Лоббизм как общественно-политическое явление | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 30.11.2018

Статья просмотрена: 2617 раз

Библиографическое описание:

Балевская, Я. Д. Лоббизм как общественно-политическое явление / Я. Д. Балевская, М. И. Федотов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54298/ (дата обращения: 28.04.2024).



Лоббизм играет огромную роль в общественной и политической жизни страны, с его помощью можно донести до правительства интересы общества, различных групп, влиять на принятие решений в законодательном аппарате и так далее. Но все ли так прозрачно и просто? В этой статье рассматривается явление лоббизма и его проявлений с различных сторон.

Ключевые слова: лоббизм, лоббирование, коррупция, закон, правительство, влияние, интересы общества, частные интересы, политика, демократия, власть, народовластие.

Тема лоббизма с каждым годом набирает все новые обороты. Она привлекает внимание законодательных и исполнительных органов власти и является предметом обсуждения и исследования многих общественных организаций и ученых. В современных исследованиях отсутствует единое определение понятия “лоббизм”, различные ученые-политологи рассматривают его по-разному и каждый отстаивает свою точку зрения. Большинство же людей, не имеющих отношения к политике, не представляют себе сущность лоббизма и его влияние на политическую деятельность. Зачастую лоббизм и коррупция связаны между собой и для того, чтобы выявить взаимосвязь, нужно иметь четкое представление о том, что такое лоббизм.

От грамотного руководства и эффективности решений, которые принимаются на разных уровнях, зависят темпы развития и благосостояния общества. И, таким образом, формируются различные добровольные объединения граждан — группы интересов, которые стремятся донести свои требования и пожелания до правящих структур. Самой распространённой формой воздействия таких объединений на органы власти и является лоббирование. В наши дни лоббирование стало неотъемлемой составной частью политической жизни практически во всех странах с развитой рыночной экономикой и демократическим политическим режимом.

Самое распространенное определение лоббизма можно описать как систему приемов и целенаправленное воздействие определенных социальных сил на властные структуры, а именно на законодательные и исполнительные, в целях удовлетворения своих интересов. В системе лоббизма преследуются самые разнообразные цели и интересы: политические, экономические, правовые, социальные и многие другие. Но из всех этих целей преобладают, бесспорно, экономические. В политике понятие «лоббизм» имеет негативный характер, поэтому раньше его старались всевозможными способами исключить из обихода, заменяя его такими понятиями как «группы интересов» или «группы давления».

Различают прямой, косвенный и внутренний лоббизм. Прямой лоббизм — это непосредственное воздействие на представителей соответствующего государственного органа с целью добиться принятия решения, удовлетворяющего конкретные интересы. Косвенный лоббизм — организация кампаний с целью оказания давления, которые проходят за пределами государственных органов, часто без указания конкретного адресата. Например, путем формирования общественного мнения с помощью средств массовой информации, массовых акций или даже судебных процессов. Внутренний лоббизм — деятельность какой-либо группировки внутри какого-либо органа с целью добиться принятия определенного решения различными путями [1].

Для лоббизма характерно то, что всегда есть субъект и объект давления. В отдельных случаях может быть еще и посредник. Лоббистами могут быть физические и юридические лица. Для расширения понятия субъект можно причислить к лоббистам союзы, организации, адвокатские и консультационные конторы, специальные агентства. Обязательно имеется инструмент давления и предмет лоббирования — то, ради чего производится давление. В его роли могут выступать ресурсы (финансы, территория), какие-либо проблемы, требующие решения, а также позиция, когда субъекты лоббирования пытаются получить определенный статус, исключительное положение (монополию и др.).

Считается что традиция лоббизма как политического явления происходит со времени правительства президента Соединенных Штатов Улисса Симпсона Гранта (1869–1877 гг.). По вечерам он со своими коллегами, среди которых были сенаторы и министры, регулярно отдыхали после напряженного рабочего дня в вестибюле одного из отелей. Там они встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и давали обещания (порой не бескорыстно) выполнить их [2].

В современных цивилизованных формах лоббизм является широко используемой и легальной формой влияния различных общественных объединений на аппарат государственной власти, причем влияния снизу. Основная цель такого демократического лоббирования — добиться того, чтобы государственная власть учитывала в законодательных и иных правовых актах особые интересы разных групп общественности, которые не противоречат интересам общества в целом. Лоббизм как политическое явление базируется на праве каждого гражданина демократичного общества направлять петиции (обращения) должностным лицам и органам государственной власти, которое зафиксировано в конституциях всех демократических стран мира.

Итак, лоббизм как общественно-политическое явление зародился в странах Запада. Самым ранним установленным случаем иностранного лоббизма считается наем в XIX веке российским правительством американского экс-сенатора для лоббирования покупки американским правительством Аляски [3]. В Россию же он попал после развала Советского Союза и сейчас активно внедряется во все сферы политического управления.

С каждым годом лоббизм становится все более распространенным и его даже можно подразделить по таким видам, как гражданский, политический, профессиональный, иностранный и региональный. И это показывает, насколько явление лоббизма значимо, ведь оно охватывает все сферы общественно-политической жизни.

Если постараться провести параллель между лоббизмом и осуществлением народом своей власти через представителей им же избранных, можно сделать следующий вывод. Когда народный представитель в органах государственной власти принимает решение относительно заявленного гражданами вопроса, и этот вопрос изменяет обстоятельства в категориях «лучше или хуже», то в случае с лоббированием присутствует категория «другое». Несомненно, позиция одной группы интересов может задевать интересы другой, что выражается скорее в негативном ключе для последней, но при этом такие последствия являются субъективными, а не объективными.

На наш взгляд, можно с полной уверенностью утверждать, что лоббизм — это неотъемлемый признак демократии. А демократия является атрибутом современного прогрессивного общества, поэтому бороться с лоббизмом, значит бороться с демократией. Лоббирование позволяет различным структурам не только принимать активное участие в политическом процессе, но и воздействовать на него.

Как итог, можно утверждать, что лоббизм и демократия всегда идут рядом. Конечно, есть и исключения из этого правила. Но они не настольно многочисленны, если не принимать во внимание коррупцию. Поэтому, чтобы лоббизм приносил пользу для государственного управления, его необходимо грамотно оформить законодательно, тогда будет расти демократия и сдерживаться коррупция.

Думается, что со временем лоббизм прочно интегрируется в политическую среду государства и общества. Пусть нормативная база и отсутствует, лоббизм ежедневно применяется в Российской Федерации.

Но одной из наиболее трудноразрешимых проблем, связанных с внедрением лоббизма в России, является преодоление огромного недоверия в обществе к лоббистской деятельности. Это связано не только с ее непрозрачностью, но и с тем, что российский лоббизм на данный момент представляют в основном те группы интересов, которые не пользуются доверием у общества, продвигаются интересы экономические (банки, страховые организации, огромные корпорации). Лоббизм в России еще не воспринял нормы и ценности цивилизованного лоббизма и не стал общественно признанным социальным институтом.

Поэтому мы считаем, что внедрение цивилизованного лоббизма в полном объеме в нашу страну возможно только с перестройкой сознания населения, с реформой законодательства и с качественными изменениями всей системы взаимодействий власти и общества.

В современной России существуют определенные закономерности в области лоббизма. Например, основными потребителями лоббистской деятельности являются крупные олигархические и монопольные структуры, которые хотят получить выгодные государственные решения лично для себя. В России группы интересов формально не организованы и, как правило, представляют собой просто разнородные группы людей с едиными интересами. Лоббистская деятельность не носит специализированный характер, осуществляется непосредственными субъектами лоббирования, но в последнее время растет число организаций, предлагающих лобби-услуги, которые специализируются в этой области. Кроме того, помимо общепризнанных субъектов лоббизма, в России действуют и такие особые объединения лоббистской деятельности, которые включают в себя представителей органов власти различных уровней. Проблема таких объединений в том, что они могут стать объектом лоббирования со стороны других групп интересов.

Анализируя современный лоббизм в Российской Федерации, можно сделать вывод, что он как социальный институт общества находится еще в стадии становления. Это проявляется, прежде всего, в отсутствии механизмов государственного и общественного контроля за деятельностью лоббистских групп. В лоббизме отмечается активное влияние криминальных и полукриминальных интересов, что приводит, в том числе, к применению противозаконных методов в лоббистской деятельности (подкуп, шантаж и т. п.), к искажению цивилизованных норм лоббирования.

Нами было проанализировано явление лоббизма с различных сторон, что позволило выявить его плюсы и минусы для рассмотрения необходимости в его дальнейшем развитии в конституционных нормах и правовом регулировании данного института.

К «плюсам» лоббизма можно отнести следующее. Прежде всего, он может усиливать позиции законодательной власти, поскольку предает им большую динамику и гибкость, влияя на управленческие решения. Далее, лоббизм становится инструментом, который мобилизует общественную поддержку или оппозицию какому-либо законопроекту, а учитывая то, что в условиях динамически развивающихся рыночных отношений интересы различных социальных групп и слоев ставятся на второй план, лоббирование позволяет самоорганизовать гражданское общество и донести до правящих структур свои позиции, в том числе создает возможность обеспечить интересы меньшинства. Кроме того, лоббизм можно применить как некое стимулирование к конкретным действиям, ускорению принятия решений по тем или иным вопросам, которые интересуют заинтересованные группы. То есть он является своеобразным активатором каких-либо процессов или явлений в области политике.

Лоббизм дает негосударственным структурам некую свободу, поскольку они могут попытаться самостоятельно решать свои проблемы, обладая определенным выбором путей и средствами подобного решения.

На наш взгляд, самым большим плюсом является то, что лоббизм помогает обратить внимание на «кричащие» проблемы. Лоббисты могут информировать государственные (законодательные) органы власти о происходящем на нижних и других слоях волеизъявления и эти вопросы могут вноситься на парламентские слушания. То есть лоббизм расширяет информационную и организационную базу принимаемых решений.

К «минусам» лоббизма можно отнести следующее. Он может реализоваться как непатриотическое средство, удовлетворяя иностранные интересы в ущерб государственным. Кроме того, возникают преступные виды лоббизма, такие как взяточничество, коррупция, которые подрывают фундамент власти, оказывая существенное давления на государственные органы.

Лоббизм таит в себе опасность перестать быть инструментом народовластия, превратившись в мощный инструмент отдельных властных групп. Результативность у групп (организаций) с большими финансово-материальными возможностями значительно выше, чем у других групп и структур, что проявляет некую социальную несправедливость, дестабилизирует обстановку и дисбалансирует интересы.

Большой минус лоббирования заключается также в том, что он зачастую препятствует решению действительно важных и ценных общественных интересов, осуществляя интересы чиновников. Это средство мешает стабильной и оперативной государственной политике, поскольку может способствовать частой смене приоритетов, усиливать и ослаблять различные ветви власти или оно может быть направлено на постоянное перераспределение бюджета. И, помимо всего прочего, лоббизм может быть использован как инструмент обогащения отдельных групп людей у власти.

Тем не менее, несмотря на обилие минусов лоббизма, я считаю, что его плюсы все же могут быть намного весомее, чем сейчас, при грамотном законодательном оформлении.

Литература:

  1. Любимов А. П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. М., 1998.
  2. Интернет-ресурс http://lobbying.ru/dictionary_word.php?id=1.
  3. Интернет-ресурс http://www.raso.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): лоббизм, лоббистская деятельность, государственная власть, группа интересов, интерес, Россия, интерес общества, лоббирование, явление лоббизма, Российская Федерация.


Похожие статьи

Юридические особенности лоббирования в России

лоббистская деятельность, Великобритания, Канада, США, лоббизм, регулирование лоббизма, Россия, группа давления, группа интересов, лоббист. Регулирование лоббирования в Брюсселе | Статья в сборнике...

Как создать цивилизованную систему регулирования лоббистской...

Лоббизм, как явление, возникает тогда, когда в обществе появляются социально-оформленные группы интересов. Группа интересовгруппа, которая выдвигает определённые требования к другим группам для поддержания или укрепления своих интересов.

Модели регулирования лоббистской деятельности

Ключевые слова: лоббизм, лоббистская деятельность, группы интересов, функциональное представительство интересов. Структура и содержание лоббистского правоотношения. Большинство исследователей определяет лоббирование как деятельность лоббистов по...

Дискуссии об определении лоббизма в политической теории

Ключевые слова: лоббизм, лоббистская деятельность, группы интересов, функциональное представительство интересов.

В начале 90-х годов XX в. лоббизм стал активнее изучаться российскими политологами. Авторы начали предлагать различные определения лоббизма.

Лоббизм в правоприменительном процессе РФ | Статья в журнале...

Феномен лоббизма в правоприменительном процессе представляет довольно широкий круг интересов и оказывает, во многих случаях, положительное влияние на само формулирование правил поведения, которые направлены на удовлетворение тех или иных интересов.

Особенности правового регулирования лоббистской...

Ключевые слова: лоббизм, лоббистская деятельность, группы интересов, функциональное представительство интересов. В XIX в. лоббистами называли просителей, приходивших в государственные учреждения. Регулирование лоббирования в Брюсселе | Статья в сборнике...

Структура и содержание лоббистского правоотношения

Иванов П.А. Особенности функционирования групп интересов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Ключевые слова: лоббизм, лоббистская деятельность, группы интересов, функциональное представительство интересов.

Легализация лоббирования как средство борьбы с коррупцией...

Россия, лоббистская деятельность, правовое регулирование, национальный план противодействия коррупции, минэкономразвития России, лоббирование, Президент РФ, публичная власть, Российская... Лоббизм в правоприменительном процессе РФ | Статья в...

GR-менеджмент в России: проблемы и вектор развития

Лоббизм — это практика воздействия физических лиц и организаций на органы

На сегодняшний день в России лоббистская деятельность не регламентирована на

Правовой основой лоббизма фактически являются нормы Конституции Российской Федерации: п. 1 ст...

Похожие статьи

Юридические особенности лоббирования в России

лоббистская деятельность, Великобритания, Канада, США, лоббизм, регулирование лоббизма, Россия, группа давления, группа интересов, лоббист. Регулирование лоббирования в Брюсселе | Статья в сборнике...

Как создать цивилизованную систему регулирования лоббистской...

Лоббизм, как явление, возникает тогда, когда в обществе появляются социально-оформленные группы интересов. Группа интересовгруппа, которая выдвигает определённые требования к другим группам для поддержания или укрепления своих интересов.

Модели регулирования лоббистской деятельности

Ключевые слова: лоббизм, лоббистская деятельность, группы интересов, функциональное представительство интересов. Структура и содержание лоббистского правоотношения. Большинство исследователей определяет лоббирование как деятельность лоббистов по...

Дискуссии об определении лоббизма в политической теории

Ключевые слова: лоббизм, лоббистская деятельность, группы интересов, функциональное представительство интересов.

В начале 90-х годов XX в. лоббизм стал активнее изучаться российскими политологами. Авторы начали предлагать различные определения лоббизма.

Лоббизм в правоприменительном процессе РФ | Статья в журнале...

Феномен лоббизма в правоприменительном процессе представляет довольно широкий круг интересов и оказывает, во многих случаях, положительное влияние на само формулирование правил поведения, которые направлены на удовлетворение тех или иных интересов.

Особенности правового регулирования лоббистской...

Ключевые слова: лоббизм, лоббистская деятельность, группы интересов, функциональное представительство интересов. В XIX в. лоббистами называли просителей, приходивших в государственные учреждения. Регулирование лоббирования в Брюсселе | Статья в сборнике...

Структура и содержание лоббистского правоотношения

Иванов П.А. Особенности функционирования групп интересов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Ключевые слова: лоббизм, лоббистская деятельность, группы интересов, функциональное представительство интересов.

Легализация лоббирования как средство борьбы с коррупцией...

Россия, лоббистская деятельность, правовое регулирование, национальный план противодействия коррупции, минэкономразвития России, лоббирование, Президент РФ, публичная власть, Российская... Лоббизм в правоприменительном процессе РФ | Статья в...

GR-менеджмент в России: проблемы и вектор развития

Лоббизм — это практика воздействия физических лиц и организаций на органы

На сегодняшний день в России лоббистская деятельность не регламентирована на

Правовой основой лоббизма фактически являются нормы Конституции Российской Федерации: п. 1 ст...

Задать вопрос