Сразу после создания сайта у каждого предпринимателя последовательно появляются две задачи: привлечение посетителей и получение заказов от этих посетителей. Первая решается с помощью платных и бесплатных инструментов. В роле платных выступают такие инструменты, как поисковое продвижение, контекстная реклама, медийная реклама (баннеры) и маркетинг в социальных сетях. В качестве бесплатных инструментов рассматриваются форумы, социальные сети, сайты вопросов и ответов, блог платформы и тематические сообщества. Вторая задача зависит от целого ряда факторов, направленных именно на восприятие посетителем ресурса: удобство, цена, продукция, наличие удобных способов оплаты, доставки и способов связи, гарантия, положительные отзывы и т. д.
Если на сайте есть посетители, но нет заказов, это говорит о наличии на нем ошибок, которые мешают продажам и вынуждают уходить к конкурентам. В этом случае нужно как можно скорее выявить и устранить их.
С каждым годом в маркетинге фирмы наблюдается рост значения и роли поискового трафика, который обладает огромным потенциалом. Первое место в мире по объему трафика занимает США — 25 % мирового трафика, на втором месте располагается Великобритания, на их долю приходится 5.5 %, Россия в свою очередь занимает третье место с показателем 5 %.
На рисунке 1 видно, что основным каналом трафика в мире являются прямые заходы на сайт (43 %), что говорит о важности развития бренда. На втором месте — трафик из поиска, на долю которого приходится почти треть мирового трафика — 28 % [3].
Рис. 1. Каналы трафика в интернете
Прошел тот период, когда поиск основывался только на технических факторах, когда в первых строках выдачи были сайты, которые наиболее результативно манипулировали ссылочной массой, плотностью ключевых слов и оптимизацией кода сайта. В 2011–2012 годах на первый план вышло удобство взаимодействия с сайтом, то есть поиск обратился в сторону пользователя. В настоящее время эта тенденция набирает все большие обороты, при ранжировании сайтов определяющими становятся такие важные для пользователя факторы, как удобство просмотра с мобильного устройства, быстрые ответы и коммерческие факторы. Все это относится к такому понятию, как web — юзабилити. Юзабилити сайта — это способность продукта быть понимаемым, изучаемым, используемым и привлекательным для пользователя в заданных условиях [4].
В 2018 году прослеживается несколько основных тенденций в поиске:
- Всеобщая «мобилизация». Мобильные гаджеты настолько плотно вошли в нашу жизнь, что на сегодняшний день мы не представляем мир без планшета, смартфона, или умных часов. Этому способствует быстрое распространение интернета. Высокоскоростной Wi-Fi есть в торговых центрах, парках, общественном транспорте и на улице, а там, где его нет, 4G интернет обеспечивают мобильные операторы сотовой связи. Все это дает еще больше возможностей для контакта с потенциальным потребителем в любое время и в любом месте. Это же тенденция подтверждается статистикой — доля мобильного поискового трафика в 2018 году составила 48 %, против 52 % с персонального компьютера [1]. При чем этот разрыв стремительно сокращается, еще в 2016 году соотношение органического мобильного трафика к трафику с персонального компьютера составляло 41 % к 59 %. Совсем скоро Google введет алгоритм, который будет выше ранживать сайты, дружественные к мобильным устройствам.
Если мы не хотим потерять до 48 % потенциальных клиентов, то нашим сайтом должно быть удобно пользоваться как с персонального компьютера, так и с мобильного устройства. В первую очередь, при разработке сайта, стоит ориентироваться на пользователей смартфонов и планшетов. Для этого наилучшим образом подходит адаптивный дизайн, который сам автоматически подстраивает сайт под размеры экрана, с которого его просматривает пользователь [2].
- Сайты-ответы. Опираясь на предыдущий пункт, хочется отметить, что «мобилизация» пользователей привела к тому, что в настоящее время поисковые системы стремятся предложить пользователю в выдаче готовые ответы, а не просто списки сайтов, где эти ответы можно найти. Например, на рисунке 2 можно увидеть, как при вводе в поиск запроса «пробки», поисковая система автоматически определяет наше местоположение и в выдаче сразу же показывает оценку пробок на данный момент в городе, где мы находимся.
Рис. 2. Готовый ответ поисковой системы «Яндекс»
Превращение сайта в ответ на вопросы пользователей становится одной из наиболее эффективных тактик при поисковой оптимизации (SEO), а помогут в этом микроразметка сайта и качественный контент.
- «Острова» Яндекса. Данный сервис находился в разработке и на сегодняшний день приостановлен, но уже в ближайшем будущем пользователи интернета смогут решать свои вопросы непосредственно в выдаче поиска, им не нужно будет переходить на сайты, чтобы совершить какую-либо покупку или забронировать место в кафе. Интерактивные формы непосредственно в выдаче помогут им в этом [5]. Когда сервис выйдет в полную версию, сайт компании обгонит конкурентов, предоставив этот единственный в своем роде сервис одним из первых. На рисунке 3 продемонстрированы интерактивные формы сервиса «Острова» от поисковой системы «Яндекс».
Рис. 3. «Острова» поисковой системы «Яндекс»
- Коммерческие факторы. На сегодняшний день поисковый фрагмент текста — сниппет дает нам большое количество информации, влияющей на наше решение о переходе на сайт: данные доставки, адрес фирмы, цена, часы работы, ассортимент и другое. Это именно те факторы, которые первоочередно интересуют потребителя, пытающегося найти необходимый ему товар через поиск. На рисунке 4 можно увидеть фрагмент текста рекламы компании «Защитные тенты РФ», в котором указана информация о производстве и доставке товара.
Рис. 4. Сниппет фирмы ООО «Защитные тенты РФ» при поиске в Google
Также, коммерческие факторы крайне важны не только для потребителя, но и для самих поисковиков, сайты с хорошими коммерческими факторами всегда ранжируются выше.
- Многое другое… По-прежнему важны такие факторы, как уникальность, время отклика страницы, безопасность сайта, структурированность контента, и многое другое.
Подводя итог, можно сказать, что поисковый трафик растет быстрыми темпами. Основными тенденциями его роста являются проникновение интернета в повседневную жизнь и увеличение мобильного трафика. Органический поиск не просто увеличивает объем трафика, он привлекает качественный трафик, который затем приводит к более высокому проценту конверсии, чем другие каналы. Юзабилити сайта во многом базируется на человеческой психологии и человеческих привычках. Зная стандарты в области построения сайтов в российском сегменте интернета, можно быстро обнаружить и исправить ошибки в удобстве использования ресурса. Благодаря этому можно сохранить до 48 % потенциальных клиентов, пользующихся мобильными устройствами, а также, следуя основным тенденциям в поиске, привлечь новых.
Литература:
- ПРОДВИЖЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО. БЫСТРАЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА // Пиксель Плюс Интернет агенство. URL: https://pixelplus.ru/samostoyatelno/sovety/19.html (дата обращения: 8.11.2018).
- Почему нет продаж, или 10 основных ошибок на сайте // SPARK. Тусовка технологических проектов. URL: https://spark.ru/startup/nethouse/blog/32142/pochemu-.. (дата обращения: 8.11.2018).
- iSEO. Поисковая оптимизация сайтов // 28 % мирового трафика приходит с поиска. URL: https://www.iseo.ru/press/blog/28_mirovogo_trafika_pr.. (дата обращения: 8.11.2018).
- Бакаев М. А. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОЦЕНКЕ ЮЗАБИЛИТИ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В АЛГОРИТМАХ ПОИСКОВЫХ СИСТЕМ // Программные продукты и системы. — 2017. — № 3. — С. 447–455.
- Яндекс. Острова // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Яндекс.Острова (дата обращения: 8.11.2018).