В статье предлагается рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной организации, рассматриваются особенности, оказывающие влияние на формирование их собственной конкурентоспособности.
Ключевые слова: конкурентоспособность, строительство, строительная организация, факторы конкурентоспособности.
Анализ зарубежной и отечественной экономической литературы показал, что в зависимости от научных взглядов авторы по-разному обосновывают комплекс факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий. Проблемой изучения факторов конкурентоспособности предприятия занимались такие ученые, как М. Портер, Артур А. Томсон-мл. и А. Дж. Стрикленд, А. Олливье, А. Дайан и Р. Урсе, Р. А. Фатхутдинов, В. Л. Белоусов и др.
Самый распространенный подход к классификации факторов конкурентоспособности предприятия в экономической литературе был предложен российским ученым Р. А. Фатхутдиновым [1]. В соответствии с этим подходом все факторы разделяются на две основные группы в зависимости от способности предприятия на них влиять. Данная классификация включает внешние факторы, проявление которых в малой степени зависит от предприятия, и внутренние, почти полностью определяемые руководством предприятия.
Данный подход к группировке факторов конкурентоспособности является наиболее приемлемым, поскольку строительное предприятие следует рассматривать как открытую систему, на которую оказывают влияние факторы как внешней, так и внутренней среды. Однако, при всем удобстве предложенной ученым классификации и многообразии выделенных факторов возможна дополнительная систематизация внешних и внутренних факторов обеспечения конкурентоспособности предприятия.
К внешним факторам относятся те факторы, на которые предприятие — производитель продукции не может оказывать влияния. Внешние факторы можно разделить на четыре группы, в зависимости от масштаба: мировой уровень; макроуровень; мезоуровень; микроуровень.
Данная классификация представлена на рис. 1.
Основными факторами воздействия на конкурентоспособность строительного предприятия на мировом уровне являются: глобализация в мировой экономической системе, международная стандартизация в области менеджмента качества экологического аудита, влияние международных и транснациональных компаний, международная конкуренция. Уровень напрямую связан с процессами, происходящими d мировой экономической системе.
К главным факторам макроуровня относятся: экономическая политика государства, включающая такие основные направления, как таможенное регулирование, денежно-кредитная политика, государственное страхование, налоговая политика, экономико-правовое стимулирование привлечение инвестиций в строительную отрасль; в области нормативно-правовой базы: обеспечение стабильности гражданского и коммерческого законодательства, лицензионная политика; в политической ситуации: уровень политической стабильности в стране, уровень гарантий международных обязательств, отношение к привлечению иностранного капитала и поддержке отечественного производителя; социально-демографические и социально-культурные условия; уровень развития технологий и промышленности, включающий: технологические возможности по производству строительной продукции, новизна технологии и т. д.
Мезоуровень — уровень, занимающий среднее положение между макроуровнем и микроуровнем. К мезоэкономике можно отнести экономику отраслей и экономику регионов.
Рис. 1. Основные факторы обеспечения конкурентоспособности строительных предприятий
Поэтому главными факторами мезоуровня можно считать природно-климатические условия региона, демографическую ситуацию, экономический потенциал региона, состояние потребительского рынка, а также уровень науки и образования в регионе.
Все эти факторы тесно взаимосвязаны, однако, уровень их воздействия в различных регионах отличается. Каждый регион отличается своей спецификой и особенностями. Поэтому для каждого региона должны быть установлены свои конкурентные преимущества, пригодные для развития определенных отраслей промышленности.
Внешними факторами, определяющими конкурентоспособность строительного предприятия на микроуровне, являются субъекты рыночных отношений: инвесторы, заказчики, подрядчики, девелоперы, производители, и взаимосвязи между ними. Каждый участник рыночных отношений может по-разному влиять на конкурентоспособность строительного предприятия.
Внутренние факторы подразделяются на производственные, финансово-экономические и интеллектуальные.
В отличие от факторов внешней среды, факторы внутренней непосредственно определяются причинами, зависящими от самой организации в наращивании потенциала конкурентных преимуществ. К внутренним факторам отнесены параметры, которыми строительное предприятие способно самостоятельно управлять:
– параметры используемых ресурсов и технологий;
– параметры интеллектуального капитала предприятия (производственного, маркетингового, финансового, юридического, кадрового);
– параметры конкурентного преимущества предприятия;
– параметры социальной и культурной ответственности.
Главными внутренними факторами, определяющими конкурентоспособность строительного предприятия, являются: производственные, финансово-экономические и интеллектуальные факторы.
Производственные факторы включают в себя научно-исследовательскую деятельность, уровень технологии, уровень механизации и автоматизации труда, качество продукции, применение информационных технологий, длительность производственного процесса, обеспечивающий высокий уровень технической и экологической безопасности производственного процесса, внедрение инноваций и др. [2].
Производственный фактор открывает новые возможности и методы для модернизации технологии производства новой продукции, хранения и сбыта. Внедрение новаций и применение новых технологий позволяет существенно сократить издержки производства, сократить срок строительства, снизить требования к инфраструктуре, улучшить эксплуатационные качества зданий, что в совокупности ведет к повышению конкурентоспособности строительного предприятия.
Еще одним важным производственным фактором, определяющим конкурентоспособность строительного предприятия, является качество производимой продукции и услуг. Строительная продукция и услуги могут стать конкурентоспособными только в том случае, если они будут отвечать требуемому потребителю уровню качества. Потребительские свойства являются главной характеристикой строительной продукции и услуг. Это, прежде всего, способность зданий и сооружений выполнять свои функции. К основным потребительским свойствам продукции и услуг в строительстве можно отнести: отсутствие дефектов и браков, экологичность, долговечность, надежность, возможность ремонта, внешний вид, прочность, цвет, форма, стиль и др.
В общем виде потребительские свойства товаров и услуг в строительстве можно разделить на технические, физические, эксплуатационные, ценовые и эстетические. Для повышения потребительской ценности товары и услуги должны способствовать удовлетворению подсознательных потребностей, например, возрастных, психологических, культурных, духовных, статусных и т. д. Однако потребительские свойства товаров и услуг должны рассматриваться со стороны потребителя, для которого качество товаров и услуг имеет немаловажное значение.
Качество представляет собой способность строительной продукции и услуг выполнять свои функции, направленные на максимальное удовлетворение потребностей потребителей и заказчиков. В понятие качества входит долговечность, технологичность, надежность строительной продукции, простота эксплуатации и ремонта, экологичность и другие важные свойства.
Финансово-экономическими факторами, влияющими на конкурентоспособность строительного предприятия, являются: уровень финансовой устойчивости, темпы обновления и модернизации продукции, обеспеченность основными фондами, соотношение собственных и заемных средств, уровень прибыли и рентабельности, уровень загрузки производственных мощностей, ликвидность предприятий, деловая и инвестиционная активность, уровень специализации и концентрации производства, уровень расходов на научно-технические исследования, репутация предприятия, использование современных маркетинговых инструментов, ценовая политика.
Финансово-экономические факторы и конкурентоспособность предприятия — это сложные и взаимосвязанные категории. Повышение конкурентоспособности невозможно без поддержания стабильного и устойчивого финансово-экономического положения на предприятии, и, наоборот, без устойчивого финансового состояния невозможно решать задачу повышения конкурентоспособности строительного предприятия.
К интеллектуальным факторам конкурентоспособности строительных предприятий можно отнести: уровень квалификации персонала относительно организации главного конкурента, корпоративную культуру, корпоративные ценности, опыт работы персонала в условиях жесткой конкуренции, уровень мотивации персонала, патенты и лицензии, применяемые стратегии маркетинга, организация продаж, стиль управления руководства, лидерские качества и квалификация управляющих менеджеров. Немаловажное значение имеет уровень комфортности условий труда персонала, уровень организации и охраны труда.
Большое значение для предприятия имеет система повышения квалификации персонала организации. Перед обучением персонала компания изначально должна ставить определенные цели:
– повысить уровень профессионализма и квалификацию персонала;
– повысить осведомленность сотрудников о миссии и стратегических целях компании, заинтересовать персонал в их достижении;
– улучшить экономические, финансовые и производственные показатели.
Предприятия, осуществляющие современную и эффективную образовательную подготовку кадров, являются более конкурентоспособными на рынке. Важно заметить, что в процессе обучения сотрудники предприятия овладевают новыми знаниями, методами анализа и работы, которые необходимы для решения задач на предприятии в различных ситуациях. Одним из важных направлений совершенствования управленческого персонала является то, что основное внимание должно уделяться конкурентным преимуществам более высокого порядка — бренд-менеджмент предприятия, ноу-хау, торговая марка, инновации, уровень капитализации организаций, степень творческой активности работников, связи с общественностью.
Большое значение для обеспечения конкурентоспособности предприятия в постоянно изменяющейся внешней среде, имеют лидерские качества и квалификация руководящего персонала. В мировой экономике немало примеров, когда благодаря таланту руководителя компания добивалась высоких результатов не только на местном, но и на мировом рынке. К таким руководителям можно отнести Билла Гейтса (Microsoft), Стива Джобса (Apple), Ричарда Брэнсона (Virgin Group), Сэмюэля Мур Уолтона (Wal-Mart).
Таким образом, факторы конкурентоспособности строительных предприятий — это те явления и процессы во внутренней и внешней среде предприятия, оказывающие непосредственное влияние и вызывающие изменения экономических, финансовых и производственных показателей предприятия.
Важно отметить, что все рассмотренные факторы могут воздействовать на предприятие, как в сторону повышения его конкурентоспособности, так и способствовать к ее снижению. Для достижения и увеличения конкурентных преимуществ необходимо проводить полный и тщательный анализ внешних и внутренних факторов конкурентоспособности строительного предприятия, а также эффективно их использовать.
Литература:
- Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. М.: Дело, 2015. С. 140.
- Абдразаков Р. И., Буткова Д. А., Петрулев Д. С., Тимофеева А. Ю. Факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной продукции // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 3 (97). С. 14.
- Альмухаметова Э. Р. Теоретические вопросы формирования механизма управления конкурентоспособностью строительной продукции // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 5 (64).