Театрализованная деятельность в детском саду (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.

Дата публикации: 08.07.2023

Статья просмотрена: 1326 раз

Библиографическое описание:

Чобанян, Р. Ш. Театрализованная деятельность в детском саду (из опыта работы) / Р. Ш. Чобанян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/archive/474/103162/ (дата обращения: 24.11.2024).



«Театр — это волшебство, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир, всесторонне развивается!»

Родители увлечены идеей интеллектуального воспитания ребенка. Они хотят видеть своих детей усидчивыми, внимательными, собранными, целеустремленными, желающими учиться, то есть наделенными такими качествами, которые способствуют умственному развитию и облегчают процесс обучения.

Современные дети быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость.

Дети дошкольного возраста не всегда могут контролировать и понимать свои эмоции, они менее отзывчивы к чувствам других, у них недостаточно развиты память и внимание, часто отсутствуют навыки произвольного поведения. Развивать эмоциональную сферу детям дошкольного возраста помогает театрализованная деятельность, через неё дети учатся осознавать свои эмоции, что приводит к эмоциональному раскрепощению ребёнка.

В театрализованной игре проявляются и формируются все стороны психической жизни ребенка. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач.

Для этого и я обратилась к театральной деятельности, одному из самых эффективных методов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип развития: развивай играя.

Прежде чем проводить театрализацию, сначала мы с детьми углубили знания детей о театре, как о виде искусства. Воспитывая навыки театральной культуры, рассказывала детям о тех, кто работает в театре. Ознакомила с разновидностями театра, оперный, балетный, кукольный, драматический, детский. Старалась научить ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, объясняя, что необходимо стремиться, самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Помогать постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности (музыка, слово, хореография, декорации)

Закреплять умение использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонации, движения).

Также учила детей согласовывать свои действия с партнерами, проявлять творческую активность на всех этапах работы над спектаклем;

Работали над дикцией, интонацией, силой голоса. Пополняли и активизировали словарь детей, развивая воображение и мышление.

Дети очень любят сказки, внимательно их слушают. А с каким удовольствием участвуют в инсценировках любимых сказок!

Первая наша инсценировка прошла в первой младшей группе. Сказки «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Репка» — это их первые любимые сказки. И дети выбрали сказку «Репка».

Дети сами себе выбирали роли, одевали маски, кто кем будет играть в этой сказке.

В нашем детском саду проходил показ русской народной сказки «Репка» для детей раннего возраста. А наши малыши — артисты. Сказку «Репка»мы инсценировали для детей- зрителей второй младшей группы. Сначала детей ознакомила со сказкой, вместе с детьми учили стихи и повторяли слова вслед за мной, каждый ребёнок старался в меру своих возможностей говорить громко, выразительно, а также работали над мимикой, над пластикой всё должно быть, как в настоящем театре! И когда у детей более или менее, соответственно возрастным особенностям, была выработана интонация и сила голоса, мы её решили инсценировать.

В ходе показа у детей повысился интерес к драматизации знакомой сказке умение передавать эмоциональное состояние героев. Появилось желание у детей выступать перед детьми- зрителями, это большая ответственность и конечно переживание детей, потому что надо так выступить, чтобы малышам всё было понятно это особый зритель.

Во время показа сказки малыши старались, и им удалось подарить всем радостное и праздничное настроение.

Во второй младшей группе я организовала с детьми инсценировку сказки К. И. Чуковского «Цыпленок». Участники наши ребята очень трепетно отнеслись к показу. Ведь они артисты, а зрители- дети первой младшей группы. Дети настоящие, будущие артисты. Молодцы!!!

В этом возрасте дети уже старались логически мыслить, отгадывать загадки, запоминать потешки, хороводные песни, анализировать свою деятельность.

И самое главное качество, выражать положительные эмоции: интерес, радость, восхищение.

Сказка является важным способом формирования воспитанности в детях. Как говорил Сухомлинский «Сказка является наставником, помощником и учителем, особенно в возрасте подготовительного и младшего возраста».

Ценность сказок в воспитательном процессе детей, невозможно переоценить. Очень важен нравственный аспект воспитания.

В средней группе мы с детьми подготовили инсценировку сказки «Под грибом». Спектакль поставлен перед маленькими зрителями нашего детского сада младшей группы.

Выступление перед публикой, для детей — это праздник, это демонстрация своих талантов… Подготовка декораций и костюмов — это особый вид изобразительного творчества. В изготовлении декораций дети принимали посильное участие. Проводилась большая предварительная работа. Ознакомление со сказкой. Рассматривание иллюстраций животных: муравья, бабочки, воробья, зайца, лисы, лягушки.

В этой сказке дети показали зрителям и познали для себя, что при любых обстоятельствах нужно помогать друг другу, быть отзывчивыми и добрыми, тем самым сказка помогает воспитывать в детях нравственные и личностные качества.

Каждый ребёнок-артист старался выразительно исполнить свою роль, эмоционально передавая образ героя, согласовывая движения в соответствии со сменой музыки и текста. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица малышей во время спектакля убедительно свидетельствовали о том, как дети любят театральные игры и подражая героям целиком и полностью вливаются в образ своего героя, персонажа, ждут с нетерпением показа.

Театрализация сказки «Под грибом», доставила детям большую радость. Такие показы глубже развивают у них художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений. Малыши с удовольствием посмотрели сказку и остались довольными творчеством наших детей.

В старшей группе с детьми было решено сделать театрализованную постановку по сказке Г. Х. Андерсена « Дюймовочка » .

«Дюймовочка» — красивая сказка о крошечной девочке, и ее приключениях. В нашей жизни часто возникают различные происшествия и экстремальные ситуации, и сказка «Дюймовочка» помогает учиться не попадать в них, а если попал, то правильно из них выходить.

Сшили красочные костюмы на каждого артиста, и приготовили яркие декорации. Дети приложили максимум усилий, репетируя свои роли. Все с большим нетерпением ждали дня выступления и очень волновались. Дети, затаив дыхание, ожидали начала сказки.

И вот наступил этот волнительный день! Самые лучшие, талантливые, артистичные воспитанники старшей группы выступили перед большой публикой.

Зрители тепло встретили и принимали юных артистов, внимательно слушали рассказчика и смотрели за действием сказки.

Артисты показали на высшем уровне свои актёрские способности.

Буря положительных эмоций, и бурных аплодисментов, это был самый лучший подарок нашим дорогим артистам. Побывав на театрализованной постановке, зрители и артисты смогли окунуться в мир красоты, увлечь им людей и поселить в душе огромное счастье, которое даруется театром.

Ребята подготовительной группы подготовили необычное театрализованное представление «Гуси-лебеди». Дети с удовольствием вошли в образы героев и имитировали характерные особенности персонажей, используя выразительные возможности голоса, мимику и жесты. А также преодолели все трудности и помогли Машеньке спасти Ванюшу из плена Бабы-Яги.

Дети в очередной раз почувствовали себя артистами. Изготовили пригласительные и приглашали своих любимых зрителей, старшего и среднего дошкольного возраста других возрастных групп, а также их родители.

Все участники спектакля были в нарядных, ярких, театральных костюмах. В этом возрасте дети овладевают навыками публичных выступлений. Они согласовывают между собой, роли.

К этому дню была проведена большая работа по изготовлению атрибутов, пошив костюмов родителями этой группы. И вот наш результат.

Артисты подарили детям и родителям праздник, доставили большую радость. Зрители словно очутились в сказке, они мысленно переживали за сестру и маленького братика и с удовольствием наблюдали за развитием сюжета.

Юных артистов зрители провожали бурными аплодисментами. Хочется искренне поблагодарить родителей за сотрудничество и помощь в воспитании наших детей.

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно — в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости?

Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов.

Игра — дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Игры- драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей.

Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.

В моей работе был проведен анализ из опыта работы, посвященной данной проблеме, была раскрыта роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие дошкольников и необходимость их использования как во время занятий, так и в свободное время. Был изучен механизм руководства театральными играми и методика проведения занятий.

Были разработаны этапы постепенного включения данного вида игр в процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста. Проведенная работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных игр оправдала себя: дети стали более раскрепощенными, открытыми, улучшилась речь и взаимопонимание. С учетом успехов и проблем, планирую, продолжение работы по взаимодействию с родителями, продолжение совершенствования предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС ДО. В перспективе своей работы планирую продолжить активное внедрение театрализованной деятельности для развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста. Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа, которая требует участия родителей. Важно также, участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, младшая группа, артист, игра, участие родителей, дошкольный возраст, родитель, театральная деятельность, детский сад.


Задать вопрос