В рамках исследования рассмотрен вопрос обеспечения конкурентоспособности предприятий строительной отрасли в современных экономических условиях. К методам решения вопроса конкурентоспособности относят применение стратегий диверсификации, которые подразделяются на несколько видов в зависимости от движения организации по цепочке жизненного цикла продукции. В статье отражены данные анализа деятельности нескольких строительных организаций, и в результате сделан вывод, что большинство компаний занимаются расширением своей деятельности по истечению определенного срока функционирования предприятия, применяя различные инструменты маркетинга. Этот шаг является обязательным, если компания хочет оставаться на рынке в долгосрочной перспективе.
Ключевые слова: строительная отрасль, строительство, диверсификация, стратегия организации, конкурентоспособность.
As part of the study, the issue of ensuring the competitiveness of enterprises in the construction industry in modern economic conditions was considered. The methods of solving the competitiveness issue include the application of diversification strategies, which are divided into several types depending on the organization’s movement along the product life cycle. The article reflects the analysis of the activities of several construction organizations, and as a result it is concluded that most companies are expanding their activities after a certain period of operation of the enterprise, using various marketing tools. This step is mandatory if the company wants to remain in the market in the long run.
Keywords: construction industry, construction, design, organization strategy, competitive ability.
Вне зависимости от отрасли, в которой действует организация непрерывным процессом является борьба за потребителя. Конкурентоспособность — это обязательное качество и структурный компонент организации, если ее целью является победа в этой борьбе. Под конкурентоспособностью в рамках исследования стоит понимать способность организации сформировать и реализовывать совокупный потенциал, который обеспечивает рыночные преимущества по сравнению с другими субъектами рынка в долгосрочной перспективе. Практика показывает, что улучшение конкурентных позиций как процесс в рамках обычного функционирования предприятия вызывает затруднения для руководства, а для многих компаний это является большой проблемой, так как отсутствует общая четкая стратегия компании, финансово-экономические цели и контроль достижения этих целей. От того насколько грамотно выбрана стратегия поведения организации в конкурентной среде зависит успех предприятия в целом.
Строительная отрасль является одной из самых динамично развивающихся в Российской Федерации. Строительство как отрасль в общем виде включает в себя [2]:
– строительные организации, которые осуществляют все виды строительных работ;
– монтажные организации, которые осуществляют монтаж оборудования (технологического, транспортного, энергетического и др.);
– проектные организации;
– предприятия по производству строительных материалов, изделий и конструкций.
Условия, в которых на текущий момент приходится вести свою деятельность строительным предприятиям характеризуются следующими положениями:
– сама отрасль представляет собой сложную и динамичную структуру;
– большое влияние уровня конкурентоспособности организации на объем реализации строительной продукции;
– зависимость объемов инвестиций в отрасль от политической ситуации в стране;
– влияние состояния основных фондов на эффективность деятельности организаций строительной отрасли;
– большая привлекательность отрасли для материальных, трудовых и иных вложений;
– недостаточная развитость смежных отраслей и обеспечивающей строительную отрасль инфраструктурой;
– высокая бюрократизация на всех этапах осуществления работ;
– нестационарность, временный характер, неоднотипность строительного производства и характера конечной продукции;
– огромное количество нормативной документации, которая подлежит пересмотру, актуализации и адаптации к изменениям происходящим в отрасли.
Исходя из данных за прошлый год рынок строительной отрасли России состоит из более чем 200 000 предприятий, из которых большую часть представляют собой организации малого и среднего бизнеса [4]. Практика свидетельствует, что в строительном комплексе малое и среднее предпринимательство играет очень важную роль. Удельный вес малых и средних строительных предприятий и объем выполняемых ими подрядных работ составляют в среднем 22 % [6]. Во многих регионах приоритетными направлениями деятельности малых и средних предприятий являются: строительство жилья, производство строительных материалов, производство полуфабрикатов и конструкций, проектирование особых разделов проектной документации.
Для того чтобы предприятиям существовать на рынке и занимать лидирующие позиции необходимо постоянно развиваться, расширять сферу своей деятельности или улучшать качество выполняемых работ. Постоянное развитие и привлечение инвестиций в компанию позволяет предприятию сохранять свое конкурентное преимущество.
В рамках исследования был проведен анализ видов деятельности компаний строительной отрасли, главной целью которого является изучение вопроса выбора предприятиями областей для расширения своей деятельности. В анализе принимало участие 12 строительных компаний, большинство из которых являются представителями малого и среднего бизнеса (критерии отнесения к данным субъектам согласно требованиям Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ст.4) [1], среди них:
– 41 % представляют собой проектные организации;
– 25 % занимают организации, выполняющие строительно-монтажные работы (СМР);
– 18 % — производители строительных материалов, 16 % — компании, занимающиеся реставрацией.
Анализ проведен на основе информации, находящейся в свободном доступе и являющейся данными из справочных систем по деятельности юридических лиц. В качестве предмета исследования выступают изменения в видах деятельности компаний за последние 5 лет. Основаниями и причинами для изменений являлись такие ситуации как:
– получение лицензий на новый вид деятельности;
– усложнение требований нормативной документации и невозможность их соблюдения;
– расширение требований надежных заказчиков;
– упрощение процедур получения заказов на смежные виды деятельности;
– появление ресурсов, необходимых для расширения и т. д.
За последние 5 лет 10 из 12 изученных компаний открыли новые направления деятельности, большая часть из которых представляет собой реализацию видов деятельности, относящихся к одному классу ОКВЭД [5]. Все компании в начале своей деятельности стараются сделать упор на какой-то один вид услуг, над качеством которого работают определенный период, а затем уже переходят на следующий этап, изменяя стратегию ведения бизнеса [6]. В области маркетинга этот метод развития компании носит название — стратегия диверсификации, и представляет собой маркетинговую стратегию, которая связана с открытием новых направлений в бизнесе, отличающихся от уже существующих. В современных рыночных условиях такая стратегия может гарантировать наличие конкурентных преимуществ и развитие компании в долгосрочной перспективе.
В рамках исследования примером реализации такой стратегии может послужить компания, основной деятельностью которой является производство строительных материалов для строительных и реставрационных работ. Данная компания в 2017 году открыла новое направление своей деятельности, применив для реализации стратегию вертикальной диверсификации, а именно, были наняты дополнительные штатные единицы сотрудников с профильным образованием, которые могут выполнять комплексную реставрацию и реконструкцию зданий, а также отдельные реставрационные услуги. В рамках нового для себя вида работ компания использует свои же строительные материалы, уменьшая издержки и приобретая лояльность потребителя ко всем своим товарам и услугам. Клиенты компаний получают практически полную методику реставрации, что позволяет контролировать весь процесс реставрации и ремонта.
Примером горизонтальной диверсификации для этой же компании может служить производство продукции, состав которой смежен с той, которая уже производится в компании. К примеру, если в организации уже есть оборудование, которое позволяет производить помимо строительных материалов, еще и отдельные виды готовых элементов, которые будут интересны более широкому кругу потребителей и даже розничным магазинам строительной продукции.
В условиях растущей конкуренции стратегия диверсификации производства становится отличным инструментом для управления рисками и позволяет избежать излишней фокусировки усилий на одном направлении работы компании [3]. Важным условием реализации данной стратегии является предварительная оценка предприятием собственных возможностей в производстве новых товаров, продуктов и услуг.
В случае проектных организаций очень часто со временем компании помимо проектных работ расширяют свою деятельность переходя на следующий этап цепочки производства строительных работ и начинают заниматься строительно-монтажными работами. Это возможно только в случае наличия финансовых средств или надежных источников инвестиций, что не всегда возможно для мелких предприятий строительной отрасли.
Учитывая достаточно нестабильные условия, в которых функционируют строительные организации в последнее время, для любой компании будет целесообразно принимать меры, направленные на предотвращение своей неплатежеспособности, повышение эффективности деятельности и обеспечения конкурентоспособности организации в долгосрочной перспективе.
При всем многообразии видов и сфер деятельности предприятий строительство всегда будет ведущим направлением, поскольку оказывает воздействие на большое количество смежных отраслей. Строительство имеет множество перспектив для развития, которые будут реализованы в ближайшее время путем реализации системных изменений и конкурентных стратегии фирм, реализующих свою продукцию, работы и услуги в рамках данной отрасли.
Литература:
- Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». — М, 2007.
- Акимов В. В. Экономика отрасли (строительство) / В. В. Акимов, А. Г. Герасимова, Т. Н. Макарова, В. Ф. Мерзляков, К. А. Огай М.: ИНФРА-М, 2019. — 300 с.
- Данилова В. Ю. Конкурентоспособность строительной организации // Молодой ученый. — 2018. — № 44. — С. 67–70. — URL https://moluch.ru/archive/230/53503/ (дата обращения: 18.09.2019)
- Федеральная служба государственной статистики URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 15.09.2019).
- Сетевое издание Synapse URL: https://synapsenet.ru (дата обращения: 18.09.2019).
- Справочник предприятий KOMPASS URL: https://ru.kompass.com (дата обращения: 17.09.2019)
- Белоглазова М. С. Анализ и проблемы строительной отрасли // Молодой ученый. — 2018. — № 4. — С. 104–107. — URL https://moluch.ru/archive/190/48032 (дата обращения: 18.09.2019).
- КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2019).