Автор: Чечеткина Александра Евгеньевна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 04.06.2016

Статья просмотрена: 137 раз

Библиографическое описание:

Чечеткина А. Е. Особенности правового регулирования лоббистской деятельности в США: возможности для России // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1380-1383.



Первоначально в английском языке понятие «лобби» означало закрытые галереи в монастырях, с XVII века так стали называть помещение, предназначенное для прогулок в Палате общин Парламента Великобритании, где предположительно члены Парламента могли в свободной форме обсудить и поделиться мнениями о рассматриваемых законопроектах [1, с. 11]. Свое политическое значение понятие лоббирование приобрело в начале XIX века, в протоколах Конгресса США оно определялось как попытка влияния на процесс прохождение законопроекта. А вот в европейской практике понятие лоббирование стало широко использоваться только с 30-х годов ХХ века.

Впервые вопрос о правовом регулировании лоббирования встал в США во второй половине XIX века. В этот исторический период отношения между властью и бизнесом строились поверх писаных правил, в обход федерального законодательства, законов отдельных штатов и антикоррупционного законодательства. В эпоху так называемого «дикого капитализма» в США предприятия достаточно часто заключали соглашения, противоречившие правилам конкуренции и бизнес — этики, а порой и вовсе шли на экономические преступления в погоне за извлечением максимальной прибыли.

Первый шаг к специальному правовому регулированию деятельности заинтересованных групп был сделан в 1946 году, когда Конгресс принял первый в мире федеральный закон «О регулировании лоббирования», в соответствии с которым все лица, занимающиеся лоббистской деятельностью, были обязаны официально заявить о себе и пройти регистрацию в нижней палате Парламента [1, с 56–58]. Лоббистом по данному закону признавалось лицо, которое непосредственно либо через своих представителей, служащих или иных лиц собирает или получает денежные средства или иные ценности с целью использования главным образом для достижения одной из нижеследующих задач:

  1. принятия или отклонения Конгрессом Соединенных Штатов какого-либо законодательного акта;
  2. воздействия прямо или косвенно на принятие или отклонение Конгрессом Соединенных Штатов какого-либо законодательного акта.

Закон распространяется только на лоббистов, осуществляющих свою деятельность в Конгрессе США.

В настоящее время на федеральном уровне действует Закон о раскрытии лоббистской деятельности 1995 г., заменивший устаревший к тому времени Закон о регистрации лоббистов 1946 г. Особенностью данного закона является то, что его действие распространилось на лоббирование не только в Конгрессе, но и исполнительных органов власти [2].

Закон предъявляет лоббистам 3 требования:

  1. Регистрация в установленном законом порядке;
  2. Полная открытость деятельность лоббиста;
  3. Подробная регулярная отчетность о деятельности лоббиста.

Подробная регулярная отчетность о деятельности лоббиста и требование открытости предполагает информирование широкой общественности и властей в лице отдела Министерства юстиции США и специальных комиссий, контролирующих лоббистскую деятельность на уровне штатов. В то же время данные о деятельности лоббистских организаций содержатся в специальных базах данных, доступных всем гражданам США.

Законы и нормативные акты наделяют лоббистов в целом равными правами и обязанностями, независимо от их организационной формы. Регистрация лоббистов в Америке носит уведомительный характер, отказать в регистрации лоббисту невозможно, так как это автоматически рассматривается как нарушение Конституции США. Первичная регистрация лоббиста должна состояться не позднее чем через 45 дней со дня первого контакта с должностным лицом в качестве лоббиста или со дня поступления человека на работу в качестве лоббиста в специализированную фирму или корпорацию, имеющую лоббистский отдел [3, с.13–15].

За нарушения в области лоббистской деятельности установлена серьёзная ответственность, вплоть до уголовной. Так, в частности, за нарушение порядка регистрации, ведения дел, предоставления информации лоббисты могут быть подвергнуты штрафу размером до 200 тыс. долл. США, а в случаях, когда нарушения совершены намеренно в целях коррумпирования чиновников или намеренного сокрытия информации, срок лишения свободы может составить до 5 лет.

На федеральном уровне регистрацией лоббистов занимается Министерство юстиции, при этом лоббист обязан также встать на учет у секретаря Сената США и клерка Палаты представителей Конгресса США.

На уровне отдельного региона регистрация лоббистов осуществляется комиссией данного штата по регулированию лоббистской деятельности, при этом сам лоббист регионального уровня должен встать на учет в законодательном собрании штата.

В области этического, профессионального совершенствования лоббистской деятельности американцы пошли по пути создания специальной общественной организации — Американской лиги лоббистов [4].. Лига издает ежемесячный бюллетень, осуществляет разнообразные просветительские программы и рекламные мероприятия, призванные создать образ высокопрофессионального, честного и неподкупного лоббиста, сформировать имидж независимой, успешной и уважаемой профессии. В практическом плане ценность деятельности такой организации заключается в открытости и понятности профессии лоббиста для населения страны, в повышении этических и профессиональных стандартов для самих лоббистов, что частично может препятствовать коррупции и позволяет вырабатывать продуктивную методику работы в рамках действующего законодательства.

В целом следует отметить положительный опыт США в области регулирования лоббистской деятельности, о чем свидетельствует прозрачность результатов работы зарегистрированных лоббистов, а также их количественное увеличение.

Но по вопросу о возможности использования опыта США в российских реалиях возникает ряд сложностей:

Во-первых, в США существует и развивается трехзвенная модель лоббизма: группа интересов — посредник (профессиональный лоббист) — законодатель.

Во-вторых, историческая специфика развития Нового света предопределила субъектный состав заинтересованных групп и их отношения с государством. В США крупный бизнес вышел из частного сектора, а правила игры базируются на принципах правового государства и гражданского общества. Россия шла по иному пути развития: государственное происхождение частной собственности, результаты масштабной приватизации сформировали смешанный тип частно- государственных корпораций, которые и стали наиболее влиятельными группами давления в российской политике. В таких условиях сформировалась двухзвенная модель продвижения интересов: группа давления — законодатель. Самыми высококвалифицированными лоббистами подчас становятся депутаты. Исходя из этого, внедрение системы регулирования лоббистской деятельности американского образца представляется сложным и вряд ли реализуемым.

Тем не менее в России попытки принятия закона о лоббистской деятельности предпринимаются в течение последних 15 лет. Так, работа над законопроектом «О регулировании лоббистской деятельности» начата еще в 1992–93 годах в Верховном Совете РФ. На базе рабочих групп ВС РФ в Государственной Думе была сформирована единая группа. И началась работа над единым законопроектом. Один из самых серьезных разделов предлагаемого закона был посвящен проблеме иностранного лоббизма. В случае принятия закона российский законодатель получил бы возможность контролировать зарубежных лоббистов. По мнению авторов законопроекта, данный закон должен был стать базовым, «рамочным», в развитие которого каждая из ветвей власти и каждый из субъектов Российской Федерации могли бы принимать свои нормативные правовые акты, учитывающие практику и опыт взаимодействия общественных институтов и коммерческих структур с государственными органами. В октябре 1995 года он был внесен в Государственную Думу депутатами В. И. Зоркальцевым, Г. Н. Махачевым, А. В. Чуевым. В силу малого кворума закон не был принят.

24 ноября 2003 года депутатами Б. Б. Надеждиным, И. М. Хакамадой, Б.Е Немцовым был внесен в Государственную Думу законопроект «О лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти». В данном законе была предпринята попытка институционального оформления механизма согласования интересов политических, экономических и иных групп в процессе подготовки и принятия решений, прежде всего федеральными органами государственной власти.

Основываясь на представлении о лоббистской деятельности как нормальном инструменте согласования интересов, предлагаемый законопроект давал определение и устанавливал правовые основы этой деятельности. Предусматривался институт аккредитации лоббистов в органах власти в уведомительном порядке, нормы о раскрытии информации. Принятие законопроекта должно было содействовать возникновению состязательности, «добросовестной конкуренции» среди лоббистов, вытеснению недобросовестных и прямо противоправных форм и методов их влияния, а также обеспечению максимальной открытости процессов подготовки и принятия решений, принимаемых в интересах как общества, так и отдельных групп и лиц. Закон не принят.

Стоит не забывать, что специфика лоббирования состоит в том, что его укоренение в государстве зависит от определенных условий работы всей системы власти. Имеются в виду, в частности: достаточный уровень открытости этой системы, достаточный уровень партийного строительства, а также весомое место парламента в законодательном процессе. Нужна даже институализированная оппозиция. В российской действительности формирование лоббирования возможно только наряду с совершенствованием иного законодательства: необходимо легализовать лоббистскую деятельность, увязав ее с принятием системы нормативных правовых актов о депутатской (парламентской) этике и антикоррупционным законодательством, предусматривающими установление мер юридической ответственности.

Исходя из выше сказанного в целях регулирования лоббистской деятельности в России автор предлагает следующие меры:

1) законодательно разрешить парламентариям представлять определенные интересы за вознаграждение, обязать их официально регистрировать в соответствующей палате Парламента область своих интересов. При этом парламентарий не должен принимать участие в голосовании законопроектов в сфере своих интересов;

2) предусмотреть в законодательстве нормы, которые позволят общественным организациям активно взаимодействовать с органами власти, в том числе путем делегирования своих представителей для обсуждения принимаемого политического решения, но только в сфере уставных интересов организации. Обязать такие организации ежегодно сдавать отчетность о своей деятельности в этой области;

3) сделать доступными для свободного входа граждан помещения представительных органов власти, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях — это повысит степень общественного контроля и обеспечит свободный доступ граждан к избранным ими представителям в установленные часы приема;

4) ужесточить законодательство в части ответственности парламентариев за продвижение не обозначенных ими интересов, а также должностных лиц за препятствие доступа представителей общественных организаций к процессу принятия решений в области их интересов;

5) адаптировать к указанным мерам законодательство о коррупции.

Эти меры позволят внести прозрачность в процесс представительства интересов, одновременно повысив опасность для действий коррупционного характера, что положительно скажется на тенденции по снижению уровня коррупции. Что касается специального закона о лоббизме, то, учитывая специфику сложившихся в современной России групп интересов, принятие такого закона сегодня маловероятно. Но в случае прохождения закона о лоббистской деятельности, на наш взгляд, его эффект усилит действие предложенных мер и позволит существенно снизить уровень нелегального лоббизма и коррупции.

Литература:

  1. Любимов А. П. История лоббизма в России. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005. — 2008 с.
  2. Lobbying Disclosure Act. URL: http://www.senate.gov/legislative/Lobbying/Lobby Disclosure Act/TOC.htm (датаобращения 20.06.2015)
  3. Лоббизм в США, как осуществляется лоббизм в США что можно позаимствовать для России — М.: Фонд «ИСЭПИ исследовательская группа Terra America», 2013. — 81 с.
  4. American League of Lobbyists (ALL). URL: http://www.alldc.org/ (дата обращения 20.06.2015)
Основные термины (генерируются автоматически): лоббистской деятельности, регулирования лоббистской деятельности, деятельности лоббиста, раскрытии лоббистской деятельности, лоббистской деятельности американцы, регулированию лоббистской деятельности, области лоббистской деятельности, лоббистской деятельности американского, «О лоббистской деятельности, правового регулирования лоббистской, «О регулировании лоббистской, качестве лоббиста, области регулирования лоббистской, уровне регистрацией лоббистов, Подробная регулярная отчетность, лоббистской деятельностью, целях регулирования лоббистской, регистрации лоббистов, региона регистрация лоббистов, Американской лиги лоббистов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос