Диагональная схема урока с применением компьютеров – развитие информационной компетенции | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Попко, Т. П. Диагональная схема урока с применением компьютеров – развитие информационной компетенции / Т. П. Попко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 218-222. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2973/ (дата обращения: 23.04.2024).

Перед школьным учителем математики остро стоит проблема – разработка современного урока, включающего в себя вопросы развития у учащихся целого ряда компетенций. В огромном потоке информации особо остро возникает вопрос в развитии у учащихся информационной компетенции. Но не всегда учитель математики может провести урок с использованием ИКТ, где на каждого ученика будет соответствовать одно компьютерное место.

Предлагаю рассмотреть вариант с применением диагональной схемы компьютера.

Таблица 1

Повторительно – обобщающий урок математики в 6 классе

Повторительно – обобщающий урок, этапы

Время этапа, мин

Этапы урока по диагональной схеме

Задание учащегося сильной подгруппы

Задания учащегося средней подгруппы

Для слабой подгруппы

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя, в котором сообщает цель и план урока.

2

1. Постановка цели урока - 2 минуты.

  1. Выполнение индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно - понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений

10

2. 10-12 минут

Работа за компьютером - 10-12 минут.

Работа с учебником - 10-12 минут.

Работа с учителем - 10-12 минут.

12

3. 10-12 минут

Работа с учебником - 10-12 минут.

Работа с компьютером - 10-12 минут.

Работа с учебником и тетрадью - 10-12 минут.

15

4. 10-20 минут

Решение задач - 10 - 20 минут.

Решение задач - 10 - 20 минут.

Работа с компьютером - 10 - 20 минут.

  1. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).

3

5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут.

  1. Формирование выводов по изученному материалу

  2. Оценка результатов урока.

  3. Задание на дом (не всегда).

3


Такая “диагональная” схема построения урока, как показал опыт, хорошо оправдывает себя и в начальной, и в средней школе. На таком уроке учитель выступает в качестве помощника и консультанта, а не в качестве “источника знаний”. Если в классе есть ученик, имеющий прочные навыки работы с компьютером, можно использовать его как технического консультанта. Точно так же, можно привлечь в качестве консультанта учителя информатики или старшеклассника, если есть такая возможность. Диагональная схема урока является вынужденной, когда учитель работает с небольшим количеством компьютеров в целом классе.

Таблица 2

Тема урока:

Координатная плоскость 13 урок в главе Сложение рациональных чисел
3 урок в теме Координатная плоскость 6 класс

Цели урока:

Закрепить навыки построения и нахождения точек по заданным координатам; закрепить умение самостоятельно анализировать и решать задачи разного вида; развивать навыки самоконтроля и самоанализа, логическое мышление, пространственное представление. Развивать мышление, творческую активность, внимание, интерес к предмету математика. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.

Тип урока:

Повторительно – обобщающий урок с применением ИКТ

Форма урока

Практикум

Форма работы на уроке

устная работа; самостоятельная работа; работа с использованием ЭСО.

Использование ЭСО

Электронный учебник, интерактивные программы, мультимедийная презентация

Учебно-информационные умения и навыки

поиск информации в эл.учебнике, работа с основными компонентами учебника, использование информации полученной посредством ЭСО, владение разными формами получения информации.

Ход урока

Этапы урока

Цель

Ключевые компетентности – как результат на данном этапе

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся, связанная с развитием информационной компетенцией

Методы формирования информационной компетенции

Орг.момент. Постановка целей и задач перед учащимися

Подготовить учащихся к предстоящей работе. Настроить их на предстоящее занятие. заинтересовать учащихся в предстоящей деятельности.

  • формирование информационной компетентности

приветствует учащихся (уважение, симпатия, выражение добра, проверяет подготовку учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид), организует внимание учащихся, сообщает тему урока, сообщает, что на уроке ученики должны показать умения и навыки при решении задач по теме «Координатная плоскость»

Концентрация внимания. Осмысление информации, полученной от учителя.

Получение и осмысление информации

Выполнение индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно - понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений

  • развивать самостоятельность мышления, развивать внимание и память. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений их коррекция. учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать

  • формирование самообразовательной компетентности

  • формирование познавательной компетентности

  • формирование информационной компетентности

Ход этапа

Учатся связывать информацию из разных источников в единое целое.

Выполняют задания самостоятельно, используя записи в тетради, опорный конспект (владение навыками работы с различными источниками информации), учебник и ЭСО

Обработка (упорядочение) информации

Обработка (анализ и обобщение) информации

Сбор, поиск и получение информации

См. Таблица 1

Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

  • формирование самообразовательной,

  • информационной компетентности

  • проверяет, как учащиеся справились с работой,

  • просит проанализировать свою работу (что далось легко, что забыли, чего не знали), дать ей оценку.

слушают учителя, делают выводы и обобщения, дают оценку своим ЗУН, отстаивать своё мнение по полученным результатам.

Обработка информации, полученной из учебных материалов

Формирование выводов по изученному материалу. Оценка результатов урока.

Задание на дом (не всегда).

проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры. Сообщить ДЗ.

  • формирование самообразовательной компетентности

  • формирование информационной компетентности

  • подводит итоги работы учащихся

  • выставляет всем оценки, даёт оценку каждому, комментируя её, особенно для слабых учащихся.

Концентрация внимания. Осмысление информации, полученной от учителя.

Обработка (умение выделять главную мысль) информации


Раздаточный материал для учащихся

1 группа

2 группа

3 группа

10 мин

Карточка «Нарисуй картинку по координатам»

  1. Найдите расстояние от точки A с координатами (6, 8) до оси абсцисс.

  2. Найдите расстояние от точки С с координатами (6, 8) до оси ординат.

  3. Найдите расстояние от точки В с координатами (0, 8) до начала координат.

  4. Найдите абсциссу точки, симметричной точке A (6, 8) относительно оси Oy.

  5. Найдите ординату точки, симметричной точке A (6, 8) относительно оси Ox.

  6. Найдите абсциссу точки, симметричной точке A (6, 8) относительно начала координат.

  7. Найдите ординату точки, симметричной точке A (6, 8) относительно начала координат.

Определяем координаты с учителем

Карточки

«Найди координаты точек рисунка»»

  1. определение координат данных точек

  2. определение координат параллельных отрезков

  3. определение координат перпендикулярных друг другу отрезков

  4. Определение точек, расположенных в 1, 2, 3, 4 четверти


Программа – тренажёр «Математика» Программа «Координатная плоскость»


Программа «Координатная плоскость» Интерактивная программа с теоретическим материалом

Опорный конспект


Основные термины (генерируются автоматически): Координатная плоскость, минута, информационная компетентность, координата, работа, урок, информационная компетенция, осмысление информации, решение задач, учащийся.

Похожие статьи

Активизация познавательных процессов в курсе математики...

Координатная плоскость, минута, информационная компетентность, урок, координата, работа, решение задач, осмысление информации, информационная компетенция, учащийся.

Современные подходы по формированию информационной...

Формирование и развитие информационной компетентности... информационная компетентность, информация, учащийся, умение, формирование, прием, особенность восприятия, слово, информационная компетенция, учебный материал.

Информационная компетентность как планируемый результат...

Информационная грамотность учащихся является начальным уровнем формирования информационной компетентности.

Например, на уроке русского языка формируются различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок), дети...

Задания для развития информационной компетенции на уроках...

Решения расчетных задач на движение и стоимость.

прививается готовность учащегося к сортировке информации, осмыслению и отсеиванию лишнего.

Основные термины (генерируются автоматически): информация, информационная компетенция, параграф...

О применении информационных технологий для формирования...

Информационная технология обучения - процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является

интерактивная доска, возможность, материал, координатная плоскость, учитель, задание, доска, построение, урок математики...

Формирование ИКТ-компетенций на уроках информатики

 жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях. Поэтому я в своей работе, по формированию ИКТ-компетенции учащихся на уроках информатики, выделила несколько достаточно эффективных средств

Проблемы урока информатики и их решение | Статья в сборнике...

К тому же, в виду огромного потока информации остро встаёт вопрос о развитии у учащихся информационной компетенции.

Так каким же должен быть урок информатики, и учитель информатики, чтобы справиться с теми целями и задачами, которые перед ним поставлены.

Интегрированный урок как средство формирования...

Общая компетенция (ОК)- способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих

Расширение информационного поля студентов; Перенос полученной информации в электронную версию на основе реализации...

Мониторинг сформированности информационной...

функция, информационная компетентность, информация, информационная компетенция, формирование, учащийся, информационная деятельность, график функции, параграф учебника, информационная...

Похожие статьи

Активизация познавательных процессов в курсе математики...

Координатная плоскость, минута, информационная компетентность, урок, координата, работа, решение задач, осмысление информации, информационная компетенция, учащийся.

Современные подходы по формированию информационной...

Формирование и развитие информационной компетентности... информационная компетентность, информация, учащийся, умение, формирование, прием, особенность восприятия, слово, информационная компетенция, учебный материал.

Информационная компетентность как планируемый результат...

Информационная грамотность учащихся является начальным уровнем формирования информационной компетентности.

Например, на уроке русского языка формируются различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок), дети...

Задания для развития информационной компетенции на уроках...

Решения расчетных задач на движение и стоимость.

прививается готовность учащегося к сортировке информации, осмыслению и отсеиванию лишнего.

Основные термины (генерируются автоматически): информация, информационная компетенция, параграф...

О применении информационных технологий для формирования...

Информационная технология обучения - процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является

интерактивная доска, возможность, материал, координатная плоскость, учитель, задание, доска, построение, урок математики...

Формирование ИКТ-компетенций на уроках информатики

 жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях. Поэтому я в своей работе, по формированию ИКТ-компетенции учащихся на уроках информатики, выделила несколько достаточно эффективных средств

Проблемы урока информатики и их решение | Статья в сборнике...

К тому же, в виду огромного потока информации остро встаёт вопрос о развитии у учащихся информационной компетенции.

Так каким же должен быть урок информатики, и учитель информатики, чтобы справиться с теми целями и задачами, которые перед ним поставлены.

Интегрированный урок как средство формирования...

Общая компетенция (ОК)- способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих

Расширение информационного поля студентов; Перенос полученной информации в электронную версию на основе реализации...

Мониторинг сформированности информационной...

функция, информационная компетентность, информация, информационная компетенция, формирование, учащийся, информационная деятельность, график функции, параграф учебника, информационная...