GR-менеджмент в России: проблемы и вектор развития | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 11. Маркетинг, реклама и коммуникации

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2018)

Дата публикации: 19.03.2018

Статья просмотрена: 1518 раз

Библиографическое описание:

Леонова, Е. В. GR-менеджмент в России: проблемы и вектор развития / Е. В. Леонова. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/13992/ (дата обращения: 23.04.2024).



Ключевые слова: GR-менеджмент, коммуникация, лоббирование, политические элиты, бизнес.

Сегодня мы живем в демократическом обществе, для которого характерно активное взаимодействие различных институтов и структур, в частности взаимодействие властных структур и бизнеса. Анализируя рынок труда, можно прийти к выводу, что профессия GR-менеджера становится актуальной в настоящий момент времени. Любая крупная компания нуждается в подобных специалистах, т. к. именно GR-специалист является посредником между компанией и государственными структурами, решающий важные вопросы, от которых зависит успешность функционирования того или иного бизнеса на рынке. Существуют различные подходы к толкованию понятия «Government Relations». Наиболее распространенное определение заключается в дословном переводе термина «Government Relations”, то есть «связь с правительственными организациями». Однако справедливо отметить мнение Сморгунова относительно определения данного термина. Он обращает внимание, что понятие «Government” в данном смысле необходимо переводить не как «правительство», а в качестве «государственной системы управления», которая включает в себя все ветви государственной и муниципальной власти [1]. Понятие «GR” также тесно связано с таким важным понятием, как лоббизм. Лоббизм — это практика воздействия физических лиц и организаций на органы государственной власти и местного самоуправления с целью склонения их к принятию тех или иных решений, в том числе к изданию нормативно-правовых актов. Игорь Минтусов говорит о том, что «Специалисты по GR строят отношения. Отношения можно сравнить с мостом. Один берег — это ваша организация, другой берег — власть. Лоббирование — это решение. Лоббист — человек, которые в определенный момент проходит по мосту для получения нужного решения» Также он обращает внимание на тот факт, что «Слово «лоббирование» в нашем обществе имеет негативные коннотации, и поэтому все лоббисты в России последние 10 лет называют себя специалистами по GR»

Стоит также обратить внимание на нормативно-правовую базу, регламентирующую лоббистскую деятельность. На сегодняшний день в России лоббистская деятельность не регламентирована на федеральном уровне специальным законодательством. Правовой основой лоббизма фактически являются нормы Конституции Российской Федерации: п. 1 ст. 30 («каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется»), п. 2 ст. 45 (право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом), ст. 33 («граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления») Российское законодательство также регулирует деятельность партий как элемента системы представительства интересов посредством Федерального закона «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Этот закон существенно ограничивает перечень потенциальных лоббистов — физических и юридических лиц и их возможности как спонсоров партий. Кроме того, возможности иностранных лоббистов как спонсоров партий существенно ограничены не только этим законодательным актом, но и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 N 7-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Уже более пятнадцати лет в российском общественно-политическом дискурсе всё чаще звучит тезис о необходимости регулирования лоббистской деятельности. Это необходимо, чтобы работа профессиональных лобби перешла на новый качественный уровень, минимизировала коррупционные схемы и теневые заговоры. Что качается России, особо широкое распространение GR-менеджмент получил в сфере взаимодействия крупного бизнеса с органами государственной власти в таких отраслях, как: металлургическая, нефтяная и газовая отрасль, телекоммуникационная, электроэнергетическая, автомобилестроительная, табачная, пивная и фармацевтическая. Для компаний в перечисленных отраслях решения государства по ряду вопросов играют ключевую роль в развитии компании, именно поэтому GR-менеджмент приобретают важнейшую роль в организационной структуре. От того, насколько грамотно и эффективно будет выстроена коммуникация между корпорацией и государственными органами, будет зависеть ее деловая репутация и статус на рынке. Таким образом, ключевыми элементами GR-среды в России, необходимыми для ее формирования, выступают: [5]

‒ коммуникационные каналы;

‒ нормативно-правовая база;

‒ PR-технологии, обеспечивающие взаимодействие государства и бизнеса, а также гражданского общества (зачастую применяемые для управления общественным мнением).

В заключение стоит отметить, что до недавнего времени крупному бизнесу в России было выгодно играть без правил, по установившимся в определенных кругах приемам теневого лоббирования. Олигархи, обладая внушительными материальными ресурсами, использовали свои возможности для создания собственных политических платформ и могли корректировать правила, установленные властью, что приводило к установлению монополий и устранению рыночных конкурентов путем «нечестной борьбы». Отказаться от возможности решать свои проблемы на «особых» условиях, прибегая к методам теневого лоббирования, представителям крупного бизнеса непросто. Работать по узаконенным правилам и иметь равные шансы при отстаивании своих интересов во власти означает для многих олигархических структур потерю своих сверхдоходных позиций в бизнесе и преференций. Этим и объясняется непопулярность среди большинства крупных бизнесменов идеи законодательного урегулирования лоббистской деятельности. Аналогичным образом, и властные структуры, заинтересованные в отсрочке принятия закона, не спешат ввести в законные рамки свои отношения с бизнесом. Однако демократический диктует необходимость ответственной политики во взаимоотношениях власти бизнеса. Лишь цивилизованные отношения между данными институтами позволят сохранить и укрепить принципы государства как правового, таким образом повышая доверие граждан к государственным органам и бизнесу.

Литература:

  1. Зимин В. GR в России: горизонтальная «вертикаль власти» // Пресс-служба. — 2009. — № 11.
  2. Королюк Е. В. Институционально-хозяйственные факторы развития России // Экономические науки. — 2011. — № 78.
  3. Любимов А. П. История лоббизма в России. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005.
  4. Сморгунов Л. В. GR-связи с государством. Теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством: учеб. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2012.
  5. Толмачева И. Н. Лоббизм по-русски. Между бизнесом и властью. — М.: Эксмо, 2011.
  6. Шатилов А. Б. GR для эффективного бизнеса: учеб. пособие. — М.: Форум, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, крупный бизнес, лоббистская деятельность, бизнес, государственная власть, местное самоуправление, нормативно-правовая база, Российская Федерация, спонсор партий, теневое лоббирование.

Ключевые слова

коммуникация, бизнес, лоббирование, GR-менеджмент, политические элиты

Похожие статьи

Юридические особенности лоббирования в России

Россия, лоббистская деятельность, правовое регулирование, национальный план противодействия коррупции, минэкономразвития России, лоббирование, Президент РФ, публичная власть, Российская Федерация...

Политические партии в системе противодействия коррупции...

Россия, крупный бизнес, лоббистская деятельность, бизнес, спонсор партий, Российская Федерация, нормативно-правовая база, местное самоуправление, государственная власть, теневое лоббирование.

Основы взаимодействия политических партий и государства

Россия, крупный бизнес, лоббистская деятельность, бизнес, спонсор партий, Российская Федерация, нормативно-правовая база, местное самоуправление, государственная власть, теневое лоббирование.

Политическое пространство современной России: состояние...

Россия, крупный бизнес, лоббистская деятельность, бизнес, спонсор партий, Российская Федерация, нормативно-правовая база, местное самоуправление, государственная власть, теневое лоббирование.

Модели регулирования лоббистской деятельности

Юридические особенности лоббирования в России. Чернышева В. А. Лоббирование интересов бизнеса в политических органах и

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, лоббистская деятельность, правовое регулирование, национальный план противодействия...

Российский популизм по-американски: московское движение...

Россия, крупный бизнес, лоббистская деятельность, бизнес, спонсор партий, Российская Федерация, нормативно-правовая база, местное самоуправление, государственная власть, теневое лоббирование.

Лоббизм в правоприменительном процессе РФ | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, правоприменительный процесс, принятие решения, процесс лоббирования, интерес, Свердловская область

Особенности правового регулирования лоббистской деятельности...

Легализация лоббирования как средство борьбы с коррупцией...

лоббистская деятельность, публичная власть, Россия, коррупция, лоббирование, орган, лоббист, дача взятки, государственно-властное решение, антикоррупционная политика.

Особенности правового регулирования лоббистской...

лоббистская деятельность, публичная власть, Россия, коррупция, лоббирование, орган, лоббист, дача взятки, государственно-властное решение, антикоррупционная политика.

Похожие статьи

Юридические особенности лоббирования в России

Россия, лоббистская деятельность, правовое регулирование, национальный план противодействия коррупции, минэкономразвития России, лоббирование, Президент РФ, публичная власть, Российская Федерация...

Политические партии в системе противодействия коррупции...

Россия, крупный бизнес, лоббистская деятельность, бизнес, спонсор партий, Российская Федерация, нормативно-правовая база, местное самоуправление, государственная власть, теневое лоббирование.

Основы взаимодействия политических партий и государства

Россия, крупный бизнес, лоббистская деятельность, бизнес, спонсор партий, Российская Федерация, нормативно-правовая база, местное самоуправление, государственная власть, теневое лоббирование.

Политическое пространство современной России: состояние...

Россия, крупный бизнес, лоббистская деятельность, бизнес, спонсор партий, Российская Федерация, нормативно-правовая база, местное самоуправление, государственная власть, теневое лоббирование.

Модели регулирования лоббистской деятельности

Юридические особенности лоббирования в России. Чернышева В. А. Лоббирование интересов бизнеса в политических органах и

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, лоббистская деятельность, правовое регулирование, национальный план противодействия...

Российский популизм по-американски: московское движение...

Россия, крупный бизнес, лоббистская деятельность, бизнес, спонсор партий, Российская Федерация, нормативно-правовая база, местное самоуправление, государственная власть, теневое лоббирование.

Лоббизм в правоприменительном процессе РФ | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, правоприменительный процесс, принятие решения, процесс лоббирования, интерес, Свердловская область

Особенности правового регулирования лоббистской деятельности...

Легализация лоббирования как средство борьбы с коррупцией...

лоббистская деятельность, публичная власть, Россия, коррупция, лоббирование, орган, лоббист, дача взятки, государственно-властное решение, антикоррупционная политика.

Особенности правового регулирования лоббистской...

лоббистская деятельность, публичная власть, Россия, коррупция, лоббирование, орган, лоббист, дача взятки, государственно-властное решение, антикоррупционная политика.