Система российского среднего образования всегда характеризовалась значительным объемом документооборота. Это обуславливается определенным количеством систем документации в образовательных учреждениях. Отчетная документация является самой громоздкой, требующей вложения материальных и физических ресурсов. Школьные педагоги традиционно загружались неоплачиваемой рутинной работой по системе отчетов. Подобная нагрузка в последние годы только лишь увеличивалась.
В связи с многочисленными просьбами школьных преподавателей, вопрос о сокращении их нагрузки по отчетам был рассмотрен 23 декабря 2015 г. на заседании Государственного совета Российской Федерации под руководством Президента Российской Федерации В. В. Путина. Итогом заседания стало поручение Правительству Российской Федерации принять меры по уменьшению нагрузки школьных учителей по составлению отчетных документов [1]. Во исполнение поручения, анализ документационных систем образовательных организаций выявил огромное количество избыточной документации, зачастую ненужной и дублирующей друг друга. В письме Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 мая 2016 г. N НТ-664/08/269 «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей» руководителям образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего образования были определены конкретные виды документов, составляющих общую систему отчетности учителей. В частности, рекомендовалось «исключить дублирование документов и информации на электронных и бумажных носителях» [2].
Школьные журналы успеваемости также относятся к обязательной системе отчетности, и еще ранее, 15 февраля 2012 г. в письме руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих руководство в сфере образования N АП-147/07, «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде», заместитель Министра образования рекомендовал замену бумажных журналов успеваемости на журналы успеваемости в электронном виде [3].
Как же исполнялись вышеуказанные рекомендации в воронежской системе образования? В январе 2015 г. на форуме сообщества «Образовательная галактика Intel» был проведен социологический опрос педагогов на тему «Дублируете ли вы оценки в электронном и бумажном журналах?». Следующее сообщение с результатами опроса иллюстрирует настоящее положение дел.
‒ Вмоей школе наряду собязательным ведением электронного журнала по старинке дублируют оценки вбумажных журналах 66.67% (82)
‒ Вмоей школе оценки выставляются только вэлектронный журнал. 14.63% (18)
‒ Вмоей школе оценки выставляются только вбумажный журнал. 13.01% (16)
‒ Другое 5.69% (7) [4]
Произошли ли изменения в следующем 2016 году? В октябре 2016 года Воронежский институт развития образования опубликовал документ «О результатах мониторинга отказа от классных журналов в бумажной форме» [5]. В документе приводятся статистические данные о применении электронной формы ведения классных журналов. В частности, говорится, что «с 1 сентября 2016 года 172 школы Воронежской области «активно внедряют электронную форму учета успеваемости и посещаемости» учеников при одновременном отказе от ведения классных журналов в бумажной форме». Однако, анализ произведен на основании пользования образовательными учреждениями сервисом «Дневник.ру».
Практика показывает, что введение электронной системы документации не означает отказ от бумажной системы. К сожалению, реальность такова, что учителей неофициально обязывают вести бумажные журналы успеваемости учеников из-за недоверия руководства школ электронным документационным системам, и это показывают социологические опросы. В результате учитель вынужден дублировать бумажный и электронный документ, на что уходит значительное количество рабочего времени. Подсчитать временные ресурсы, затрачиваемые на заполнение бумажных журналов, можно следующим образом. Если в среднем в школе обучается 40 классов, в каждом из которых проводится в среднем 5 уроков, то получается 200 уроков в день, при 5 дневной учебной неделе — 1000 уроков в неделю и более 4000 уроков в месяц. Чтобы зафиксировать проведение урока в бумажном журнале успеваемости, учителю предметнику необходимо затратить минимум 5 минут. Умножим 4000 уроков на 5 минут, и получим гигантскую цифру — более 300 часов рабочего времени в одной школе! Здесь не учитывается работа классных руководителей по заполнению журнала, а это значительное количество времени — заполнение списков учеников по отдельным предметам, журнал пропусков уроков, журнал занятости обучающихся и т. д. Финансовые затраты образовательных учреждений на закупку бумажных журналов также значительны — 40 классов в школе умножить на 170 школ Воронежской области, получается 6800 журналов. При стоимости одного журнала 50 рублей, получаем более 1 млн рублей расходов школ. В итоге, получаем огромные затраты ресурсов времени и финансов.
Каким образом можно решить эту значительную проблему? Необходимо издать распорядительный документ — вид письменного документа, в котором фиксируют решение административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, учреждений, предприятий, организаций, их подразделений и должностных лиц [6]. Можно рекомендовать департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области издать приказ с указанием на обязательное ведение электронных журналов и запретом на возложение обязанности на учителей вести бумажную форму этих документов.
Литература:
- Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51001 (дата обращения 13.04.2018).
- Информационно-правовой портал Гарант.ру [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71317880/ (дата обращения 10.04.2018)
- Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-15022012-n-ap-14707/ (дата обращения 10.04.2018)
- Форум сообщества «Образовательная галактика Intel» [Электронный ресурс]. - URL: https://edugalaxy.intel.ru/?showtopic=5667 (дата обращения 10.08.2017)
- Независимое педагогическое издание «Учительская газета» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ug.ru/article/948 (дата обращения 10.03.2018)
- ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. – Введ. 01.01.1999. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 1998. – С. 2.