Факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 22.11.2018

Статья просмотрена: 3709 раз

Библиографическое описание:

Данилова, В. Ю. Факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной организации / В. Ю. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 230-233. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54136/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье предлагается рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной организации, рассматриваются особенности, оказывающие влияние на формирование их собственной конкурентоспособности.

Ключевые слова: конкурентоспособность, строительство, строительная организация, факторы конкурентоспособности.

Анализ зарубежной и отечественной экономической литературы показал, что в зависимости от научных взглядов авторы по-разному обосновывают комплекс факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий. Проблемой изучения факторов конкурентоспособности предприятия занимались такие ученые, как М. Портер, Артур А. Томсон-мл. и А. Дж. Стрикленд, А. Олливье, А. Дайан и Р. Урсе, Р. А. Фатхутдинов, В. Л. Белоусов и др.

Самый распространенный подход к классификации факторов конкурентоспособности предприятия в экономической литературе был предложен российским ученым Р. А. Фатхутдиновым [1]. В соответствии с этим подходом все факторы разделяются на две основные группы в зависимости от способности предприятия на них влиять. Данная классификация включает внешние факторы, проявление которых в малой степени зависит от предприятия, и внутренние, почти полностью определяемые руководством предприятия.

Данный подход к группировке факторов конкурентоспособности является наиболее приемлемым, поскольку строительное предприятие следует рассматривать как открытую систему, на которую оказывают влияние факторы как внешней, так и внутренней среды. Однако, при всем удобстве предложенной ученым классификации и многообразии выделенных факторов возможна дополнительная систематизация внешних и внутренних факторов обеспечения конкурентоспособности предприятия.

К внешним факторам относятся те факторы, на которые предприятие — производитель продукции не может оказывать влияния. Внешние факторы можно разделить на четыре группы, в зависимости от масштаба: мировой уровень; макроуровень; мезоуровень; микроуровень.

Данная классификация представлена на рис. 1.

Основными факторами воздействия на конкурентоспособность строительного предприятия на мировом уровне являются: глобализация в мировой экономической системе, международная стандартизация в области менеджмента качества экологического аудита, влияние международных и транснациональных компаний, международная конкуренция. Уровень напрямую связан с процессами, происходящими d мировой экономической системе.

К главным факторам макроуровня относятся: экономическая политика государства, включающая такие основные направления, как таможенное регулирование, денежно-кредитная политика, государственное страхование, налоговая политика, экономико-правовое стимулирование привлечение инвестиций в строительную отрасль; в области нормативно-правовой базы: обеспечение стабильности гражданского и коммерческого законодательства, лицензионная политика; в политической ситуации: уровень политической стабильности в стране, уровень гарантий международных обязательств, отношение к привлечению иностранного капитала и поддержке отечественного производителя; социально-демографические и социально-культурные условия; уровень развития технологий и промышленности, включающий: технологические возможности по производству строительной продукции, новизна технологии и т. д.

Мезоуровень — уровень, занимающий среднее положение между макроуровнем и микроуровнем. К мезоэкономике можно отнести экономику отраслей и экономику регионов.

Рис. 1. Основные факторы обеспечения конкурентоспособности строительных предприятий

Поэтому главными факторами мезоуровня можно считать природно-климатические условия региона, демографическую ситуацию, экономический потенциал региона, состояние потребительского рынка, а также уровень науки и образования в регионе.

Все эти факторы тесно взаимосвязаны, однако, уровень их воздействия в различных регионах отличается. Каждый регион отличается своей спецификой и особенностями. Поэтому для каждого региона должны быть установлены свои конкурентные преимущества, пригодные для развития определенных отраслей промышленности.

Внешними факторами, определяющими конкурентоспособность строительного предприятия на микроуровне, являются субъекты рыночных отношений: инвесторы, заказчики, подрядчики, девелоперы, производители, и взаимосвязи между ними. Каждый участник рыночных отношений может по-разному влиять на конкурентоспособность строительного предприятия.

Внутренние факторы подразделяются на производственные, финансово-экономические и интеллектуальные.

В отличие от факторов внешней среды, факторы внутренней непосредственно определяются причинами, зависящими от самой организации в наращивании потенциала конкурентных преимуществ. К внутренним факторам отнесены параметры, которыми строительное предприятие способно самостоятельно управлять:

– параметры используемых ресурсов и технологий;

– параметры интеллектуального капитала предприятия (производственного, маркетингового, финансового, юридического, кадрового);

– параметры конкурентного преимущества предприятия;

– параметры социальной и культурной ответственности.

Главными внутренними факторами, определяющими конкурентоспособность строительного предприятия, являются: производственные, финансово-экономические и интеллектуальные факторы.

Производственные факторы включают в себя научно-исследовательскую деятельность, уровень технологии, уровень механизации и автоматизации труда, качество продукции, применение информационных технологий, длительность производственного процесса, обеспечивающий высокий уровень технической и экологической безопасности производственного процесса, внедрение инноваций и др. [2].

Производственный фактор открывает новые возможности и методы для модернизации технологии производства новой продукции, хранения и сбыта. Внедрение новаций и применение новых технологий позволяет существенно сократить издержки производства, сократить срок строительства, снизить требования к инфраструктуре, улучшить эксплуатационные качества зданий, что в совокупности ведет к повышению конкурентоспособности строительного предприятия.

Еще одним важным производственным фактором, определяющим конкурентоспособность строительного предприятия, является качество производимой продукции и услуг. Строительная продукция и услуги могут стать конкурентоспособными только в том случае, если они будут отвечать требуемому потребителю уровню качества. Потребительские свойства являются главной характеристикой строительной продукции и услуг. Это, прежде всего, способность зданий и сооружений выполнять свои функции. К основным потребительским свойствам продукции и услуг в строительстве можно отнести: отсутствие дефектов и браков, экологичность, долговечность, надежность, возможность ремонта, внешний вид, прочность, цвет, форма, стиль и др.

В общем виде потребительские свойства товаров и услуг в строительстве можно разделить на технические, физические, эксплуатационные, ценовые и эстетические. Для повышения потребительской ценности товары и услуги должны способствовать удовлетворению подсознательных потребностей, например, возрастных, психологических, культурных, духовных, статусных и т. д. Однако потребительские свойства товаров и услуг должны рассматриваться со стороны потребителя, для которого качество товаров и услуг имеет немаловажное значение.

Качество представляет собой способность строительной продукции и услуг выполнять свои функции, направленные на максимальное удовлетворение потребностей потребителей и заказчиков. В понятие качества входит долговечность, технологичность, надежность строительной продукции, простота эксплуатации и ремонта, экологичность и другие важные свойства.

Финансово-экономическими факторами, влияющими на конкурентоспособность строительного предприятия, являются: уровень финансовой устойчивости, темпы обновления и модернизации продукции, обеспеченность основными фондами, соотношение собственных и заемных средств, уровень прибыли и рентабельности, уровень загрузки производственных мощностей, ликвидность предприятий, деловая и инвестиционная активность, уровень специализации и концентрации производства, уровень расходов на научно-технические исследования, репутация предприятия, использование современных маркетинговых инструментов, ценовая политика.

Финансово-экономические факторы и конкурентоспособность предприятия — это сложные и взаимосвязанные категории. Повышение конкурентоспособности невозможно без поддержания стабильного и устойчивого финансово-экономического положения на предприятии, и, наоборот, без устойчивого финансового состояния невозможно решать задачу повышения конкурентоспособности строительного предприятия.

К интеллектуальным факторам конкурентоспособности строительных предприятий можно отнести: уровень квалификации персонала относительно организации главного конкурента, корпоративную культуру, корпоративные ценности, опыт работы персонала в условиях жесткой конкуренции, уровень мотивации персонала, патенты и лицензии, применяемые стратегии маркетинга, организация продаж, стиль управления руководства, лидерские качества и квалификация управляющих менеджеров. Немаловажное значение имеет уровень комфортности условий труда персонала, уровень организации и охраны труда.

Большое значение для предприятия имеет система повышения квалификации персонала организации. Перед обучением персонала компания изначально должна ставить определенные цели:

– повысить уровень профессионализма и квалификацию персонала;

– повысить осведомленность сотрудников о миссии и стратегических целях компании, заинтересовать персонал в их достижении;

– улучшить экономические, финансовые и производственные показатели.

Предприятия, осуществляющие современную и эффективную образовательную подготовку кадров, являются более конкурентоспособными на рынке. Важно заметить, что в процессе обучения сотрудники предприятия овладевают новыми знаниями, методами анализа и работы, которые необходимы для решения задач на предприятии в различных ситуациях. Одним из важных направлений совершенствования управленческого персонала является то, что основное внимание должно уделяться конкурентным преимуществам более высокого порядка — бренд-менеджмент предприятия, ноу-хау, торговая марка, инновации, уровень капитализации организаций, степень творческой активности работников, связи с общественностью.

Большое значение для обеспечения конкурентоспособности предприятия в постоянно изменяющейся внешней среде, имеют лидерские качества и квалификация руководящего персонала. В мировой экономике немало примеров, когда благодаря таланту руководителя компания добивалась высоких результатов не только на местном, но и на мировом рынке. К таким руководителям можно отнести Билла Гейтса (Microsoft), Стива Джобса (Apple), Ричарда Брэнсона (Virgin Group), Сэмюэля Мур Уолтона (Wal-Mart).

Таким образом, факторы конкурентоспособности строительных предприятий — это те явления и процессы во внутренней и внешней среде предприятия, оказывающие непосредственное влияние и вызывающие изменения экономических, финансовых и производственных показателей предприятия.

Важно отметить, что все рассмотренные факторы могут воздействовать на предприятие, как в сторону повышения его конкурентоспособности, так и способствовать к ее снижению. Для достижения и увеличения конкурентных преимуществ необходимо проводить полный и тщательный анализ внешних и внутренних факторов конкурентоспособности строительного предприятия, а также эффективно их использовать.

Литература:

  1. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. М.: Дело, 2015. С. 140.
  2. Абдразаков Р. И., Буткова Д. А., Петрулев Д. С., Тимофеева А. Ю. Факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной продукции // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 3 (97). С. 14.
  3. Альмухаметова Э. Р. Теоретические вопросы формирования механизма управления конкурентоспособностью строительной продукции // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 5 (64).
Основные термины (генерируются автоматически): строительное предприятие, конкурентоспособность, строительная продукция, конкурентоспособность предприятия, предприятие, услуга, мировая экономическая система, мировой уровень, производственный процесс, строительная организация.


Похожие статьи

Конкурентоспособность строительной организации

В статье предлагается авторское определение понятия «конкурентоспособность», рассматриваются особенности строительных организаций, оказывающие влияние на формирование их собственной конкурентоспособности, выявляются факторы конкурентоспособности орга...

Факторы внешнеэкономической конкурентоспособности региона

В статье исследуются факторы, определяющие состояние внешнеэкономической конкурентоспособности региона, также оказывающие непосредственное влияние на ее развитие.

Факторы, влияющие на эффективность продвижения товаров торговой организации

Статья посвящена изучению факторов, оказывающих влияние на эффективность продвижения товаров торговой организации.

Факторы, влияющие на экономическую эффективность деятельности предприятия

Рассмотрены понятие, особенности и классификация факторов, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность деятельности предприятия.

Эффективность ценообразования как фактор конкурентоспособности предприятия

В данной статье рассматриваются способы повышения конкурентоспособности предприятий, статистические аспекты и факторы, влияющие на конкурентоспособность. Также рассматривается процесс ценообразования, политика цен и стратегия ценообразования, которая...

К вопросу о факторах, влияющих на эффективность деятельности предприятия

В статье автор исследует различные классификации факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности предприятия. Определяются сильные и слабые стороны факторов.

Оценка эффективности предпринимательской деятельности: основные подходы

В статье рассматриваются вопросы, связанные с оценкой эффективности предпринимательской деятельности. Изучены внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на оценку эффективности деятельности субъектов предпринимательства, а также принципы измер...

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Особенности формирования организационной культуры в компании

В данной статье анализируется понятие организационной культуры, под влиянием каких факторов формируется сама культура. Описаны факторы, влияющие на развитие организационной культуры, которые сгруппированы в четыре группы. Также в статье показываются ...

Сущность инновационной активности предприятий

Статья посвящена сущности инновационной активности предприятий, в ней рассматриваются основные подходы к понятию инновационной активности, перечисляются факторы влияющие на инновационную активность, даны характеристики инновационно-активных предприят...

Похожие статьи

Конкурентоспособность строительной организации

В статье предлагается авторское определение понятия «конкурентоспособность», рассматриваются особенности строительных организаций, оказывающие влияние на формирование их собственной конкурентоспособности, выявляются факторы конкурентоспособности орга...

Факторы внешнеэкономической конкурентоспособности региона

В статье исследуются факторы, определяющие состояние внешнеэкономической конкурентоспособности региона, также оказывающие непосредственное влияние на ее развитие.

Факторы, влияющие на эффективность продвижения товаров торговой организации

Статья посвящена изучению факторов, оказывающих влияние на эффективность продвижения товаров торговой организации.

Факторы, влияющие на экономическую эффективность деятельности предприятия

Рассмотрены понятие, особенности и классификация факторов, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность деятельности предприятия.

Эффективность ценообразования как фактор конкурентоспособности предприятия

В данной статье рассматриваются способы повышения конкурентоспособности предприятий, статистические аспекты и факторы, влияющие на конкурентоспособность. Также рассматривается процесс ценообразования, политика цен и стратегия ценообразования, которая...

К вопросу о факторах, влияющих на эффективность деятельности предприятия

В статье автор исследует различные классификации факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности предприятия. Определяются сильные и слабые стороны факторов.

Оценка эффективности предпринимательской деятельности: основные подходы

В статье рассматриваются вопросы, связанные с оценкой эффективности предпринимательской деятельности. Изучены внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на оценку эффективности деятельности субъектов предпринимательства, а также принципы измер...

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Особенности формирования организационной культуры в компании

В данной статье анализируется понятие организационной культуры, под влиянием каких факторов формируется сама культура. Описаны факторы, влияющие на развитие организационной культуры, которые сгруппированы в четыре группы. Также в статье показываются ...

Сущность инновационной активности предприятий

Статья посвящена сущности инновационной активности предприятий, в ней рассматриваются основные подходы к понятию инновационной активности, перечисляются факторы влияющие на инновационную активность, даны характеристики инновационно-активных предприят...

Задать вопрос