Психолого-педагогическая сказка как средство воспитания и речевого развития дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чистякова, И. В. Психолого-педагогическая сказка как средство воспитания и речевого развития дошкольников / И. В. Чистякова, В. А. Струкова, О. В. Збродова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 329-332. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54329/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена изучению роли психолого-педагогических сказок в воспитании и речевом развитии дошкольников. Авторы описывают педагогический эксперимент с использованием авторских и известных сказок в воспитании и развитии речи дошкольников. Приводятся примеры сказок и их интерпретация. Разработана технология использования психолого-педагогических сказок в коррекции и развитии речи дошкольников. Сделан вывод о том, что психолого-педагогические сказки формируют у дошкольников стремление через подражательность к пониманию сути поступков, поведения себя других людей.

Введение. Актуальность проблемы исследования определяется возможностями дошкольников в речевом творчестве на основе психологических сказок. Для формирования определенных типов поведения, развития речи и творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию личностного потенциала в каждом ребенке.

Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования свидетельствует о том, что большая роль в этом направлении принадлежит воспитателю. В соответствии с реализаций федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в основе которого заложены основные принципы, такие как поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности детства; самоценность детства; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых, имеющих контакт с детьми и др.

Традиционные воспитательные технологии также описаны во ФГОС ДО, однако наиболее эффективными являются нетрадиционные воспитательные технологии, дающие возможность проявлению инициативы и творчества детей.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве. О роли и значении сказок в формировании качеств характера, развитии когнитивных процессов у детей дошкольного возраста имеется множество исследований. Значимость народной сказки и фольклора подчеркивали В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов, А. С. Пушкина, К. Д. Ушинский и др.

Роль сказки в развитии воображения детей дошкольного возраста описано в работах Е. М. Беспаленко, Н. В. Савушкиной, Н. М. Сокольниковой.

Интерес к речевому творчеству в дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в разнообразных его формах (Л. В. Ворошнина, Л. С. Выготский, Н. В. Гавриш, О. М. Дьяченко, М. М. Рыбакова, О. С. Ушакова, А. Е. Шибицкая и другие).

Модель воспитания детей дошкольного возраста методами использования авторской дидактической сказки описана в работах Л. Д. Коротковой [2].

В. А. Краснова отмечает, что «…формирование способности к придумыванию сказок играет существенную роль в развитии и совершенствовании связной речи, ее словаря, способствует активизации детского воображения и мышления, формированию творчества» [3].

К сказке как источнику народной мудрости, способной изменить сознание и самосознание испокон веков обращались философы, педагоги, этнографы, фольклористы.

Инновационным подходом освоения сказок стало появление различных психологических теорий. Психологи аналитики З. Фрейд, К. Г. Юнг, К. Хорни пытались пояснить смысл иносказания сквозь призму символики бессознательного. А известный ученый Э. Берн в сказках искал отголоски сценария жизни человека.

Что относительно воспитания, то именно в дошкольном возрасте закладываются основные черты характера, качества личности, которые будут доминировать во взрослом возрасте. Воспитание — это ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных действий.

Вернемся к историческому опыту России. Вот что писал о воспитанных людях А. П. Чехов (Собр. соч. в 12-ти т. Т.11. М., 1956. С. 83–84): «Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям: они уважают человеческую личность, а поэтому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы; они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом; они чистосердечны и боятся лжи как огня; они не рисуются, держат себя на улице также, как дома, не пускают пыли в глаза; они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают; они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь; они не играют на струнах чужих душ; они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями; они воспитывают в себе эстетику.

Доказано (А. В. Енин): ступени, направления и принципы воспитательной деятельности взаимосвязаны, находятся в постоянном взаимодействии.

Таким образом, изучив научные труды по проблеме исследования, была сформулирована цель — включить в образовательный процесс детского сада психолого-педагогические сказки как средство воспитания и речевого развития дошкольников.

Решались задачи, способствующие достижению цели: знакомство с психологией сказки и психологическими сказками; подготовка детей к пониманию и восприятию сказок; обучение детей основам составления сказок по схеме (зачин, повествование, кульминация, развязка, концовка); анализ образовательных результатов после проведенных занятий.

Новизна исследования: использование психолого-педагогических сказок в дошкольном возрасте как воспитательного развивающего средства.

Методы исследования и испытуемые

Исследование проходило в двух старших группах (логопедической и обычной) МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42» города Воронежа.

Методы исследования: психолого-педагогические сказки.

Результаты и их обсуждение

Задача психолого-педагогической сказки состоит в создании своеобразной виртуальной модели и в организации встречи миров: нашего реального мира и построенного сказочного. Если в результате этого взаимодействия миров у ребенка возникнет новое или обновленное представление о собственных жизненных ориентирах или поведении, то результат достигнут.

Детям были предложены психолого-педагогические сказки. Примеры сказок: «Песенка для весны» (Виктор Кротов) [4]

«Два поздних осенних одуванчика, седые и почти лысые, доживали свое. Росли они из одного корня, но очень различались. Один угасал горестно. Другой сочинял песенку для весны. Горько усмехался над ним первый. Так оба и увяли... Потом пришла весна. Поднялись новые бутоны. Один из них, едва приоткрывшись, запел песенку.

Неужели это ты? — прошептал с земли засохший прошлогодний стебелек.

Да, — кивнул цветок. — Мне весна велела цвести снова, чтобы песенка не пропала.

Вздохнул засохший, и этот вздох был последним, что от него осталось».

Вопросы детям: «Как можно охарактеризовать поведение одуванчиков?», «Кто из двух одуванчиков сильный и не боится трудностей?», «Как вы поступили бы?» и др.

Далее детям предлагается самим сочинить сказку по подобию этой, но самим придумать героев. У детей логопедической группы задание было упрощено.

Следующая сказка «Притяжение силы» (Виктор Кротов) [4].

«Пригласили детей посмотреть силовой завод. Полдня ходили. Видели цеха, где наливают гири тяжестью, где пекут блины для штанг, где тренеры собирают тренажёры, ну и всякое такое. Устали. Под конец им в буфете, дали по чашечке силы. А Дюндин, который хотел стать силачом, выпил тайком ещё пять чашек. Из-за этого он не мог потом думать ни о чём, кроме своей силы. Даже учиться бросил. Пришлось родителям за него думать. Отдали они сына в цирк, и он там стал гимнастов под купол подбрасывать. А что ему? Он мог и слона подбросить».

Вопросы детям: «Выпили бы вы лишнюю чашечку силы?», «А три выпили бы? «Стали бы учиться в школе, если можешь, хоть слона подбросить?», «Что для вас главное, быть умным или быть сильным?».

И снова дети сочиняли сказки по подобию предложенной.

Чем привлекают детей такие сказки? Во-первых, они реалистичны. Во-вторых связаны с жизнью и окружающим миром. В-третьих, они короткие, легко запоминаются и по их подобию легко сочинять собственные сказки.

Что дает это ребенку? На практике доказано, что такие занятия имеют большую ценность для образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.

Во-первых, развивается речь. Во-вторых, образ помощника или волшебного предмета в сказках является как архетип духа, т. е. реальность содержания сознания и бессознательного, что решает поведенческие проблемы. В-третьих, реальность детского бытия — это метафора, а сказочность мира — один из способов достижения внутренней реалистичности, т. е. то, что помогает изменить поведение. В — четвертых, — это метод символического самовыражения, сущность которого определяется использованием спонтанно рождающихся у детей образов, сказочных придуманных героев, метафор, что помогает в снятии эмоционального напряжения в период адаптации, при застенчивости или высоком уровне тревожности, а также расширяет возможности поведения. В-пятых, дети имеющие логопедические проблемы, через образы и символы неосознаваемых процессов психики способны избавиться от логоневрозов. В-шестых, воображение можно использовать для изменения психологического состояния ребенка, для преобразования его поведения.

Выводы. Таким образом, поиск адекватных современному уровню развития педагогической и психологической науки инновационных образовательных средств, позволяющих раскрыть ресурсы детей, в рамках метода агглютинации ориентирует на использование такого материала, который оказался бы наиболее тесно связан с содержанием внутреннего мира дошкольника.

Направленное и направляемое репродуктивное воображение приносит максимальную пользу ребенку в режиме активного общения и взаимодействия с воспитателем.

Одним из преимуществ создания дошкольниками сказочных образов и моделирования их поведения заключается в часто порождаемом ими ощущении безопасности, что очень важно при первых шагах в спонтанном воображении.

Заключение. В дошкольном возрасте восприятие психолого-педагогических сказок является специфической деятельностью. Сказка для ребенка — это реальность, которая позволяет раздвигать рамки повседневной жизни, сталкиваться со сложными ситуациями и чувствами и в доступной для понимания дошкольника форме постигать взрослый мир чувств и эмоций, как непосредственной формы выражения чувств. Воспринимая сказку, а затем, создавая свою, новую сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, приписывает ему свои переживания и формы поведения. Это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания, и что всегда есть выход из сложных жизненных ситуаций.

Литература:

  1. Вачков И. В. Сказочная имаготерапия: предпосылки и некоторые положения. Материалы второго Международного сказкотерапевтического фестиваля «Психология сказки и Сказка психологии». М:. 2010, с. 6–8.
  2. Короткова Л. Д. Технология духовно-нравственного воспитания средствами авторской дидактической сказки // Духовно-нравственные традиции в современном семейном и общественном воспитании. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Вып. 5. Калуга, 2007. с.27–29.
  3. Краснова В. А. Формирование у старших дошкольников способности к придумыванию сказок (анализ практики работы)//Проблемы современного дошкольного воспитания: поиск, опыт, творчество. Сб. тезисов докладов/Ред.Ю. И. Щербаков. М.: МГОПУ, 1997. С.14–16.
  4. https://www.litres.ru/viktor-krotov-10034912/tabletki-ot-nesladkoy-zhizni-skazochki-dlya-vsey-semi/chitat-onlayn/
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, дошкольный возраст, ребенок, Детский сад, поведение, проблема, развитие речи дошкольников, речевое развитие дошкольников, речевое творчество.


Похожие статьи

Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Мнемотехника как средство познавательно-речевого развития дошкольника

Кружковая работа как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Психологические основы становления экологического сознания детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средства развития детей дошкольного возраста

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Похожие статьи

Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Мнемотехника как средство познавательно-речевого развития дошкольника

Кружковая работа как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Психологические основы становления экологического сознания детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средства развития детей дошкольного возраста

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Задать вопрос