Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.

Дата публикации: 08.02.2016

Статья просмотрена: 226 раз

Библиографическое описание:

Авторханова Х. А. Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 27-30. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/25/708/ (дата обращения: 13.12.2018).



 

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы. А успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на мой взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира.

Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Чаще, к сожалению, господствуют методы внешнего побуждения — отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место тогда, когда учащиеся будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно и интересно. А, следовательно, необходимо активизировать познавательные процессы, используя различные способы.

Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке правил и заданий учебника. Интерес ребенка как нельзя лучше помогает легче запомнить, повышает работоспособность. Активизировать — это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности. Познавательный интерес — избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес — это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под его влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала –«Смертельный грех учителя — быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же учащиеся занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес — не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса — сам процесс деятельности. Здесь на помощь приходят игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда — стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

Возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными — не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приёмов познавательной деятельности.

Познавательный интерес — избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов: мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности. Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой — путём определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Учащиеся запоминают 10 % того, что читают, 26 % того, что слышат, 30 % того, что видят, 50 % того, что видят и слышат, 70 % того, что обсуждают с другими, 80 % того, что основано на личном опыте, 90 % того, что проговаривают в то время, когда делают, 95 % того, чему они обучаются сами. Данная информация позволяет сделать однозначный вывод. Результат обучения зависит от степени активности учащихся в учебном процессе.

Чтобы разбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе её школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Групповая форма обучения требует особой организации класса и применяется как форма организации учебной деятельности мною нечасто, но эта работа даёт заметный эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. В каждой группе выделяется свой лидер, который чувствует ответственность за работу всей группы, а менее подготовленные ученики стараются показать себя с лучшей стороны. Групповую форму обучения я применяю на следующих этапах обучения:

  1.              закрепление пройденного материала;
  2.              проверка знаний и умений учащихся;
  3.              при проведении зачёта.

В группе, где организуется взаимопроверка, ученики разбиваются на пары, выслушивают друг друга и ставят оценки. Таким образом, за один урок удаётся проверить знания теоретического материала у всех учеников. Групповая форма обучения помогает ученикам преодолеть трудности при устных ответах, при решении задач.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у учащихся чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит школьника в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда — стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. Игровые моменты на уроке делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у учащихся доброе, рабочее настроение. Примеры могут быть оформлены в виде индивидуального лото («Действия с натуральными числами», «Действия с десятичными дробями», «Признаки равенства треугольников» и другие). Всевозможные формы кодированных ответов, ребусов привлекают внимание ребят. Интересны для учащихся устные коллективные разминки, занимающие не более 5 минут, развивающие быстроту реакции, внимательность, умение четко и конкретно мыслить. В такие разминки следует включать вопросы, требующие однозначного, быстрого хорового ответа и направленные на актуализацию опорных знаний.

Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда — стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных формируются и нравственные качества личности.

В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности — исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности учащихся, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью можно использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки или разрезные цифры. Всё это служит средством активизации учащихся в игре.

Восприятие — это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельностью как взрослого человека, так и ребёнка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. Одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким.

Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика. Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Память — это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Мастерство учителя состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

 

Литература:

 

  1.              Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся [Текст] / З. М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева, Р. А. Гакаев // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 4–6.
  2.              Гакаев Р. А. Формирование географических и исторических знаний учащихся комбинированным использованием картографического материала [Текст] / Р. А. Гакаев, Т. Ш. Хадаев // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 5–8.
  3.              Гакаев Р. А. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ю. Нуцулханова, С. С. Авхадов // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 1–5.
  4.              Гакаев Р. А. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 178–181.
  5.              Гакаев Р. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы [Текст] / Р. А. Гакаев, М. А. Иразова // Образование и воспитание. — 2015. — № 3. — С. 4–7.
  6.              Гакаев Р. А. Типы уроков географии и особенности их структуры [Текст] / Р. А. Гакаев, Л. Д. Гайсумова // Школьная педагогика. — 2015. — № 2. — С. 19–22.
  7.              Гакаев Р. А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География» [Текст] / Р. А. Гакаев // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 2. — С. 31–35.
  8.              Гакаев Р. А. Лекция как ведущий компонент системы вузовского образования [Текст] / Р. А. Гакаев // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3. — С. 62–64.
  9.              Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное мнение. 2014. № 4. С. 156–159.
  10.         Гакаев Р. А. и др. Методика преподавания географии. Назрань, 2016.
  11.         Гакаева Р. Х. Активные формы и методы проведения уроков математики в целях развития познавательной деятельности учащихся [Текст] / Р. Х. Гакаева // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 122–125.
  12.         Красноперов В. И. Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики [Текст] / В. И. Красноперов, Л. А. Красноперова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 180–183.
  13.         Муцаева Т. С. Методы интерактивного обучения на уроках математики в условиях школы нового поколения [Текст] / Т. С. Муцаева // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 24–27.
  14.         Тихомирова Л. Ф., Басова А. В. «Развитие логического мышления детей» — Волгоград: Учитель, 2002.
  15.         Энгиноева Ф. С. Развитие логического мышления учащихся на уроках физики [Текст] / Ф. С. Энгиноева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 98–102.
  16.         Электронныйресурс http:// nsportal. ru/sites/default/ files/2012/10/11/tv._otchyot.doc
Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, учащийся, познавательная деятельность, устный счет, учебный материал, групповая форма обучения, урок математики, процесс игры, условие поиска, игра.

Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности учащихся на...

познавательный интерес, учащийся, познавательная деятельность, устный счет, учебный материал, групповая форма обучения, урок математики, процесс игры, условие поиска, игра.

Развитие познавательной активности учащихся на уроках...

самостоятельная работа, ученик, урок, урок математики, процесс обучения, групповая форма обучения, устный счет, метод обучения, работа, ребенок.

Дидактическая игра на уроках математики как средство...

Дидактические игры направлены на: – формирование познавательной активности и интереса учащихся

Дидактические игры на уроках математики. Игра «День иночь». Оборудование: карточки с цифрами у каждого ученика.

Развитие познавательного интереса на уроках математики

учащийся, познавательный интерес, учебная деятельность, интерес, урок, окружающий мир, признак делимости, учебная работа, внеклассная работа, задача.

Формирование познавательной активности обучающихся на...

познавательный интерес, учащийся, познавательная деятельность, устный счет, учебный материал, групповая форма обучения, урок математики, процесс игры, условие поиска, игра.

Повышение эффективности применения интерактивных...

Повышение эффективности применения интерактивных технологий в процессе обучения математике.

Использование интерактивного обучения заключается в том, что учитель организует познавательноучебную деятельность обучающегося таким образом, что...

Активные формы и методы проведения уроков математики...

активное обучение, мозговой штурм, игра, учебный материал, учащийся, учебный процесс, игровая деятельность, игровое обучение, коллективная мыслительная деятельность, практическая деятельность.

Формирование познавательных интересов обучающихся

Формирование познавательного интереса к обучению путем... Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных.

Использование средств математики в процессе формирования...

игра, активизация, познавательный интерес, обучающийся, математика, средства.

Дидактические игры направлены на: – формирование познавательной активности и интереса учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности учащихся на...

познавательный интерес, учащийся, познавательная деятельность, устный счет, учебный материал, групповая форма обучения, урок математики, процесс игры, условие поиска, игра.

Развитие познавательной активности учащихся на уроках...

самостоятельная работа, ученик, урок, урок математики, процесс обучения, групповая форма обучения, устный счет, метод обучения, работа, ребенок.

Дидактическая игра на уроках математики как средство...

Дидактические игры направлены на: – формирование познавательной активности и интереса учащихся

Дидактические игры на уроках математики. Игра «День иночь». Оборудование: карточки с цифрами у каждого ученика.

Развитие познавательного интереса на уроках математики

учащийся, познавательный интерес, учебная деятельность, интерес, урок, окружающий мир, признак делимости, учебная работа, внеклассная работа, задача.

Формирование познавательной активности обучающихся на...

познавательный интерес, учащийся, познавательная деятельность, устный счет, учебный материал, групповая форма обучения, урок математики, процесс игры, условие поиска, игра.

Повышение эффективности применения интерактивных...

Повышение эффективности применения интерактивных технологий в процессе обучения математике.

Использование интерактивного обучения заключается в том, что учитель организует познавательноучебную деятельность обучающегося таким образом, что...

Активные формы и методы проведения уроков математики...

активное обучение, мозговой штурм, игра, учебный материал, учащийся, учебный процесс, игровая деятельность, игровое обучение, коллективная мыслительная деятельность, практическая деятельность.

Формирование познавательных интересов обучающихся

Формирование познавательного интереса к обучению путем... Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных.

Использование средств математики в процессе формирования...

игра, активизация, познавательный интерес, обучающийся, математика, средства.

Дидактические игры направлены на: – формирование познавательной активности и интереса учащихся.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос