующие виды...

О применении информационных технологий для формирования...

...информационных технологий для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках математики.

Работа с данным учебным оборудованием и его широким спектром возможностей повышает у учащихся интерес к предмету математика...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках...

В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи.

Использование ИКТ на уроках математики в 1 классе

ИКТ-компетентность учащихся начальной школы относится к категории метапредметных

Использование интерактивной презентации на уроке при устном счёте.

Работу с электронным приложением можно организовывать как на самом уроке, так и внеурочной работе.

О применении устного счета на уроках математики

Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день. Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных приемов устных вычислений остается необходимым даже при полной...

Похожие статьи

Современные подходы по формированию информационной...

.Способы развития информационной компетентности учащихся. - информационная практика как способ приобщения учащихся к информационной

Формы работы. фронтальный опрос, устная работа; работа в парах; самостоятельная работа; работа с использованием ЭСО.

Информационные компетенции на уроках математики...

Определение информационно коммуникационных компетенций дает Андрей Викторович Хуторских: ИКТ – компетенция — это совокупность

Одним из условий развития высокого уровня самостоятельной деятельности учащихся является работа по созданию и...

Информационная компетентность как планируемый результат...

Информационная грамотность учащихся является начальным уровнем формирования информационной компетентности.

Сформировать информационную компетентность у детей позволяют также различные типы уроков (урок — путешествие, урок — экскурсия, урок...

Активизация познавательных процессов в курсе математики...

Координатная плоскость, минута, информационная компетентность, урок, координата, работа, решение задач, осмысление информации, информационная компетенция, учащийся. О применении игровых технологий на уроке математики. Основная цель игры — отработать...

Диагональная схема урока с применением компьютеров...

Форма работы на уроке. устная работа; самостоятельная работа; работа с использованием ЭСО.

Ключевые компетентности – как результат на данном этапе. Деятельность учителя на уроке. Деятельность учащихся, связанная с развитием информационной компетенцией.

Задания для развития информационной компетенции на уроках...

Информационная грамотность учащихся является начальным уровнем формирования информационной компетентности.

Информационные компетенции на уроках математики... Опираясь на исследования Е.К.Хеннера, можно выделить следующие виды...

О применении информационных технологий для формирования...

...информационных технологий для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках математики.

Работа с данным учебным оборудованием и его широким спектром возможностей повышает у учащихся интерес к предмету математика...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках...

В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи.

Использование ИКТ на уроках математики в 1 классе

ИКТ-компетентность учащихся начальной школы относится к категории метапредметных

Использование интерактивной презентации на уроке при устном счёте.

Работу с электронным приложением можно организовывать как на самом уроке, так и внеурочной работе.

О применении устного счета на уроках математики

Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день. Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных приемов устных вычислений остается необходимым даже при полной...

Задать вопрос