Автор: Бабенко Наталья Александровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (36) январь 2012 г.

Статья просмотрена: 1538 раз

Библиографическое описание:

Бабенко Н. А. О применении устного счета на уроках математики // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 62-64.

Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день. Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных приемов устных вычислений остается необходимым даже при полной механизации всех наиболее трудоемких вычислительных процессов. Устные вычисления развивают в человеке память, культуру мысли, ее четкость, ясность и быстроту, сообразительность, умение отыскивать наиболее рациональные пути для решения поставленной цели, ясное понимание связи теории с практикой, уверенность в своих силах, помогают школьникам полноценно усваивать предметы физико-математического цикла [1].

Из всего вышесказанного следует актуальность задачи разработки стратегии применения разного вида упражнений устного счета для лучшего усвоения нового материала и закреплении пройденного материала.

Обращая внимание на тот факт, что навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Ниже приведем их основные виды [2-5].

  1. Нахождение значений математических выражений

  2. Сравнение математических выражений

  3. Решение уравнений

  4. Решение задач

Разнообразие и комбинирование различных видов устных упражнений возбуждают интерес у детей, активизируют их мыслительную деятельность, что приводит к лучшему усвоению нового и закреплению пройденного ранние материала [6-10].

Существуют различные формы восприятия информации:

  1. беглый слуховой (читается учителем, учеником, записано на магнитофоне) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память;

  2. зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений;

  3. комбинированный.

А также:

  • обратная связь (отображения ответов с помощью карточек).

  • задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность)

  • упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стук-стук, хлопки).

Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.

Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Материал для этого можно подобрать из учебника или специальных сборников. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формированию вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести устный счет после изучения нового материала. Не следует проводить его в конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счет требует большого внимания, памяти. Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока.

При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков и особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по возможности, должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске.

Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления и развития личностных качеств ребенка. На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.

Для подтверждения гипотезы и выполнения поставленных нами соответствующих задач была проведена экспериментальная работа, которая проходила в два этапа:

  1. формирование эксперимента;

  2. контрольный эксперимент.

Цель исследования: убедится в эффективности использования различных видов устных вычислений для развития познавательного интереса на уроках математики.

Исследование проходило на базе МОУ СОШ №34 г. Ставрополя.

Были взяты два класса: 10 А экспериментальный и 10 Б контрольный.

Характеристика экспериментального класса.

В данном классе 26 человек, 10 мальчиков и 16 девочек. Класс занимается по традиционной программе. В классе есть учащиеся, которые отличаются высокой работоспособностью и активностью на уроках. Есть ученики средне активные на уроках, редко участвуют в обсуждении новой темы или решении задач. В классе есть дети, которые не участвуют в коллективной работе.

Характеристика контрольного класса

В данном классе 26 человек, 7 мальчиков и 19 девочек. Класс занимается по традиционной программе. В классе есть дети, которые отличаются высокой работоспособностью и активностью и дети, которые не участвуют в коллективной работе.

Констатирующий эксперимент

Цель: выявить насколько дети активны и заинтересованы на уроках математики на исходном этапе эксперимента.

Задачи: подобрать исследовательские методы для экспериментального и контрольного классов; провести исследовательские методы и выявить результат по данным исследования. Формирующий эксперимент

Цель: повышение уровня познавательного интереса к урокам математики.
Задачи:
подобрать различные виды упражнений для устных вычислений.
способствовать повышению познавательного интереса к уроку математики.
  • провести данные виды устных упражнений в экспериментальном классе.

На основе ранее перечисленных особенностей данного класса, с учетом содержания курса математики и возрастных особенностей учащихся, нами были взяты следующие виды упражнений для устных вычислений:

  1. нахождение значения математических выражений;

  2. сравнение математических выражений;

  3. решение задач.

Цель устных упражнений: активизировать внимание детей на уроках математики, сделать процесс учения более интересным, повысить с помощью них познавательный интерес к уроку математики. Задания в занимательной форме более доступны и привлекательны для детей. Учащиеся незаметно для себя выполняют большее число арифметических действий, упражняются в устных вычислениях.

Устные упражнения проводились чаще всего в начале урока, чтобы привлечь внимание детей и подготовить их к усвоению последующего материала, или в конце урока, как бы подытоживая новый материал.

Использовалась безоценочная система знаний, поощрялись быстрота и правильность ответов. Контрольный эксперимент

В качестве контрольного эксперимента мы использовали наблюдения и проверочную работу, которые проводили в констатирующем эксперименте.

Цель контрольного эксперимента состояла в выявлении наличия или отсутствия повышения познавательного интереса к урокам математики, а так же выявить, как это отразилось на уровне усвоения знаний, умений и навыков в устных упражнениях.

На базе полученных результатов можно сделать следующий вывод: было выявлено, что несмотря на проведенную работу, экспериментальный класс по уровню усвоения знаний, умений и навыков в вычислительных упражнениях чуть выше, чем контрольный класс, однако заметно повышение познавательного интереса к уроку математики, по сравнению с другим классом.

Следовательно, система устных упражнений на повышение познавательного интереса доказала свою эффективность – дети стали активнее и заинтересованнее на уроках математики. Дети, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием стали вовлекаться в работу, активнее шли на контакт с учителем. Ученики соревновались друг с другом в сообразительности и быстроте ума.

С помощью устных упражнений учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа. Устные упражнения позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая и сохраняя положительное отношение к математическому заданию.


Литература:

  1. Кузнецова Е.В, Устный счет на уроках математики http://www.openclass.ru/node/241654 (23.12.2011)

  2. Гольдштейн Д. Н. Курс упрощённых вычислений. М.: Гос. учебно-пед. изд., 1931.

  3. Гончар Д. Р. Устный счёт и память: загадки, приёмы развития, игры // В сб. Устный счёт и память. Донецк:Сталкер, 1997 г.

  4. Лукин Р.Д. Лукин Т.К., Якунина М.С. Устные упражнения по алгебре и началам анализа – М.: Просвещение 1989 г.

  5. Мелентьев П. В. «Быстрые и устные вычисления.» М.: «Гостехиздат», 1930.

  6. Устные вычисления и быстрый счет. Тренеровачные упраженеия за курс 7-11 классов - Ростов-на-Дону: Легион 2010 г.

  7. Фирстов В.Е. Количественные меры информации и оптимизация группового сотрудничества при обучении // Вестник Саратовского госуд. техн. ун-та. – 2008. – №3 (34), вып. 1. – С. 105-109. Давыдова // Ярославский педагогический вестник. – 2005. вып. 3 (44). – С. 65-71.

  8. Шукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе – М.: Просвещение 1979 г.

  9. Шукина Г.И. Пути формирования позновательных инетересов учащихся на уроках математики в процессе сообщения новых знаний «Ученые знания ЛГПИ им. Герцена» , Т. 105, 1955 г.

  10. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971г. 352с.

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): уроках математики, познавательного интереса, устных упражнений, устных вычислений, различных видов устных, видов устных упражнений, навыки устных вычислений, нового материала, урокам математики, математических выражений, устных вычислениях, Устные упражнения, уроку математики, повышение познавательного интереса, Цель устных упражнений, изучения нового материала, виды устных упражнений, устных упражнений учителю, устных вычислениях должны, приемов устных вычислений.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос